К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Фабрика счастья: как гуру, коучи и предприниматели зарабатывают на наших эмоциях

Фото Getty Images
Фото Getty Images
В последние годы в мире сформировалась так называемая экономика счастья. Осознанность как важная его составляющая — это уже не просто модный тренд, а часть государственной политики и прибыльная индустрия, которая приносит больше миллиарда в год. Социологи Ева Иллуз и Эдгар Кабанас ставят под сомнение призывы верить, что в жизни все наладится, стоит только проявлять терпение и правильно расслабляться. Свои доводы они приводят в книге «Фабрика счастливых граждан. Как индустрия счастья контролирует нашу жизнь»

Социологи Ева Иллуз и Эдгар Кабанас взяли на себя неблагодарную задачу по развенчанию мифов вокруг «позитивной психологии», коучинга, курсов личностного роста и различных гуру осознанности. Более того, они ставят под сомнение саму укоренившуюся в современной академической психологии концепцию счастья как нормы, а также скептически выражаются о том, можно ли действительно измерить уровень счастья, как это уже много лет делают уважаемые социологические институты и международные организации

В своей книге «Фабрика счастливых граждан. Как индустрия счастья контролирует нашу жизнь» (выходит на русском языке в импринте «Лед» издательства АСТ) они  осуждают современный «эмоциональный капитализм» и «тиранию позитивного мышления». Кроме того, они подвергают критическому разбору работы ученых, которые, поддавшись подкрепленному грантами запросу государств и бизнеса, переносят ответственность за счастье на человека, который, вне зависимости от обстоятельств, просто должен научиться получать удовольствие «от нарезки овощей» и прокачивать осознанность. Forbes публикует отрывок.

Отступление во внутреннюю цитадель 

После финансового кризиса 2008 года распространилась практика обращаться к коучам и другим специалистам личностного развития. СМИ, интернет-сайты и блоги советовали, как ухаживать за собой, как справляться с чувствами в сложные времена, а также предупреждали об опасных последствиях невнимательности к себе. 

 

Статья «Как заботиться о себе во время кризиса» была опубликована в «Хаффингтон пост» в  2009 году и перепечатана в 2011 году, и это очень яркий пример из сотен подобных материалов, которые размножились с начала мирового финансового кризиса. В ней тренер по карьере и специалист по подбору персонала пишет следующее: 

«Было бы неверным игнорировать тот факт, что многие из нас находятся в ситуации хаоса, неопределенности и  страха. На нас каждый день сыплются новости о состоянии нашей экономики и безработице. […] Если позволить стрессу захватить вашу способность заботиться о себе, то это негативно скажется на здоровье, что в свою очередь мешает успешно справляться с  трудными обстоятельствами. […] С учетом этого я хотел бы предложить несколько важных советов по уходу за собой. Сохраняйте чувство собственного достоинства. […] Смейтесь и  улыбайтесь. […] Заботьтесь о мелочах. […] [И] оставайтесь в настоящем. […] Такие вещи, как увольнения, финансовые трудности с легкостью могут снизить самооценку и даже спровоцировать пренебрежение собой, но сейчас как никогда важно помнить об очень простых практиках, которые помогут вам позаботиться о себе и с легкостью преодолеть глобальный хаос, он может стать вашим личным вызовом. Помня об этом, спросите себя: как вы заботитесь о себе?»

 

Глобальный финансовый кризис 2008 года привел к  резкому ухудшению экономической ситуации во всем мире, ознаменовав период, отмеченный сокращением возможностей, высоким уровнем бедности и неравенства, ростом неустойчивой (прекарной) занятости, сильной государственной нестабильностью и политическим недоверием. Десятилетие спустя последствия кризиса все еще ощущаются, а многие из них, похоже, закрепились и стали хроническими, что вызывает серьезные дебаты: не живем ли мы сейчас в период большого социального, политического и  экономического регресса. 

