К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Дома из чернил: как россияне привлекли более $150 млн на печать зданий на 3D-принтере

Дмитрий Стародубцев (Фото Арсения Несходимова)
Дмитрий Стародубцев (Фото Арсения Несходимова)
Российские предприниматели, Дмитрий Стародубцев и Вячеслав Солоницын, запустили стартап Mighty Buildings по созданию домов на 3D-принтере в 2017 году. А уже в 2018-м прошли престижный акселератор Y Combinator в Кремниевой долине и получила первые инвестиции — $10 млн. На сегодня проект суммарно привлек $150 млн от международных инвесторов, включая фонд при национальной нефтяной компании Саудовской Аравии. Как партнерам это удалось?

Сооснователь стартапа Mighty Buildings Вячеслав Солоницын выходит на связь с корреспондентом Forbes из Катара. В ближневосточной стране компании предстоят встречи с потенциальными партнерами. Mighty Buildings собирается печатать там малоэтажные дома на 3D-принтере и недавно привлек под это $52 млн инвестиций. Лид-инвестором стал венчурный фонд Waed Ventures при национальной нефтяной компании Саудовской Аравии Saudi Aramco. С учетом этого раунда Mighty Buildings получил более $150 млн — внушительную для проекта с российскими корнями сумму.

Фигуры из воздуха

Венчурный инвестор Солоницын создал стартап в 2017 году вместе с партнером из Томска Дмитрием Стародубцевым. Физик-технолог по образованию, Стародубцев уже имел предпринимательский опыт. В 2010 году он основал в родном городе компанию DI Group. Она брала за основу идеи существующих на рынке устройств, дорабатывала их инженерную составляющую и продавала. Первым проектом DI Group был автомат для чеканки сувенирных монет — такой аттракцион Стародубцев увидел в Восточной Европе и решил собрать аналог самостоятельно. Впоследствии у DI Group его покупали городские парки, музеи и другие общественные места. Со временем в ассортименте компании появились устройства для хранения и выдачи банковских карт, вендинговые автоматы, фотобудки и др. 

Forbes.Идеи для бизнеса
Канал о стартапах, новых идеях и малом бизнесе
Подписаться

В 3D-печать Стародубцева занесло случайно. В 2014 году он обратил внимание на успех краудфандинговой кампании первой в мире 3D-ручки 3Doodler, позволяющей рисовать объемные фигуры в воздухе. Ее авторы собрали на платформе Kickstarter более $2 млн. Но у ручки был ряд недостатков: она нагревалась из-за высокой температуры плавления пластиковых чернил и создавала неприятный запах, говорит Стародубцев. Он решил сделать аналог, используя фотополимерные чернила, которые команда DI Group разработала и продавала для настольных 3D-принтеров. Фотополимеры используются, например, в стоматологической сфере для пломбирования зубов. Чернила на их основе не перегреваются, к тому же такая ручка, в отличие от конкурентной, могла работать от аккумулятора, перечисляет предприниматель. 

 

На этапе тестирования гипотезы Стародубцев участвовал в конкурсах стартапов. Так о проекте узнал бывший инвестиционный директор фонда «Сколково» Вячеслав Солоницын. С 2011 года он жил в Сингапуре, где вместе с партнерами создал инкубатор и венчурный фонд Ruvento Ventures. Узнав об идее Стародубцева, он пригласил его приехать в азиатский город-государство и познакомиться. 

Вячеслав Солоницын (Фото Арсения Несходимова)

Продукт, который получил название CreoPop, решили запускать на глобальном рынке. Компанию по совету Солоницына открыли в Сингапуре. С помощью краудфандинговой платформы Indiegogo собрали $213 000. В 2015 году проект также привлек $500 000 на запуск производства от американского акселератора 500 Global, Ruvento Ventures и частных инвесторов. По словам Стародубцева, в дальнейшем ручки попали на полки крупных американских сетей BestBuy, Walmart, Target и маркетплейса Amazon.

