Основатель «Like Центра» Аяз Шабутдинов прокомментировал обвинение в мошенничестве
В начале ноября основателя бизнес-школы «Like Центр», серийного предпринимателя Аяза Шабутдинова обвинили в совершении преступлений, предусмотренных частью 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество, совершенное организованной группой в особо крупном размере). По версии прокуратуры, Шабутдинов и его соучастники от имени подконтрольных компаний, включая «Like Центр», продавали курсы, тренинги и вебинары, рождавшие у покупателей «ложные надежды на создание успешного бизнеса и получение сверхдоходов». Сейчас Шабутдинов находится в СИЗО. Ему грозит до 10 лет лишения свободы.
Блогер с обвинением в мошенничестве не согласен. «Мы (имеется в виду «Like Центр». — Forbes) — образовательная компания. У нас есть лицензия от Министерства образования, аккредитация от Минцифры как IT-компании. Наши программы были рекомендованы Минэкономразвития», — передал предприниматель Forbes через адвоката.
По словам Шабутдинова, дело возбудили после обращения в полицию восьми бывших учеников его бизнес-школы «Like Центр», которые посчитали, что компания занимается мошенничеством. Он не назвал их имена, но отметил, что большинство из них проходило курсы еще в 2019 году.
Свой арест Шабутдинов назвал«недоразумением»: «Я до сих пор не верю в это. Ситуация, при которой уголовное дело возбуждается по заявлению восьми человек, из которых некоторые учились аж в 2019 году, притом что у компании более 50 000 клиентов, есть все лицензии, аккредитации, кажется абсурдной». Кроме того, ситуация, когда «из-за нескольких недовольных людей могут прийти с обысками, отправить в СИЗО, а всю технику вывезти, заблокировав работу компании, — нездоровый сигнал всем предпринимателям», считает он.
Одна из заявителей — Наталья Калистратова. Она фигурирует в постановлении о возбуждении дела от 16 октября. Согласно документу (есть у Forbes), ее убедили в «высокой результативности образовательной программы» и таким образом причинили ущерб на 1,9 млн рублей.
В беседе с Forbes она утверждала, что не окончила курсы, разочаровавшись в их качестве. Шабутдинов уверяет, что она была довольна обучением. А претензии появились после слета учеников «Like Центра» в Катаре в 2020 году, где предприниматель негативно высказался о ее работе: «Во время обучения она игнорировала выполнение домашних заданий. Спустя год на слете предпринимателей в Катаре из-за очередного невыполненного домашнего задания я при других студентах критично высказался о ее халатном отношении к домашним заданиям», — заявил он.
По подсчетам Шабутдинова, всего на юрлица компании с момента запуска в 2015 году подали порядка 124 исков. Но предприниматель не считает это критичным: «Если посчитать, то 124 иска от 50 000 студентов (столько, по данным Шабутдинова, прошло обучение в бизнес-школе. — Forbes) — это менее 1% (0,25%. — Forbes). Поэтому говорить о критичности этих показателей, наверное, неправильно. Кроме того, нам известно, что есть инициативная группа, которая побуждает людей, даже довольных обучением, писать эти иски».
Адвокат предпринимателя Никита Апаликов считает ситуацию правовым недоразумением: «Исходя из документов, предоставленных нам следствием, и понимая структуру правоотношений, которые формировались между учениками компании «Like Центр» на договорной основе, защита Аяза Шабутдинова не видит состава [уголовного] преступления».
Сейчас задача защиты — добиться изменения меры пресечения в отношении Шабутдинова на не связанную с содержанием в СИЗО, рассказал юрист. «Дальше защита будет делать то, что должна — доказывать невиновность подзащитного и безосновательность обвинений следствия», — заявил Апаликов.