Из-за кризиса общественность яснее осознала ситуацию нестабильности и ненадежности, но структурные факторы, определяющие жизнь людей, по-прежнему остаются для большинства довольно незаметными и непонятными. Как следствие, чувства неуверенности, незащищенности, бессилия и тревоги за будущее укоренились, а дискурсы, призывающие нас погрузиться в  себя, нашли благодатную почву для распространения и проникновения в сознание людей, особенно тех, кто сильнее всего страдает от последствий сложившейся ситуации. Несколько десятилетий назад Кристофер Лэш утверждал, что в трудные времена повседневная жизнь превращается в упражнение на «психическое выживание»: люди в  нестабильной, рискованной и непредсказуемой обстановке прибегают к своего рода эмоциональному отступлению от любых обязательств, кроме своего психического самосовершенствования и личного благополучия. Также Исайя Берлин отмечал, что отступление во «внутреннюю цитадель», индивидуалистическую доктрину, побуждающую нас скрыться в крепости нашего «я», «возникает, когда внешний мир оказывается исключительно скучным, жестоким или несправедливым». Джек Барбалет пришел к аналогичным выводам, отметив, что во времена, «когда возможности значительно повлиять на экономические, политические и другие процессы невелики, люди, скорее всего, будут ощущать себя центрами эмоций». Таким образом, призыв погрузиться во внутренний мир хотя и не является совершенно новым или характерным для нашего времени, похоже, с новой силой зазвучал в последние несколько лет, особенно после серии экономических и социальных изменений, вызванных 2008 годом. 

Как недавно утверждала социолог Мишель Ламон, граждане неолиберальных обществ, переживших крах, пришли к убеждению, «что им нужно обратить взгляд внутрь себя и найти в  себе силу воли, чтобы подняться и противостоять волне экономического упадка». Эта вера имеет важные социальные последствия: она не только провоцирует отделение «я» от его общественного и  политического содержания, заменяя это содержание нарциссической заботой о себе, но убеждая людей, что решение их проблем — это вопрос исключительно личных усилий и жизнестойкости, что ограничивает возможности для коллективной разработки социально-политических изменений. 

 

Корпорация «Майндфулнес» 

Растущие предложение и спрос на терапию, услуги и продукты, связанные со счастьем, в последние несколько лет следует интерпретировать как симптомы и причины растущей культурной тенденции к обращению внутрь себя в поисках психологических ключей и силы воли, а также как попытки справиться с неопределенностью, чувством бессилия и отыскать решения для небезопасных ситуаций. 

Отличным примером может служить майндфулнес, то есть осознанность. Она постулирует, что переключение основного внимания внутрь себя — не уход от проблем или безнадежность, а, скорее, лучший способ в сумасшедшей и бурной реальности преуспеть и найти силы. 

Как бы это ни было выражено: в духовной ауре или научном и светском языке, осознанность призывает людей верить, что в  жизни все наладится, стоит только верить в себя, проявлять терпение, оставаться непредвзятым и не забывать расслабляться. В  этом отношении практика осознанности учит клиентов сосредотачиваться на внутреннем мире, наслаждаться настоящим моментом и подлинными чувствами, ценить мелочи жизни, расставлять приоритеты и добиваться позитивного, нетревожного и стойкого отношения к окружающему миру. 

Например, специальный выпуск журнала «Тайм» в 2016 году под названием «Наука о счастье: открытия для более радостной жизни», полностью посвященный вопросам осознанности, духовности и нейронауки, в целом ряде статей рекомендует «сохранять присутствие» как путь к «большей продуктивности и счастью», оберегать время для наслаждения собой «от людей, которые посягают на него, например, от вашей семьи», и «получать удовольствие» даже от самых обыденных занятий, как, например, «нарезки овощей на ровные части». 

Одна из статей под заголовком «Искусство присутствия» рассказывает историю Тима Райана, конгрессмена-демократа от штата Огайо, который был настолько очарован своим опытом работы с осознанностью, что решил добиться выделения федеральных средств на исследования в этой области. Вскоре после выборов в  2008 году, находясь в состоянии стресса и изнеможения, Райан отправился на ретрит по осознанности, который вел Кабат-Зинн. Райан отключил два телефона, а завершил пребывание 36-часовым молчанием. «Мой разум успокоился, и я ощутил, как он синхронизировался с моим телом,  — делится Райан. — Я подошел к Джону со словами: «Приятель, этому необходимо учиться — мы должны ввести это в школы, в  систему здравоохранения». 