 

CreoPop продал по всему миру более 50 000 экземпляров. Но в результате не справился с конкуренцией. «Мы целились в премиальный рынок, вдохновлялись Apple и хотели сделать самый лучший дизайн, качество и безопасность, — вспоминает Стародубцев. — Оказалось, что рынку нужны дешевые китайские ручки за $20, а не дорогие за $100». Основатели смогли продать компанию азиатскому ретейлеру. Стародубцев отказался раскрывать название покупателя и детали сделки.

Ferrari на рынке 3D-печати

Инвестор и предприниматель сдружились и решили сделать совместный бизнес. «Мы друг друга прекрасно дополняли: он [Солоницын] — в области фандрайзинга, я — в области продукта и технологии», — рассказывает Стародубцев. Партнеры захотели найти новое применение технологии 3D-печати с использованием фотополимерного материала и обратили внимание на сферу строительства в США. Там есть большой спрос на жилье, при этом — дефицит квалифицированной рабочей силы, объясняют они. По данным Ассоциации строителей и подрядчиков США, в 2022 году в стране не хватало 650 000 строителей, это число растет с каждым годом. 

На рынке на тот момент уже были компании, которые печатали дома на 3D-принтере. Одной из самых известных Стародубцев называет ApisCor, которую основал уроженец Иркутска Никита Чен-Юн-Тай. Свой первый дом компания напечатала в России в начале 2017 года. Но ApisCor и другие компании в этой сфере в основном использовали для печати чернила на основе бетона. Их главный минус — во времени затвердевания и усадки. Стародубцев и Солоницын решили применять для строительства материал на основе тех же полимеров, что использовались в 3D-ручках и твердели почти мгновенно. «До нас фотополимеры применялись в медицине, электронике — в основном там, где небольшие размеры изделий, но в масштабах строительных конструкций материал никто не применял из-за кучи сложностей», — утверждает Стародубцев. 

 
Дмитрий Стародубцев (Фото Арсения Несходимова)

Осенью 2017-го партнеры зарегистрировали компанию Mighty Buildings в штате Делавэр. В том же году они прошли отбор в американский стартап-акселератор Y Combinator (YC). По словам Солоницына, попасть в престижный инкубатор помогла и его репутация как основателя Ruvento. К тому моменту в управлении сингапурского венчурного фонда было более $10 млн, проинвестированных в том числе в выпускников YC. 

На собеседовании в акселератор основателей спросили, что они смогут продемонстрировать на демо-дне через четыре месяца. У команды на тот момент был только настольный 3D-принтер, оставшийся со времен CreoPop. «Мы пошли на риск, пообещали, что сделаем крупный принтер и напечатаем на демо-дне что-то крутое. Дальше оставалось только убедить команду, что это возможно», — смеясь, вспоминает Стародубцев. 

Основатели арендовали гаражный цех в калифорнийском Редвуд-Сити (сейчас производство находится в Монтерее). Задумку удалось реализовать силами инженерной команды DI Group. Также к команде присоединились специалист по робототехнике Алексей Дубов, который позже стал операционным директором компании, и директор по развитию Сэм Рубен. Оба получили миноритарные доли.

Mighty Buildings с нуля создала свой портальный принтер — устройство, напоминающее арку с печатающей головкой, в которую подаются чернила. Их прототип команда тоже сумела создать за время акселерации. Основой стали реактопласты (фотополимерный материал, который твердеет под воздействием ультрафиолета) и минеральные наполнители. Точный состав основатели держат в тайне. «Это наше ноу-хау. Мы можем печатать шестиметровые детали из полимерных материалов без усадки. Для тех, кто понимает, что такое полимеры, задача выглядит почти нерешаемой», — гордится Стародубцев. Партнеры вложили в проект около $2 млн личных сбережений. 

На демо-день в марте 2018-го Mighty Buildings привезла 40-футовый контейнер, в который был встроен 3D-принтер. «Мы в реальном времени печатали разные объекты, например скамейку, на которой посетители мероприятия могли попрыгать, чтобы показать прочность материала», — вспоминает Стародубцев. Итогом для компании стал посевной раунд на $10 млн. Основным инвестором выступил американский фонд Khosla Ventures (инвестировал в Stripe, DoorDash, Instacart и др). Mighty Buildings привлек фонд тем, что его технология может положительно повлиять на устойчивость окружающей среды к воздействию человека, прокомментировал его операционный партнер и директор по маркетингу Шерназ Давер. В сделке также поучаствовал YC и еще несколько инвесторов. 

