Звезда TikTok, физик и обладатель Кубка Стэнли — о развитии карьеры в России и мире
В Москве 29 июня во второй раз состоялась конференция «Успех к 30: взгляд на новый мир» — форум молодых талантов, который объединил участников списка Forbes «30 до 30» за пять лет его существования в России, а также успешных топ-менеджеров, предпринимателей и специалистов. Одну из сессий, «Перекресток возможностей и смена сценария будущего», мы посвятили вопросам развития международной карьеры в спорте, искусстве, науки и медиасфере после начала «спецоперации»* на Украине.
В дискуссии приняли участие: российская фигуристка, чемпионка России, номинантка в категории «Спорт и киберспорт» рейтинга «30 до 30» 2023 года Софья Акатьева; музыковед, создательница проекта «Открытый музыкальный лекторий», номинант в категории «Музыка» 2022 года Анна Виленская; международный директор Deliveroo, победитель в категории «Управление» 2023 года Дмитрий Зборовский; основательница ресейл-сервиса (ex)bags, номинантка в категории «Мода и дизайн» 2023 года Арина Иванец; блогер и музыкальный исполнитель, участница тиктокерского дома Dream Team House, номинантка в категории «Новые медиа» 2022 года Аня Покров; российский хоккеист, защитник клуба НХЛ «Тампа-Бэй Лайтнинг», двукратный обладатель Кубка Стэнли, номинант в категории «Спорт и киберспорт» 2022 года Михаил Сергачев; руководитель научной группы «Квантовые информационные технологии», победитель в категории «Наука и технологии» 2019 года Алексей Федоров.
Forbes публикует самые интересные выдержки из беседы.
О мечтах
Дмитрий Зборовский: «В начале карьеры я мечтал стать ученым. Я окончил физтех (Дмитрий учился в МФТИ. — Forbes), спал в лабораториях. Но в какой-то момент понял, что недостаточно умен для этой сферы. Поэтому я пошел работать в корпорации».
Софья Акатьева: «Когда я была совсем маленькой, я увидела [зимние] Олимпийские игры в Ванкувере и загорелась желанием покататься. Тогда я попросила родителей подарить мне коньки. Практически на следующий день мы пришли на каток — я попыталась [прокатиться], и мне очень понравилось. Так начался мой путь в этом прекрасном виде спорта (фигурное катание. — Forbes)».
Об изменениях в работе после событий 2022 года
Алексей Федоров: «Для науки очень важны открытость и международное взаимодействие. Для ученого проводить больше половины года вне лаборатории — норма. [Он может] проводить его в в другом университете, научном центре, на конференциях. Конечно, эта сфера жизни претерпела изменения, потому что возможностей для коллабораций стало меньше (после начала «спецоперации». — Forbes). <...> Сейчас речь идет о том, чтобы выстроить новые международные отношения. Мы уже ездили с коллегами из Квантового центра в экспедиции [новые локации]. В прошлом году была Индия. В этом — Латинская Америка».
Арина Иванец: «До событий 2022 года мы (ресейл-сервис (ex)bags. — Forbes) входили в топ-100 ресейлеров по миру и российская выручка компании составляла всего 10% [от общей]. Когда все произошло («спецоперация». — Forbes), я думала, что поседею — из-за курса валют, сложностей с логистикой. Но в марте [2022-го] мы достигли самой большой выручки за время существования (ex)bags. Благодаря этому мы привлекли первые инвестиции, открыли бутик на Патриарших. Скоро мы запустимся в Дубае и поднимем второй раунд инвестиций».
Анна Виленская: «Я уезжала из России (с 2022 года Виленская живет в Тбилиси. — Forbes), думая, что больше не смогу вести лекции. [Я размышляла так:] «Ничего — ручки, ножки [у меня]есть, значит, я смогу гулять с собаками за деньги, устроиться в доставку». Я не учла того, что <...> в другой стране можно найти соотечественников. <...> Когда я переехала в Тбилиси, я дочитала цикл лекций, который начинала в Питере. И в зале были те, кто посещал те лекции. <...> Да, я сейчас не могу работать с частью моей аудитории, которая осталась в России. Но с теми, кто уехал, мы продолжаем работать».
Аня Покров: «В 2022 году в блогерстве многое изменилось. <...> Закрылись две главные площадки: TikTok ушел из России (в марте 2022 года TikTok отключил для пользователей из России возможность добавлять новый контент. — Forbes), Instagram (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) признали запрещенной соцсетью. А дальше что [произошло]? А дальше люди [как говорится] приспосабливаются ко всему: появились наши любимые випиэны, блогеры научились заходить в TikTok с помощью казахстанских, армянских и других иностранных SIM-карт. На самом деле все большие блогеры до сих пор снимают [видео для] TikTok. Например, мой аккаунт за год вырос на 5 млн. В Telegram появились публичные каналы, реклама. Появились новые социальные сети, где можно развиваться. Поэтому потрясений было много [в 2022 году], но все работают, двигаются дальше».
