Найден пропавший предприниматель и активный критик «Like Центра» Аяза Шабутдинова
35-летний предприниматель и бывший тренер бизнес-школы «Like Центр» Аяза Шабутдинова Семен Бойко найден живым, сообщили Forbes в поисково-спасательном отряде «Лиза Алерт». Детали организация раскрывать отказалась. По словам его сестры, Ирины Бойко, он находится в родном городе, Ростове-на-Дону.
Семен перестал отвечать на звонки и сообщения в минувший четверг, 27 июля, рассказала Бойко. Тогда же на его YouTube-канале вышло «тревожное видео», где он намекнул на угрозу жизни, рассказывает Ирина. «Если вы смотрите это видео, значит, я не успел доделать то, что начал, ввиду всяких обстоятельств, которые начали происходить», — говорит в ролике предприниматель. 28 июля Бойко подала заявление в Главное управление МВД России в Москве, где жил и работал ее брат, и обратилась за помощью в «Лиза Алерт». В ведомстве на запрос Forbes не ответили.
В пресс-службе поискового отряда подтвердили, что заявка поступила вечером 28 июля. Активисты вели информационный поиск пропавшего, уточнили в организации. Они общались с полицией, обзванивали медицинские учреждения, распространяли ориентировки о пропавшем.
Знакомые и друзья Бойко также начали поиски пропавшего и создали для этого чат в Telegram. Сейчас в нем состоят 334 человека. Одна из его участниц анонимно рассказала Forbes, что она вместе с группой активистов подала заявление в Отдел МВД России по Пресненскому району города Москвы и вместе со следователем вошла в квартиру Семена утром 28 июля — его там не оказалось. Forbes направил запрос в МВД.
Из амбассадора в критика
Пропажу Семена активистка объясняла конфликтом с «Like Центром». Последние четыре года Бойко выступал идеологом бренда и даже выпустил книгу «Бизнес на волне». В ней он восторженно рассказал о своем пути в бизнесе и опыте в проектах Шабутдинова. С 2019 по 2022 год Бойко прошел две образовательные программы для предпринимателей в организации — «Университет Бизнеса» и «Миллион с Аязом». Он также был франчайзи и инвестором двух компаний выпускников «Like Центра» — сети музыкальных школ «НеШкола» и производителя мебели Modernist. Параллельно он вел тренинги по личностному росту.
Однако в июле 2023 года Бойко начал открыто критиковать проекты школы в YouTube и социальных сетях. Самым резонансным стало интервью блогеру Анастасии Денисенко — на сегодня его посмотрели более 338 000 человек. В нем он утверждал, что основная цель Шабутдинова — «собрать как можно больше денег с людей». В других роликах он заявлял, что организация не выполняет обязательств перед учениками, а лишь «собирает с них деньги», вынуждая тех залезать в долги. Руководство также перекладывает на них ответственность за недовольство результатами обучения, используя различные психологические манипуляции.
В последнем видео, вышедшем 27 июля на его канале, он поделился личным опытом. По словам предпринимателя, за время обучения на курсах «Like Центра» он потерял 10 млн рублей. Эти средства он вложил в продукты бизнес-школы и проекты ее учеников, включая «НеШколу» и Modernist. 5 млн рублей он брал из личных накоплений и столько же — в долг у знакомых. В «НеШколе» подтвердили, что Бойко вложил в сеть 2,4 млн рублей, из которых вернул 2 млн рублей. Таким образом, его потери составили 400 000 рублей, уточнили в компании. Основатель Modernist Сергей Мирошников заверил Forbes, что Бойко не был франчайзи бренда, но инвестировал в одного из партнеров сети. Прокомментировать потери предпринимателя он не смог.
В разговоре с Forbes за две с половиной недели до пропажи Бойко утверждал, что на его видео откликнулось множество людей, которые находились в тяжелом эмоциональном состоянии и «больших долгах» после работы с «Like Центром». Он решил им помочь, а также предостеречь тех, кто задумывается о покупке программ бизнес-школы. Он пояснял, что чувствовал личную ответственность перед ними, так как долгое время выступал амбассадором бренда и «пропагандировал» деятельность компании. «Вот ты разобрался [в сути бизнеса], а написанное и сделанное уже назад не можешь вернуть — и тебя начинает [из-за этого] рвать пополам», — рассказал Бойко.
