Дневник предпринимательницы: как из булочной получилась диджитал-компания
Когда я только открывала булочную, я, конечно, не понимала, какой бизнес я хочу построить. Мне казалось очень милым, что я смогу периодически стоять за прилавком, делать вкусный кофе и продавать отличный хлеб, совсем не такой, как в обычном магазине. Можно сказать, что решение пойти в хлебный бизнес было эмоциональным и никак не просчитанным. Однако уже тогда я верила в онлайн-торговлю. Можно вывезти девушку из диджитал, но диджитал из девушки — никогда.
В 2013 году мы запускали подписку на сайте «Дождя» (признан иноагентом, зарубежные юрлица канала признаны в России нежелательными) и пытались выдумать что-то свое, чтобы стимулировать продажи. Но достаточно скоро всем стало понятно, что медиапродукт продается так же, как и любой другой продукт в e-commerce, только надо правильно использовать приемы.
С 2014 года объем рынка онлайн-продаж в России вырос в восемь раз. В 2014 году Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) сообщала, что объем рынка российской интернет-торговли составил 713 млрд рублей. А в 2022 году в исследовании аналитической компании Data Insight говорится, что общий оборот рынка розничной интернет-торговли в России составил 5,7 трлн рублей.
В 2021 году, когда я открывала булочную, сразу запустила сайт. Сделала его буквально на коленке с помощью конструктора на Wix. Мало кто верил, что мы вообще будем получать какие-то заказы с сайта, однако оказалось, что люди уже в то время были готовы покупать хлеб в интернете. Мы взяли на работу курьера на машине, чтобы он каждый день развозил заказы. Для нас самыми главными моментами тогда было добиться, чтобы хлеб приезжал к покупателю свежайший «к завтраку», то есть рано утром. И чтобы задержка с поставкой хлеба была не больше одного дня. У нас было около 20 клиентов — московские французы, для которых критично, чтобы хлеб приезжал не позже 8:30. Мы раскладывали маршрут так, чтобы точно ко всем приехать вовремя.
С русскими было, с одной стороны, проще, они не вставали в 7:00. Но они очень расстраивались, узнавая, что хлеб не приедет в тот же день. Соблюсти все эти условия было достаточно сложно, так как клиенты были из разных, иногда очень удаленных районов Москвы, и один курьер просто не успевал добраться до адреса к нужному времени. В дни, когда заказов было много, я и моя напарница садились в машины и развозили хлеб. Ну а день в день мы не могли в принципе доставить хлеб, хотя очень хотели.
В тот период у нас было около 50 клиентов. Перед новым 2022 годом мы запустили коллаборацию с писательницей Татьяной Толстой по продаже Рождественского кекса, и количество клиентов сразу увеличилось до 1000 человек.
Когда мы запустили свое производство, я стала думать, как нам сбывать свой хлеб. Первое производство было в помещении площадью в 20 м, и я при выборе возможного крупного покупателя совсем не ориентировалась на имеющиеся мощности. Это сейчас я с ужасом смотрю на наш хлебозаводик в 500 кв. м, когда понимаю, что мы получили очередного крупного клиента. А тогда мне и 20 м казались страшной роскошью.
Булочную я открывала сразу после пандемии, за время которой я стала фанатом Ozon. Поэтому, когда я думала о больших клиентах, первое что приходило в голову: а может, попробовать Ozon, тем более что вход на площадку был очень простым: надо было зарегистрироваться, создать личный кабинет и загрузить товары. Маркетплейс тогда только-только начал работать по направлению Fresh. Я долго искала кнопочку, как сообщить Ozon, что мы готовы поставлять во Fresh, в итоге написала в техподдержку и они просто дали телефоны менеджеров. Сейчас люди, которые работали с нами на запуске, говорят, что все получилось, потому что мы очень быстро все сделали: карточки, документы, подключение к ЭДО (электронный документооборот). Для человека с медийным опытом завести в личном кабинете десять товаров было как раз плюнуть, видимо, такого скоростного подхода у обычного продавца на этой площадке нет.
Мы начали в сентябре 2021 года, и выручка в первый месяц составила 40 000 рублей, сейчас в месяц мы продаем хлеба более чем на 2 млн рублей.
Мы вкладывались в рекламу нашего хлеба на Ozon, постоянно писали в соцсетях, что теперь наш хлеб можно купить на этой площадке. И делали мы это потому, что наконец-то любой мог заказать наш хлеб и получить его в тот же день. Меня совсем не пугало то, что одна буханка, проданная через маркетплейс, приносит нам меньше денег. Я понимала, что собственными усилиями мы никогда не создадим доставку за час или вынуждены будем потратить очень много денег с неочевидным результатом.
Сейчас у нас почти не осталось постоянных розничных клиентов, все они покупают наш хлеб на Ozon, в «Самокате» или «ВкусВилле». И я совсем не жалею об этом, покупателей моего хлеба, благодаря более крупным технологически подкованным компаниям, стало в тысячи раз больше. И, кроме того, меня греет мысль, что я владею одной из самых прогрессивных компаний на рынке. Так что если есть возможность использовать мощности более развитых, богатых фудтех-компаний, делайте это.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора