К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Поддержка инноваций и дорогие сотрудники: что ждет российский стартап в Нидерландах

Амстердам, Нидерланды (Фото Unsplash)
Амстердам, Нидерланды (Фото Unsplash)
Нидерланды — одна из самых популярных европейских стран среди технологических компаний. Здесь располагается штаб-квартира Miro, открыты офисы «Яндекса», iFarm и других заметных игроков от российских основателей. Бывший консультант McKinsey & Company Ярослав Медведев, который в 2022 году вместе с партнером запустил нидерландский сервис для совместной работы IT-команд not8, рассказывает, чем страна привлекла предпринимателей, как получить местную визу и где искать финансирование

Воля случая 

В феврале 2022 года я уехал из России в Европу. На тот момент я работал старшим менеджером по развитию бизнеса в стартапе Cherry Labs (среди основателей — партнер инвестиционного фонда Gagarin Capital Николай Давыдов. — Forbes). А в свободное время строил сервис для путешественников TakeAround вместе с партнером, Владом Дехановым (экс-разработчик «Яндекса» и Arrival. — Forbes). После февральских событий мы решили закрыть российский бизнес и запустить новый проект, уже за рубежом. Мы задумали инструмент, который упростил бы работу IT-команд. Впоследствии он получил название not8 (сервис устанавливается как расширение браузера, позволяет оставлять комментарии к разным частям IT-проектов и делиться ими с другими членами команды. — Forbes). Идея стартапа родилась из личного опыта. Когда Влад работал старшим разработчиком в «Яндексе», коллеги постоянно присылали ему комментарии по сайту в разрозненном виде — эту проблему хотелось решить. 

Forbes.Идеи для бизнеса
Канал о стартапах, новых идеях и малом бизнесе
Подписаться

Для запуска мы рассматривали США и европейские страны, где есть программы поддержки предпринимателей. На Нидерланды выбор пал случайно. Весной 2022-го моей девушке предложили работу в местной компании. Она планировала принять оффер (предложение о работе. — Forbes), если мы переедем вместе. Поэтому мы с партнером решили рискнуть и подать заявку в акселератор венчурного фонда Antler. У него есть офисы в 20 странах, включая Нидерланды. Antler хорошо известен в стартап-среде как один из самых активных инвесторов в проекты на начальной стадии развития. То есть помимо знаний мы могли получить и инвестиции.

На удивление, нашу заявку одобрили. Думаю, что сработали несколько факторов. У нас с Владом уже был совместный проект, то есть мы доказали, что способны работать вместе. Мог повлиять и сильный профессиональный бэкграунд. До Cherry Labs и запуска бизнеса я работал в широко известной консалтинговой компании McKinsey, а Влад — в «Яндексе», который на слуху в Нидерландах (в стране располагается один из международных офисов компании. — Forbes). Плюс наши навыки комплементарны: я закрываю бизнес-часть, а Влад — продуктовую. 

 

Визовый вопрос

Для долгосрочного пребывания в Нидерландах требовались визы. Мне повезло: моя девушка получила официальную рабочую визу, и я смог оформить партнерскую через Службу миграции и натурализации (IND) — на это ушло три месяца. На такую визу можно претендовать даже если пара не состоит в официальном браке — достаточно подтвердить отношения совместными счетами, договором об аренде или общими фотографиями. Требуется также оплатить пошлину — €210. Плюс партнерской визы: она действует пять лет, как и рабочая. Минус: если девушка уволится, у нее будет всего три месяца на поиск новой работы. В противном случае нам обоим придется оформить визы другого типа или покинуть страну. 

Мой партнер пошел по другому пути и получил стартап-визу. С 2023 года она дается на два года и позволяет перевезти в страну супругов или партнеров и детей. Заявитель может вести бизнес в стране, а члены его семьи — работать в найме. Чтобы оформить визу, нужно подать заявку в Службу иммиграции и натурализации Нидерландов и соблюсти ряд условий:

 
  • Найти фасилитатора, то есть ментора для вашего бизнеса. Им может стать человек или компания, получившие специальную аккредитацию (список организаций можно посмотреть здесь). Фасилитатор предоставляет проекту поддержку — помогает с оперативным управлением, маркетингом, исследованиями и поиском финансирования. Он же одобряет заявку на вид на жительство (ВНЖ). Некоторым фасилитаторам приходится платить за их услуги. Например, центр предпринимательства Erasmus Center for Entrepreneurship берет €500 в месяц. Владу удалось сэкономить — Antler помогает бесплатно. Некоторые фасилитаторы также просят предоставить справки о доходах. Например, платформа для продвижения бизнеса Orange Sports Forum требует, чтобы на вашем счету лежало не менее €18 000, а Erasmus Center for Entrepreneurship — минимум €22 000.
  • Показать выписку с банковского счета, которая докажет, что у вас есть €18 000 — этой суммы, по расчетам IND, должно хватить на год жизни в Нидерландах. Ни у меня, ни у Влада не было столько денег. Выходом стало гарантийное письмо от Antler. В нем фонд подтвердил, что мы получили место в его акселераторе. Этого оказалось достаточно для IND.
  • Предложить инновационную идею. Ее нужно описать IND в питч-презентации. Продукт, который вы разрабатываете, должен демонстрировать новую для локального рынка технологию производства или новый подход к ведению бизнеса. Идея not8, к счастью, оказалась инновационной для местного рынка.  

Когда срок действия стартап-визы подходит к концу, можно оформить self-employed визу. Она предусмотрена для самозанятого предпринимателя и выдается на два года с возможностью продления. Чтобы ее получить, нужно среди прочего описать свой профессиональный опыт, доказать ценность своего вклада в местную экономику и получить одобрение фасилитатора. В отличие от рабочей визы, которая позволяет работать в любой голландской компании, с self-employed и стартап-визами можно развивать только собственный бизнес. 

Корпоративная структура

В Нидерландах есть свои аналоги ИП и ООО — ZZP и BV соответственно. ZZP оформляют фрилансеры или основатели бизнеса, которые не планируют нанимать сотрудников. Мы выбрали второй вариант. Чтобы создать BV, необходимо подготовить ряд документов. Среди них — устав и бизнес-план. Нужно также выбрать название компании, юридический адрес и подать заявление в Торговую палату. Мы открыли холдинговую структуру с тремя компаниями за неделю, через юридическую фирму, которую нам рекомендовали в акселераторе. В сумме потратили €2850 — по €950 за компанию.

У BV есть бонус — налоговый вычет 30% tax ruling. Он предназначен для высококвалифицированных специалистов, которые недавно переехали в Нидерланды. Льгота позволяет на треть снизить сумму, которая облагается налогами. Например, если сотрудник зарабатывает €10 000 в месяц, то налоги будут взиматься только с €7000. Заявление на вычет нужно подавать в налоговое управление Dutch Tax Office (Belastingdienst) — оно отвечает в течение 10 недель. Получать такую «скидку»  можно регулярно в течение пяти лет с момента переезда. 

 

В случае с ZZP на этот вычет претендовать нельзя, но можно податься на другие льготы. Например, если вы развиваете небольшой бизнес с оборотом не более €20 000 в год, можно воспользоваться схемой для малого бизнеса (Small businesses scheme). Она освобождает от VAT — налога на добавленную стоимость (НДС).

Источники финансирования

Нам удалось привлечь первые инвестиции сразу после окончания акселератора — в январе 2023 года Antler вложил в нас €100 000 в обмен на 12% в компании. Но есть и другие источники финансирования:

  • Субсидии и гранты

Нидерланды предоставляют субсидии для технологического бизнеса. Можно обратить внимание на программы Horizon Europe — поддерживает компании, которые занимаются инновациями на международном уровне, а также Samenwerkingsverband Noord-Nederland — она субсидирует тех, кто помогает развивать северные провинции страны.

  • Частные инвестиции и кредиты

Местная компания может получить заем от частных инвесторов или банков. Мы, например, взяли популярный среди стартапов инвестиционный кредит на €150 000 в голландском банке Rabobank. Заем выдается на семь лет под 10%. Сумма может варьироваться от €25 000 до €150 000. Первые два года нужно возвращать только проценты: в нашем случае — по €1250 в месяц. С третьего года — тело долга, по €15 000 в год. В конце седьмого года необходимо перечислить банку оставшиеся €75 000 единым платежом. 

Плюсы и минусы Нидерландов 

Если вы планируете запускать бизнес в Нидерландах, то нужно приготовиться к ряду сложностей. Среди основных я выделил следующие:

 
  • Высокая стоимость жизни. Например, Амстердам занимает 28-е место в мире по стоимости жизни. За первые пять месяцев я потратил здесь €15 000. Взрослому человеку без семьи или пары рекомендую закладывать минимум €2500 в месяц на аренду квартиры и ежедневные расходы. 
  • Дорогие кадры. Минимальный размер зарплаты для сотрудников старше 21 года — €1995 в месяц.  Это очевидный плюс для специалиста, но минус для работодателя. 
  • Сложная налоговая система. В местном налоговом законодательстве очень много нюансов. Чтобы в них разобраться и получить налоговые льготы, лучше обращаться за помощью к профессионалам. 
  • Бюрократия. Из-за обилия анкет и документов на открытие бизнеса и оформление виз может уйти несколько месяцев. 

Но у местного рынка много достоинств, которые делают его привлекательным для технологических предпринимателей:

  • Четкий курс на инновации. В Нидерландах много программ поддержки стартапов. Например, в стране есть специальная госструктура NFIA. Она бесплатно консультирует иностранных предпринимателей, желающих запустить локальный бизнес, помогает им искать партнеров, помещения и т.п.
  • Человеческий капитал. На голландском рынке работают многие из сильнейших мировых брендов. Среди них — Miro, Uber, Amazon, Shell, Booking.com, Philips, Nike и другие компании. Соответственно, здесь проживает много высококвалифицированных кадров.
  • Высокий уровень жизни. Страна делит первое место по индексу качества жизни с Люксембургом.
  • Легкость коммуникации. Более 90% местного населения говорит по-английски.
  • Стратегическое расположение. Нидерланды — небольшая страна. Но местные компании получают доступ к общеевропейскому рынку.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+