В июле Бойко создал чат в WhatsApp, куда стал добавлять людей, желающих вернуть деньги за обучение на проектах Шабутдинова. На сегодня в нем состоят 103 человека. Согласно данным юриста, которая также состоит в этом чате, порядка 15 планируют подавать иски к бизнес-школе. Другие детали Forbes выяснить не удалось.
В середине июля «Like Центр» развернул ответную кампанию. Шабутдинов выпустил видео, в котором опроверг обвинения Бойко. Основатель назвал их «лишь мнением, а не фактами». Команда школы также создала сайт, где оспорила обвинения бывшего ученика. Например, в ответ на заявление Бойко о том, что основная цель Аяза — «обогащение любой ценой», там рассказали о департаментах, которые следят за качеством сервиса и результатами участников программ: «Мы регулярно собираем обратную связь с наших студентов, замеряем их результаты».
Работа за лайк
В разговоре с Forbes Бойко признавался, что у него периодически возникали вопросы к организации. Но финальной точкой стали условия нового тренерского договора, который он получил весной 2023-го. Он заключался с людьми, которые проводили занятия для клиентов «Like Центра». Контракт (копия есть у Forbes) не предполагал оплату. Он также запрещал тренеру давать консультации за пределами школы и упоминать о них на занятиях. За нарушения его могли отстранить от работы. В случае срыва занятия — неявки аудитории или переноса тренинга — центр мог запросить у преподавателя 100 000 рублей. Если же более 20% клиентов оформляли возврат средств, компания могла требовать от тренера возместить убытки частично либо полностью. Расторгнуть договор можно было, уведомив работодателя за полтора месяца до ухода. В противном случае исполнителя ожидал штраф на сумму 1 млн рублей. Бойко, который вел консультации через личные соцсети, отказался подписывать новый договор и ушел из организации.
Генеральный директор «Like Центра» Василий Алексеев подтвердил в разговоре с Forbes, что Бойко проходил обучение в компании. В январе 2022-го он стал тренером, уверяет топ-менеджер. В феврале следующего года подошла к концу программа «Миллион с Аязом». По правилам компании, вести занятия мог только ученик одного из курсов «Like Центра». Поэтому руководство предложило Бойко оплатить новый курс за 1,5 млн рублей. Тот отказался, тогда же его исключили из пула преподавателей, рассказывает Алексеев.
Он подтвердил, что весной 2023-го компания разработала новый договор и опубликовала его в закрытом Telegram-канале, где на тот момент состоял Бойко. По его словам, от версии, о которой говорит предприниматель, в школе отказались, получив негативную обратную связь от преподавателей. Новый контракт появился в мае-июне 2023-го. В нем (копия есть у Forbes) сохранился штраф в размере 1 млн рублей. Он налагается на тренера, который уведомил работодателя о своем уходе меньше чем за две недели. Осталось и ограничение на конкурирующую деятельность. Но теперь оно действует только 45 дней с момента старта программы. В случае нарушения исполнитель обязан возместить школе все возникшие убытки и покрыть расходы на юристов, налоги и др. По словам Алексеева, это условие стало вынужденной мерой: многие преподаватели переманивали к себе клиентов «Like Центра» после старта занятий.
Как считает Алексеев, Бойко начал критиковать школу из-за проблем с учениками: «Мы до конца не знаем, но наше предположение, что у Семена закончился поток заявок — ранее он продавал свой консалтинг только на наших участников». Он также уточнил, что компания не имеет отношения к пропаже предпринимателя: «За последние восемь лет (Шабутдинов основал компанию в 2015 году. — Forbes) «Like Центр» не раз подвергался критике, и было бы странно, если бы организация угрожала каждому, кто негативно о ней высказывался», — добавил он. Он предполагает, что пропажа Бойко связана с его увлечением гипнозом и эзотерическими практиками. Бывшая сокурсница Семена по программе «Миллион с Аязом» Екатерина Фатеева уверена, что Бойко решил «взять паузу и затаиться», поскольку морально устал за предыдущий месяц и тяжело переживал ответную PR-кампанию «Like Центра».