К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Фокус на джунов: почему в компаниях растет спрос на молодых специалистов

Фото Олега Спиридонова / Бизнес Online / ТАСС
Фото Олега Спиридонова / Бизнес Online / ТАСС
На фоне кадрового голода российский бизнес стал чаще нанимать вчерашних выпускников. Но привлечь молодых специалистов становится все труднее — они чувствуют свою востребованность и предъявляют высокие требования к работодателям

Среди российских компаний растет спрос на молодых специалистов. В первом полугодии 2023-го число вакансий для кандидатов без опыта работы на платформе «Авито Работа» выросло в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Рост спроса на так называемых джунов отмечают и в HeadHunter.

По наблюдениям руководителя молодежного направления в компании Ирины Святицкой, к июню 2023 года число вакансий для специалистов без опыта выросло на 106% к июню 2022-го. Для сравнения, количество предложений для опытных кандидатов увеличилось за тот же период на 46%.

Forbes поговорил с HR-специалистами и предпринимателями и выяснил, с чем связан интерес бизнеса к молодым специалистам и с какими сложностями сталкиваются компании, нанимая джунов. 

 

Последствия 90-х

Наем студентов и выпускников — это не новый тренд. По наблюдениям партнера компании по подбору руководителей высшего звена Kontakt InterSearch Russia Анастасии Стасевой, российский бизнес берет на работу молодых специалистов без опыта последние десять лет. Основательница рекрутингового сервиса JungleJobs Евгения Дворская считает, что тенденции не меньше пяти лет. Она чувствуется во многих отраслях, включая IT. Этому сектору традиционно не хватает кадров из-за активного развития сферы, поясняет эксперт. По этой причине крупные технологические компании, например, «Яндекс», «Сбертех» и Avito, давно привлекают перспективных студентов сразу после выпуска из вузов. 

Однако в последние два года спрос на джунов заметно возрос. Сейчас они востребованы практически во всех сферах, говорит директор по развитию «Авито Работа» Дмитрий Пучков. По наблюдениям HR-директора онлайн-гипермаркета «ВсеИнструменты.ру» Алеси Ракитиной, выпускников активно нанимают, например, в логистике, маркетинге и финансах. 

 

Возросший спрос связан с демографической ямой 90-х, утверждают собеседники Forbes. В 1990-е на фоне нестабильной экономической ситуации рождаемость упала, поэтому сейчас на рынке мало специалистов в возрасте 23-30 лет, объясняет Дворская. Об этом говорит и эксперт образовательной платформы «Актион Студенты» Николай Чудаков. «На рынке мало 30-летних», — констатирует он. Это побуждает работодателей рассматривать более молодых специалистов, вплоть до тех, кому еще не исполнилось 18 лет, говорит Святицкая из HeadHunter. 

Ситуацию усугубили последствия «спецоперации»*, в частности, массовая релокация специалистов. Она вызвала дефицит кадров на рынке, говорили ранее Forbes эксперты на рынке труда. О кадровом голоде заявляли почти 80% опрошенных компанией «Актион Кадры и HR» рекрутеров и половина опрошенных HeadHunter представителей малого и среднего бизнеса. 

Ставка на образование 

Чтобы подготовить молодых специалистов, многие российские компании развивают образовательные программы, говорит Дмитрий Пучков. Например, в 2023 году российский провайдер цифровых услуг «Ростелеком» запустил оплачиваемые стажировки для студентов. По итогам обучения 25-30% студентов компания планирует нанять на работу, рассказывала директор по стратегическим программам «Ростелекома» Юлия Терещенко на конференции Forbes «Успех к 30: взгляд на новый мир». Аналогичную инициативу для студентов 18-20 лет запустили в «Ренессанс Кредите». 

 

Стажировки и обучающие программы для студентов развивает также горно-металлургическая компания «Северсталь». Она поддерживает шесть инженерных классов в Череповце, где базируется Череповецкий металлургический комбинат (ЧМК). Компания, в частности, оплачивает обучение в университетах школьникам, которые взамен после окончания вузов на три года трудоустраиваются в ЧМК. По собственным данным, в 2022 году комбинат вложил в поддержку школьников 28 млн рублей.

Программа для будущих лидеров есть и в сервисе «ВсеИнструменты». Она длится два-три года и рассчитана на студентов, которые хотят устроиться в компанию. Во время стажировок учащиеся пробуют себя в различных бизнес-процессах — в продажах, на складах. Это помогает им понять свои сильные стороны и интересы, говорит Ракитина. 

Серьезную ставку на подготовку молодых специалистов делает и холдинг VK. Компания, например, развивает образовательные центры на базе российских вузов. Они обучают студентов востребованным на рынке специальностям из сфер IT и digital-маркетинга, говорит заместитель вице-президента по образовательным проектам VK Анна Степанова.

По словам президента SuperJob Алексея Захарова, сейчас компании зачастую вынуждены обучать студентов из-за низкого качества образования в стране. Но у этого тренда есть и положительная сторона, говорит Пучков: «Работая со школьниками и студентами, бизнес получает специалистов, которые максимально отвечают его запросам». Это подтверждает Степанова: после образовательных проектов студенты быстрее растут в VK и могут претендовать на высокие позиции в компании. Бизнес может также дообучить студента на рабочем месте и за два-три года превратить джуна в отличного руководителя среднего звена, говорит Ракитина.

Требовательная молодежь

Однако возросшее внимание к молодым формирует новую проблему на рынке. Чувствуя свою востребованность, выпускники предъявляют все более высокие требования к потенциальным работодателям, говорит Анастасия Стасева из Kontakt InterSearch Russia. Одно из обязательных условий найма —  гибридный график. В IT он позволяет специалистам совмещать несколько проектов и таким образом получать больший доход, говорит Стасева: «Работа full-time в офисе одного работодателя для молодых сейчас малопривлекательна».

 

Они также требуют от бизнеса «максимальной открытости», говорит эксперт. Поэтому вакансии все чаще составляют те управленцы, которые ищут новых специалистов в команду. Кроме того, стало привычным указывать в объявлениях о работе ссылки на личные страницы в соцсетях, а не контакты HR-специалистов. Таким образом, соискатель может сразу понять, с кем будет работать. Компании также упрощают процесс отбора кандидатов: чем меньше этапов, тем больше шансов заинтересовать соискателей, говорит Стасева. 

Пучков из «Авито Работы» отмечает, что меняются и способы онбординга — знакомства нового сотрудника с компанией, ее корпоративными правилами и ценностями. Джуны предпочитают HR-специалистам цифровых помощников — например, чат-ботов. Они дают необходимые инструкции, отвечают на возникающие вопросы, собирают обратную связь. 

Стасева уверена, что тренд на наем выпускников задержится на российском рынке труда. Поэтому компаниям придется перенастраивать работу с сотрудниками. По наблюдениям собеседников Forbes, молодые специалисты более тревожны, чем старшие коллеги, меньше ориентируются в бизнесе. Они также незнакомы с этикой общения и зачастую не обладают нужными soft-skills (мягкими навыками), избегают ответственности и зачастую не знают, как вести себя во время конфликта. «Из-за этого представителю работодателя придется работать психологом для молодого сотрудника — уделять ему больше внимания во время адаптации в компании», — заключила Дворская из JungleJobs.

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+