Не только игрушки: чем интересна для бизнеса сфера SexTech и что мешает ее развитию
Партнер по переписке
По оценкам Allied Market Research, объем глобального рынка развлечений для взрослых в 2022 году составил $58,4 млрд и до 2032 года будет прирастать на 5,2% ежегодно. Развитие сферы подстегнула пандемия. Находясь на карантине, люди искали новые способы взаимодействия друг с другом. Это усилило интерес к секс-игрушкам с удаленным доступом (для стимуляции партнера на расстоянии), устройствам, имитирующим прикосновения и др.
На сегодня SexTech — технологии для сексуального благополучия — занимают существенную долю рынка. В 2022-м они принесли $31,4 млрд, следует из данных Grand View Research. Категория объединяет множество видов товаров и услуг, в том числе на базе искусственного интеллекта. В нее входят сервисы для знакомств, умные вибраторы, секс-роботы с настраиваемой «личностью», а также боты для просвещения в области секса и многое другое. Один из ярких примеров последних — SlutBot. Он помогает пользователям исследовать свои фантазии, подсказывает идеи, которые можно опробовать с партнером, а также освещает темы активного согласия, безопасности и многое другое.
На фоне бума нейросетей в последние два года популярность набирают также чат-боты, имитирующие сексуальных партнеров. Это, например, GirlfriendGPT, который позиционируется как виртуальный компаньон. Вокруг подобных продуктов ведется много споров. С одной стороны, они позволяют людям получить новый сексуальный опыт, а также избавиться от чувства одиночества. С другой — активное взаимодействие с цифровыми секс-ботами может, напротив, усугубить социальную изоляцию.
Деньги на секс
Этические дилеммы — не единственная проблема, с которой сталкиваются представители индустрии. Когда Синди Гэллоп в 2009 году запускала социальную платформу для обмена секс-видео Make Love Not Porn, ей пришлось вкладывать в проект собственные средства. Поддержать предпринимательницу согласился только один знакомый бизнес-ангел. Привлечь деньги от институциональных инвесторов она не смогла: часть фондов не воспринимала идею всерьез, часть просто отказывалась от общения из-за табуированности темы секса. Безусловно, успешные кейсы были. Например, за год до этого основанный в Великобритании сервис для знакомств Badoo с российскими корнями привлек $30 млн от инвестиционного холдинга «Финам». Но это были единичные сделки.
За прошедшие с запуска Make Love Not Porn годы отношение к SexTech у инвесторов изменилось. Например, в 2020 году стартапы в этой нише привлекли существенные $352 млн, а в 2021-м — $422 млн. Правда, в следующем году показатель упал до $275 млн, но тогда падение переживал весь венчурный рынок. Уже в первом полугодии 2023-го представители индустрии подняли $111,9 млн. Кроме того, за последние годы появились фонды, ориентированные на «взрослые» и «запретные» проекты. Это, например, американский Vice Ventures. Среди его портфельных компаний — разработчик продуктов для сексуального здоровья Maude. Лояльнее становятся и краудфандинговые платформы. Например, в 2019 году американский производитель секс-игрушек Eva Dame Products собрал чуть меньше $400 000 через Kickstarter.
На сегодня основную проблему для SexTech представляют платежные системы. Например, у Stripe действует политика недопустимости «взрослого» контента. Поэтому она не работает даже с дейтинг-сервисами (приложения для свиданий). Как показывает опыт фаундеров, секс-стартап может пройти проверки Stripe и стать партнером системы, но впоследствии — столкнуться с блокировкой. Схожие правила есть и у PayPal.
Те же платежные системы, которые готовы работать с индустрией для взрослых, взимают с компаний высокую комиссию (Visa и MasterCard) — от 15% до 20% от суммы платежа. Работать по таким условиям невыгодно. Но и это не гарантирует бизнесу безболезненный опыт. Так, например, MasterCard и Visa могут отказаться от партнера, зафиксировав контент с менструальной кровью, хотя это нигде напрямую не прописано.
Несмотря на большое количество ограничений, рынок SexTech — перспективный. Фаундерам стоит запастись терпением, а также следовать нескольким рекомендациям:
- быть готовыми долго и последовательно развиваться на свои деньги;
- активно изучать новые технологии, которые помогут обойти существующие ограничения рынка. Например, сервисы на базе генеративного искусственного интеллекта (к ним, например, относятся ChatGPT, Midjourney и др.) помогают сократить стоимость создания контента и таким образом компенсировать высокие расходы на платежные сервисы;
- заниматься нетворкингом и следить за конкурентами. Это позволит заранее узнать о подводных камнях в той или иной нише и понять, как их обойти.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора