К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Свернуть корпоративную гору: как российскому специалисту найти работу в Лондоне

Фото Artur Tumasjan / Unsplash
Фото Artur Tumasjan / Unsplash
К 29 годам победитель рейтинга Forbes «30 до 30» в категории «Управление» Дмитрий Зборовский успел поработать бизнес-аналитиком в престижной консалтинговой компании McKinsey & Company, стать топ-менеджером в такси-сервисах Gett и «Яндекс Go» и старшим вице-президентом по искусственному интеллекту «СберМаркета». В 2022 году он покинул последнюю и за несколько месяцев устроился в международный фудтех-стартап Deliveroo и переехал в Лондон. Он уверен: получить работу за рубежом может каждый. Какие шаги в этом помогут?

В 2018 году я устроился директором по аналитике в сервис доставки продуктов Instamart. За следующие четыре года мы привлекли внимание «Сбера», запустили «СберМаркет» и выросли в несколько сотен раз (созданный в 2013 году Instamart объявил о вхождении в экосистему «Сбера» в августе 2019 года, а в следующем же месяце на базе сервиса появился «СберМаркет». — Forbes). Я, со своей стороны, с нуля построил отдел аналитики и машинного обучения и расширил команду до 200 человек. 

К 2022-му бурный рост в компании остался позади, и мне захотелось бросить себе новый вызов — найти работу за рубежом. Меня мучали вопросы: а как меня там оценят? Смогу ли я забраться на вершину зарубежной корпоративной горы? В России топ-менеджером можно стать за пять — семь лет, не достигнув и 30. В Европе рынок устроен по-другому: там выше конкуренция — ты соревнуешься за место с людьми со всего мира, а на самых высоких позициях предпочитают видеть специалистов с минимум 10-15 годами опыта за плечами. 

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Я не мог похвастаться подобным, но все же мне улыбнулась удача: в июле 2022-го, спустя 150 дней активного поиска, я получил предложение возглавить международное направление машинного обучения в британском лидере доставки Deliveroo. Я даже не просел по зарплате — напротив, удвоил ее, а также получил серьезный релокационный пакет (оплата расходов на переезд и проживание в первые несколько месяцев. — Forbes). Что помогло этого добиться? 

 

Грамотная упаковка   

Я задумался о поиске работы в январе 2022 года. Первым делом я завел табличку в таск-менеджере Notion, куда несколько недель подряд собирал имена и контакты людей, которые могли мне помочь с работой — подкинуть вакансию, дать совет и прочее. Получился список из 45 представителей самых разных профессий — от разработчиков до HR-специалистов. Следующие два месяца, с февраля по март, я методично с ними созванивался и собирал полезную информацию.

Рассудив, что иностранного кандидата с видом на жительство рассмотрят охотнее, чем других экспатов, я сразу подался на визу талантов Global Talent — претендовать на нее позволял многолетний корпоративный опыт. Я получил ее только в августе 2022-го, но на собеседованиях делал акцент на том, что она скоро будет на руках. Это придавало мне веса в глазах рекрутеров и нанимающих менеджеров. Специалисты, которые находятся в начале пути, могут подать на разновидность Global Talent —  Exceptional Promise, визу для многообещающих талантов.

 

Следующим шагом стала грамотная упаковка себя как специалиста. Я не раз слышал о том, что в отличие от России за рубежом «мастерам на все руки» предпочитают тех, кто готов закрыть конкретные боли компании. По сути, соискатель на собеседовании на международном рынке продает себя так же, как предприниматель — свой продукт потенциальному клиенту. Ему необходимо перечислить, какие потребности компании он может удовлетворить, и подтвердить это результатами с прошлых мест работы. 

Чтобы определить свою основную ценность для бизнеса, я обратился к карьерному консультанту. С ним мы разработали несколько формулировок, которые отражали мои ключевые роли в компаниях. Основные две звучали так: «Я — тот, кто может прийти в стартап, где еще нет технической инфраструктуры, и помочь ему принять первое решение на основе данных» и «Я — тот, кто может быстро масштабировать существующую data-команду (аналитиков данных. — Forbes) и организовать их сплоченную работу». Определившись с позиционированием, я стал искать вакансии, где требовалась такая экспертиза. 

Умный подход 

В марте я начал откликаться на вакансии через LinkedIn, предварительно приведя в порядок свой профиль. Я обновил фотографию, подробно прописал опыт, указав обязанности и результаты работы. Помимо этого, я подавал резюме через сайты компаний. Сейчас считаю такую стратегию ошибочной — ответов почти не было, так как я был одним из тысяч кандидатов. 

 

Нужно понимать, что в Европе рынок работодателя. Здесь выбирают из сотен специалистов, и конверсия отклика в оффер (предложение о работе. — Forbes) низкая, около 5%. Чтобы получить хотя бы одно предложение, нужно отправить резюме в среднем 20 компаниям. У меня в воронке на пике было восемь, так как я подавался сам. Можно было поступить умнее и найти того, кто делал бы это за меня — например, обратиться в частные рекрутинговые агентства. Они обладают огромной базой работодателей, понимают их потребности и заинтересованы в успехе соискателя, так как получают комиссию за каждый принятый оффер. Она составляет от одной до четырех будущих зарплат специалиста.