Михаил Сергачев: «Я, наверно, ничего не перестраивал [после событий 2022 года]. <...> Ситуация больше затронула сборную России как организм (в 2022 году сборную по хоккею отстранили от участия в чемпионате мире 2023 года. — Forbes) и молодых ребят. Они сейчас не могут играть против канадцев, американцев, шведов, выходить на чемпионаты мира, Олимпиады. Им тяжело выйти на высший уровень (попасть в Национальную хоккейную лигу, НХЛ. — Forbes). <...> Раньше скауты могли приехать на матч Молодежной хоккейной лиги, Континентальной хоккейной лиги, [чтобы] посмотреть игроков. Если им нравились [игроки], генеральные менеджеры прилетали [знакомиться]. Сейчас это невозможно».
О карьере за рубежом
Михаил Сергачев: «Возможности [для российских спортсменов за рубежом] есть. Например, в июне 2023-го произошел драфт НХЛ (ежегодный отбор молодых хоккеистов в профессиональные клубы НХЛ. — Forbes), и в топ-10 задрафтовали двоих российских хоккеистов (на самом деле четверых: Дмитрия Симашева, Даниила Бута, Матвея Мичкова и Михаила Гуляева. — Forbes).
<...> Естественно, сейчас ты не играешь на чемпионатах мира, Олимпиадах, а развиваешься здесь, в своей стране и пытаешься попасть в КХЛ (Континентальная хоккейная лига. — Forbes), потому что есть сарафанное радио, YouTube-каналы КХЛ, благодаря которым скауты все равно узнают [о талантливых игроках]. <...> Поэтому молодым ребятам нужно думать в первую очередь об этом (о результатах. — Forbes) <...> пахать, опустив голову, как лошадь».
Дмитрий Зборовский: «Здесь, в России, у нас [есть] классные талантливые ребята. Но поскольку талантов не много, а компании быстро растут, можно построить карьеру [за несколько лет]. <...> В Европе ты соревнуешься с миллиардом индусов, с огромным количеством суперумных ребят со всего мира. <...> И поскольку [мировой] рынок — очень большой, там нет такого быстрого роста, как у нас, [когда] ты в 20 лет работаешь менеджером, а в 21 — уже топ-менеджером. Там (в странах Европы. — Forbes) ты растешь 20 лет, а твоя зарплата — на 7% в год. Люди понимают, что они не смогут ничего быстро добиться, только если не запустят стартапы. [Поэтому] все уходят [с работы] в пять часов вечера, никто не отвечает на письма [после работы].
И вопрос, который встает перед тобой [после переезда за границу]: а что делать [на международной арене]? Ты можешь затормозиться и начать жить: завести собаку, ходить в гости после работы. А это невиданное дело в России: какие гости после работы, после 11 вечера? [А можешь] продолжить страдать. Я пока выбрал «продолжить страдать» (Зборовский живет в Великобритании. — Forbes) и заставлять себя что-то постоянно придумывать — проблемы, проекты. Потому что в Европе это (работоспособность. — Forbes) — твое конкурентное преимущество.
<...> Я думаю, что первое, что надо знать [о себе, чтобы устроиться на работу за рубежом] — что вы лучшие. <...> Российская [физико-математическая] школа — очень мощная. У нас самые сильные люди в мире — эти силиконовые долины просто рядом не стоят. Единственная причина, по которой все нанимают индусов, — они сильно дешевле русских. В моей сфере — Data Science (наука о данных. — Forbes), машинного обучения, искусственного интеллекта есть, может, пара профессоров, ученых из США и Канады, которые сидят на Олимпе, как боги. Все полубоги — это русские. <...> А второе [что нужно сделать] — «сформулироваться» как продукт. <...> Прямо сесть и на листочке выписать, что ты можешь и не можешь делать. И на основе этого в одном емком предложении описать, какую боль компании ты можешь решить».
О развитии в России в 2023 году
Аня Покров: «Всем, кто хочет связать свою жизнь с блогерством в 2023 году, я советую обратить внимание на площадку YouTube Shorts (раздел YouTube, где можно размещать короткие вертикальные видеоролики. — Forbes). Это новая площадка. Но там уже огромная аудитория — как иностранная, так и российская. Она пригодится как блогерам, так и бизнесу, который развивает соцсети. <...> За счет этого [инструмента] вы можете набрать несколько сотен тысяч подписчиков».
Михаил Сергачев: «Я из города Нижнекамск. В прошлом году я начал выкупать билеты на матчи «Нефтехимика» (российский профессиональный хоккейный клуб из Нижнекамска, входящий в состав КХЛ. — Forbes). [Проект] назвали «Сектор Сергачева». Мы начали привозить [на матчи] людей из близлежащих поселков, городов, чтобы они просто смотрели хоккей. Для кого-то это были первые походы на хоккей. В этом году мы пытаемся расширяться — покупаем больше билетов. Проект превращается уже в благотворительный фонд по развитию хоккея в моем регионе. <...> Поэтому взрослым хоккеистам я бы, наверное, дал такой совет: больше заниматься благотворительной работой. <...> У хоккеистов как в США, так и в России большие зарплаты. Поэтому можно отдавать обратно в свое комьюнити — способствовать развитию спорта в регионах. Тогда [будет] больше фанатов, больше игроков, и индустрия будет расти».
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.