 

Партнеры отмечают, что первые годы стартап существовал в stealth mode (скрытом режиме) и не рассказывал публично о своей деятельности. Все это время команда дорабатывала строительный материал, чтобы получить сертификат Underwriters Laboratories — независимой организации, проверяющей безопасность продуктов и производства. По словам основателей, технология была новой для консервативного строительного рынка, поэтому требовалось несколько проверок. 

Чтобы удешевить процесс исследований и разработок, Mighty Buildings открыла дочернюю компанию «Майтитех» в России. Поначалу ее офис располагался в Томске, в 2020-м его переместили в Москву. Первыми сотрудниками стали 15 человек из DI Group.

За 2019 год стартап привлек еще $30 млн от текущих инвесторов, а также фонда SV Angels и др. В следующем году Mighty Buildings получил первые патенты на свою технологию. Основными преимуществами чернил компании стали скорость отвердения и стабильность текстуры, говорит Алексей Белоглазкин, основатель компании Rocket Group, российского конкурента Mighty Buildings. Однако этот материал стоил гораздо дороже бетонных составов: «И принтер у них дорогой. Это Ferrari на рынке 3D-печати», — восклицает он.

Стародубцев признает дороговизну материалов Mighty Buildings, но не видит в этом проблемы: «Нам было неинтересно заработать на короткой перспективе — мы строили компанию, которая меняет весь рынок. А стоимость можно существенно снизить на масштабе». По словам основателей, бизнес-модель стартапа «бьется» только на рынках с высокой стоимостью труда, например в Калифорнии, где час работы строителя стоит $35. 

 
Вячеслав Солоницын (Фото Арсения Несходимова)

Конструктор домов

Основатели сразу выбрали для себя сегмент небольших одноэтажных домов — такие в Калифорнии часто ставят на задний двор. Первые постройки производили полностью на фабрике, а затем доставляли в собранном виде клиентам. Их стартап привлекал через таргетированную рекламу. Напечатанные дома стоили $115 000–285 000 в зависимости от метража (от 30 кв. м), и их готовы были покупать, утверждает Стародубцев: «Условный программист Google, который стремится к work-life balance, не хочет управлять стройкой — и мы предлагали решение под ключ».

Первую выручку — $2 млн — Mighty Buildings получил в 2021 году. Но масштабировать бизнес оказалось непросто. Каждое новое строительство выливалось в отдельный проект, который растягивался на три-шесть месяцев: большая часть времени шла не на печать, а на работы, связанные с подготовкой фундамента, получением разрешительной документации и пр. Основатели заключили, что для развития им необходим партнер-девелопер. Так же мыслили и конкуренты: например, появившийся в 2017 году в США аналогичный стартап ICON осенью 2021-го заключил партнерство с девелопером Lennar.

В начале 2021 года Mighty Buildings привлек еще $40 млн инвестиций от прежних инвесторов и новых: ArcTern Ventures, Abies Ventures и One Way Ventures. И вскоре заключил соглашение с небольшим американским девелопером Palari Group. Компании договорились вместе построить поселок из 15 домов в калифорнийской долине Коачелла. 

Тогда же стартап совершил пивот: стал печатать не целые дома, а только стены, которые можно собрать воедино на стройплощадке. Это позволило Mighty Buildings создавать крупные постройки, от 100 кв. м. Пивот также помог сократить сроки строительства: сейчас печать одного «домокомплекта» Mighty Buildings занимает до двух рабочих дней, сборка на месте — до 10 дней. Стоимость одного квадратного фута у Mighty Buildings в Калифорнии составляет около $180–200. Стародубцев уверяет, что это на 15% ниже цен на обычные дома такого же класса. 

 

В июле 2021 года в стартап проинвестировали еще $22 млн. На этот раз в раунде поучаствовал фонд AltaIR Capital. Его основатель Игорь Рябенький рассказывал Forbes, что познакомился с командой Mighty Buildings еще в 2017 году на YC, но тогда инвестировать в рисковую идею не решился. «Технология оказалась передовой, востребованной и с отличной экономикой. К тому же очень экологичной. Мы пообщались снова, произошел мэтч (совпадение. — Forbes)», — рассказывал он. 

