Более половины предпринимателей в России ищут инвесторов для своего бизнеса
Большинство российских бизнесменов (77%) нуждаются в инвестициях, искать дополнительные средства для проектов в этом году начали 68% респондентов, выяснили исследователи бизнес-клуба «Атланты» и платформы Get-Investor.ru. В опросе, результаты которого есть в распоряжении Forbes, приняли участие 1217 предпринимателей в возрасте от 18 до 60 лет из российских городов-миллионников.
По данным исследователей, каждый второй опрошенный предприниматель (77%) считает, что находить деньги для проектов за последние два года стало сложнее. 41% из них столкнулись с проблемами при поиске российских инвесторов, а 36% — зарубежных. В пятерку отраслей, которым легче получать средства на развитие, вошли IT (78%), медицина (57%), строительство (39%), производство (39%), финансовые и юридические услуги (35%). Наибольшие трудности с привлечением средств испытывают, по словам участников опроса, бьюти-сфера (4%) и медиа (4%).
«Инвесторы за последний год стали более осторожными: выбирают либо быстроразвивающиеся ниши, связанные с технологиями, либо консервативные сферы вроде строительства и медицины. Однако большинство предпринимателей (55%) отдают предпочтение именно поиску инвестиций, поскольку знают, что инвестор заинтересован в успехе бизнеса и, как правило, будет помогать», — отмечает Михаил Воронин, основатель бизнес-клуба «Атланты».
Большинству опрошенных предпринимателей (61%) важны не только финансовые возможности инвестора, но и его отраслевая экспертиза и деловые связи. «Иными словами, бизнесу интересны smartmoney — не просто деньги, но и опыт, который может придать компании дополнительное ускорение», — поясняет Наталья Джораева, эксперт по привлечению инвестиций и основатель платформы Get-Investor.
Чаще всего бизнесмены-респонденты заинтересованы в небольшой сумме для развития своего дела — от 5 до 20 млн рублей (30%). Каждый пятый респондент (22%) рассчитывает на вложения от 100 до 500 млн рублей. 9% опрошенных необходимы более 500 млн рублей, а еще 9% хотели бы привлечь более 1 млрд рублей.
Как отмечают аналитики, в большинстве случаев участники опроса привлекают инвесторов на старте — для запуска нового проекта или направления (61%), ускорения роста бизнеса (52%) и масштабирования текущего (48%). Каждый третий респондент (30%) хотел бы потратить деньги на увеличение эффективности бизнес-процессов, каждый четвертый (26%) — на закупку нового оборудования, а каждый пятый планирует расширение на зарубежные рынки (22%).
Чаще всего опрошенные владельцы бизнеса ищут инвесторов в инвестиционных фондах (70%), через специализированные платформы (65%) или знакомых (65%). Почти половина респондентов (48%) привлекают средства, используя соцсети (48%) или посещая инвесторские клубы (48%). Еще 43% участников хотят найти необходимые вложения через знакомства в бизнес-клубе. Реже всего предприниматели-респонденты пользуются услугами бизнес-инкубаторов (22%), краудфандинговых платформ (17%) и консалтинговых агентств (4%).
Пока инвесторы не найдены, бизнес, по словам участников опроса, держится на средствах основателя. 26% респондентов уже вложили в бизнес от 1 до 5 млн рублей, 9% — от 5 до 10 млн рублей, еще 13% — более 10 млн рублей.