 

За последние несколько лет осознанность действительно стала одной из основных тем государственной политики, школ, медицинских учреждений, тюрем и  вооруженных сил — вплоть до разработки психологических программ для бедных людей (от социально изолированных афроамериканок в Чикаго до бездомных в приютах Мадрида), направленных на обеспечение недорогого и эффективного лечения депрессии. 

Эта тема также заинтересовала исследователей. Она появилась в  конце 1980-х  годов, в  начале 2000-х годов позитивные психологи ее популяризировали, а после 2008  года тема снова резко всех заинтересовала. Приведем лишь один пример: если поиск в  PubMed с 2000 по 2008 год выдавал около 300 публикаций с упоминанием «осознанности» в названии или аннотации, то тот же поиск с 2008 по 2017 год предлагал более 3000 материалов, в том числе уже в области экономики, управления бизнесом и нейронауки. 

В то же время осознанность сама по себе стала прибыльной, глобальной индустрией, приносящей более одного миллиарда долларов в год. Бесчисленные товары с пометкой «осознанность», такие как курсы, онлайн-сессии, групповые ретриты и  даже приложения для смартфонов стремительно набирали популярность и приносили огромные доходы. Возьмем, к примеру, Headspace — лучшее приложение для развития осознанности из более чем тысячи доступных на рынке, оно было скачано более 6 млн раз и только в 2015 году принесло свыше $30 млн. 

В трудовой сфере все больше транснациональных корпораций, например, General Mills, Intel, Ford, American Express, а также Google, который открыл программу «Ищи в себе», внедряют методы развития осознанности, чтобы научить работников лучше справляться со стрессом, преодолевать неуверенность и превращать управление эмоциями в  более продуктивное и  гибкое поведение. Осознанность коснулась даже устоявшейся индустрии коучинга: «осознанный коучинг» стал модным трендом. 

 

Сегодня осознанность высоко ценится любыми экспертами по счастью, которые проникли во все социальные слои, и в первую очередь специалистами в области позитивной психологии. 

Несомненно, осознанность вполне укладывается в науку и профессиональную практику счастья, которые материализуют внутреннюю жизнь, перекладывают ответственность на человека и превращают навязчивую озабоченность внутренним миром, телом и психическим самосовершенствованием в нравственный императив, личную потребность и экономический актив. Это также вполне укладывается в индивидуалистические представления и узкое понимание социального, характерные для ученых и специалистов в области счастья, а также в неолиберальное видение мира в целом. 

Как и многие другие концепции и практики, продвигаемые учеными и экспертами в области счастья, осознанность набирает популярность благодаря обещанию избавить от многих хронических проблем современного неолиберального общества. Она также процветает благодаря убеждению, что корень этих проблем следует искать в самих людях, а не в социально-экономической реальности. Получается, что не общество нуждается в реформах, а отдельным личностям нужно адаптироваться, меняться и совершенствоваться. 

Как и многие ей подобные практики, осознанность дает ощущение умиротворения, нормальности и возможностей в нестабильной рыночной экономике. Однако ее последователи получают всего лишь техники, которые перенаправляют их внимание с окружающего мира на самих себя — и далеко не всегда с обещанным положительным эффектом. 

 

Как указывают Мигель Фариас и Кэтрин Уикхольм в своей книге «Пилюля Будды», осознанность часто усугубляет чувства депрессии и тревоги, а также чувство отчужденности и отстраненности от реальности вследствие чрезмерной сосредоточенности на самих себе. И тот же самый посыл навязчивой заботы о  себе и самокопания применим к счастью во всех его не особо отличающихся друг от друга формах, будь то назойливая книга по самопомощи, наставления гуру по осознанности на курсе за $800, упражнения по самоконтролю в приложении для смартфона или святилища объективного научного знания. Сторонники счастья обещают решение человеческих проблем, но оно является не более чем «бегством внутрь». Фактически предлагаемые экспертами и индустрией осознанность и  другие концепции и методики, связанные со счастьем, объединяет лежащий в их основе индивидуализм и узкое понимание социального.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+