Но лучший способ найти работу — реферальные программы, когда текущий сотрудник советует руководству потенциального кандидата. Таких соискателей рассматривают в приоритетном порядке. Это как раз мой случай: я попал на радары Deliveroo благодаря другу, который руководил в компании одной из групп по Data Science (наука о данных. — Forbes).

На 10 баллов 

Самым сложным этапом оказалась подготовка к собеседованиям. В России соискатель во время интервью открыто указывает на свои слабые стороны. Иной подход воспринимается как неадекватный. В Европе другая модель: там продавать себя на 10 из 10 считается нормой. А рекрутеры сами снимают пару баллов у кандидата как базовый коэффициент приукрашивания. Российские специалисты в таких условиях быстро сходят с дистанции, если придерживаются привычной схемы и концентрируются на провалах.

Для перестройки требуется подготовка. Что сделал я — прописал по три-четыре значимые победы с каждого места работы и учился рассказывать о них вперемежку с потенциальными точками роста. Это может звучать так: «Мои основные сильные стороны — это A, B и С. Благодаря ним я был успешным в D, E, F. Моя зона развития — это X. Чтобы прокачаться до необходимого уровня, я уже делаю Y, а следующим шагом станет Z». Натренировать этот навык помогали пробные интервью с друзьями. Можно также использовать сервисы, которые соединяют соискателей с бывшими нанимающими менеджерами из крупных компаний для практики. Это, например, платформа IGotAnOffer. 

Безусловно, работодателей интересуют не только сильные стороны кандидата и его карьерные планы. Какие темы, вероятнее всего, всплывут во время беседы: 

 
  1. Приоритизация. Рекрутер или нанимающий менеджер могут спросить о том, как вы расставляете приоритеты — например, выбираете между двумя срочными задачами. Меня также просили привести примеры ситуаций, когда я был не согласен с планом проекта и отстоял свою позицию. 
  2. Взаимодействие с коллегами. Тут могут спросить о том, как соискатель выстраивает отношения со стейкхолдерами (руководителями подразделений и топ-менеджментом. — Forbes), работает над совместными проектами, решает конфликтные ситуации.
  3. Менеджмент. Вопросы могут быть следующими: как вы развиваете своих сотрудников? Как доносите до них обратную связь? Как поддерживаете разнообразие в командах? 

Чтобы подготовиться, весной 2022-го я завел в Notion еще один, 27-страничный файл, где собирал ответы на самые вероятные вопросы потенциальных работодателей. Темы подсказывали мой личный опыт, друзья, книги и материалы от компаний. Например, Facebook (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) перед интервью отправил мне список возможных вопросов. Этот файл стал моим главным козырем — я мог ответить на любой вопрос. 

Ответы лучше всего готовить в формате историй. Я использовал для этого базовую методику STAR (Situation, Task, Action, Result — в переводе с английского: «Ситуация», «Задача», «Действие», «Результат»), доработав ее — я добавил короткое вступление (Nugget) в начало и уроки (Lessons) в конец. Так, я сначала в одной фразе описывал историю, которую планирую рассказать. Это звучало примерно так: «Сейчас я расскажу, как чуть не обанкротил компанию, но смог преодолеть кризис и сделать ее сильнее». Затем описывал ситуацию более подробно, немного преувеличивая проблему и нагнетая напряжение; решения, которые принимал; достигнутые результаты; и выводы, которые сделал по итогу этих событий. Последний пункт — ключевой. Он показывает интервьюеру, что вы постоянно работаете над собой. Говоря словами из книги «Принципы» американского миллиардера-инвестора Рэя Далио, ошибки совершают все, важно — какие уроки мы из них выносим.

The Globals — telegram-канал о релокации
Канал о людях, которые строят бизнес и жизнь по всему миру
Подписаться

В конце любого интервью соискателю дают пять минут на вопросы. И, на мой взгляд, это самый важный этап беседы — именно последние сказанные слова врезаются в память сильнее всего, утверждает известный специалист по переговорам и писатель Крис Восс. Если я общался с нанимающим менеджером, я, как правило, спрашивал его о связи философии интервьюера и его жизненного опыта. Например, во время подготовки к звонку с одним нанимающим менеджером я узнал, что он 10 лет занимался дзюдо, поэтому в конце беседы спросил: «Какой самый неочевидный урок вы вынесли из занятий дзюдо и как он помог в развития карьеры?» Это произвело на него позитивное впечатление. 

Оглядываясь назад, я выделил бы три основных шага, которые позволят найти работу за рубежом:

 
  1. Найти как можно больше работодателей.  
  2. Подготовить ответы на все потенциальные вопросы рекрутеров и нанимающих менеджеров в виде историй.  
  3. Не пренебрегать пробными интервью. 

Главный совет: держаться уверенно и общаться с компаниями с позиции «я приду и решу вашу проблему». 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+