В середине 2022 года компания получила разрешение на строительство сборных домов, но столкнулась с последствиями конфликта на Украине. Солоницын и Стародубцев не говорят об этом подробно, отмечая лишь, что Mighty Buildings пришлось закрыть юрлицо и офис в России, а команду из 120 человек релоцировать: инженерный блок — в Монтерей, материаловедческий — в Стамбул. Сейчас на Mighty Buildings работает около 250 человек. 

Тем не менее компания увеличила годовую выручку. В интервью Techcrunch новый гендиректор стартапа Скотт Гебике оценивал показатель за 2022 год в $5 млн. «Если в 2022-м речь шла о миллионах долларов, то в этом году она выросла в несколько раз за счет новых контрактов», — рассказывает Солоницын, не вдаваясь в детали. По его словам, стартап построил уже 80 домов. Инвестиционный менеджер венчурной фирмы Aloniq Кирилл Чумачков полагает, что, исходя из уже анонсированных проектов, выручка Mighty Buildings в 2023 году может составить около $20 млн. 

Время больших контрактов

Последний и самый крупный раунд инвестиций, на $52 млн, стартап Mighty Buildings анонсировал в сентябре этого года. На этот раз лид-инвестором стал фонд Waed Ventures при Saudi Aramco — национальной нефтяной компании Саудовской Аравии. Полимерный материал, который использует Mighty Buildings, делают из нефти — инвестора заинтересовал потенциал применения сырья в строительстве домов, говорит Солоницын.

 

Mighty Buildings направит деньги на выход в страны Ближнего Востока и Северной Африки. Это перспективный для стартапа регион, считает Чумачков. Он обращает внимание на возросший интерес к технологии 3D-печати в строительстве в ОАЭ. В странах региона MENA уже создают отдельные «самые инновационные» здания, а также сохраняется спрос на виллы, которые может печатать Mighty Buildings, солидарен региональный директор разработчика софта для застройщиков Signax Петр Манин.

Какое будущее у стартапа? С одной стороны, рынки модульного строительства и 3D-печати зданий растут во всем мире. Объем последнего, согласно отчету Allied Market Research, будет расти почти вдвое ежегодно и к 2031-му достигнет $751 млрд, обращает внимание инвестдиректор фонда «Восход» Егор Назаров. С другой стороны, этот бизнес очень капиталоемкий и требует больших вложений в исследования и разработку (R&D), замечает Чумачков. Стародубцев этого не отрицает: по его словам, отдельные коммерческие проекты стартапа уже прибыльны, но с учетом R&D компания убыточна.

Стартапу еще предстоит поднимать венчурные раунды, констатирует Чумачков: «Хотя у Mighty Buildings уже есть очень могущественные инвесторы, риск непривлечения инвестиций в будущем присутствует». Чумачков обращает внимание и на растущую конкуренцию. По его оценкам, сейчас в сфере строительной 3D-печати уже больше 30 стартапов. Лидирует ICON с $500 млн инвестиций. Компания строит 100 домов в Техасе, а еще нацелилась возводить дома на Луне на грант NASA в $60 млн. 

Основатели Mighty Buildings смотрят в будущее оптимистично. Стартап уже решил основные технические и продуктовые вопросы, теперь «настало время заключения больших контрактов и их качественного исполнения», говорит Солоницын. По этой причине он и Стародубцев недавно отошли от операционного управления компанией, передав его Гебике. Теперь партнеры развивают новый проект — сервис Intently для автоматизации B2B-продаж. Он находит в открытых источниках информацию о людях и компаниях и с помощью искусственного интеллекта помогает найти нужных партнеров. По словам Стародубцева, идея проекта выросла из проблем при поиске девелоперов, заинтересованных в решениях Mighty Buildings.

 

Солоницын же углубился в экологическую повестку и сейчас активно думает над проектом очистки мирового океана от микропластика. «Когда ты уже заработал деньги и достиг результатов в бизнесе, хочется решать действительно важные для человечества проблемы, связанные с климатическим и экологическим кризисом, — в этом сейчас лежат мои интересы», — рассказывает предприниматель.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+