«Мы буквально сражаемся за каждого кандидата»: почему бизнесу не хватает кадров
Только за последние полгода число вакансий в России выросло вдвое по сравнению со вторым полугодием 2022-го. Это может свидетельствовать о дефиците кадров, говорят эксперты. По словам операционного директора стаффинговой группы ANCOR Алексея Миронова, компаниям становится все сложнее закрывать свободные позиции привычными способами — с помощью нетворкинга и кадровых агентств. Поэтому они обращаются к публичным рекрутинговым платформам.
Нехватку сотрудников подтверждает бизнес. Ее чувствуют как производственные предприятия, так и ретейл. Хотя больше всего рынок нуждается в рабочих и линейном персонале, сложности возникают и с наймом белых воротничков. Что вызвало кадровый голод и как компании справляются с этой проблемой?
На вес золота
«Мы буквально сражаемся за каждого кандидата», — признается основатель мебельного комбината Mr.Doors Максим Валецкий. На сегодня дефицит кадров на его производстве составляет 10-25% в зависимости от участка. При этом, чтобы закрыть позицию, нужно потратить до месяца вместо привычных 7-10 дней.
Кадровый голод фиксируют и другие предприятия. Например, основатель мебельной компании Divan.ru Антон Макаров отмечает нехватку рабочих и кладовщиков. Сейчас такие вакансии закрываются в среднем за 21 день вместо 15. Бизнесу также сложно найти готовых управленцев среднего уровня — мастера цеха, начальника смены, добавляет предприниматель. Схожие проблемы испытывают и российские бренды одежды. В DNK среди прочего фиксируют проблемы со швеями и закройщиками. «Эти специалисты сейчас на вес золота», — рассказали представители марки.
Согласно данным опросов, в промышленности наблюдается рекордный уровень дефицита кадров — 35%. Однако на нехватку персонала жалуются и в ретейле. О сложностях с поиском продавцов-консультантов Forbes рассказали в брендах I Am Studio и DNK. Продавцов, администраторов магазинов, грузчиков с трудом находят и крупные сети — FixPrice и «ВкусВилл». В последней заявили, что это общая боль для рынка: «Мы тут не исключение». Рук мало и в логистике. По данным сервиса «Яндекс Доставка», спрос на курьеров в Москве в первом полугодии 2023-го вырос более чем на 50% по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Согласно данным платформы подбора временного персонала Ventra Go!, тяжелее всего обстоят дела с линейным персоналом. По наблюдениям директора по продукту компании Владимира Алешина, 70% вакансий на рекрутинговых платформах предназначено для синих воротничков. Однако проблемы есть и со специалистами более высокого класса. Например, Макаров отметил трудности с наймом конструкторов и технологов. Проблему с последними подтверждают в DNK. В Mr.Doors также обратили внимание на нехватку конструкторов и дизайнеров: «Все компании [мебельной] отрасли с развитым ретейлом в Москве, в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге испытывают похожие трудности».
Демография и мобилизация
По наблюдениям собеседников Forbes, кадровый голод — тренд последних лет. В Mr.Doors объясняют тенденцию «демографической ямой»: из-за низкой рождаемости на рынке становится меньше трудоспособных кадров. Большое число кандидатов «съела» и пандемия. «Тут и смерти, и резкая смена интенсивности труда переболевших [коронавирусом]», — отметили в компании.
Основательница бренда Fashion.Love.Story Регина Листопад также связывает текущий дефицит с COVID-19. Швеи, задействованные на производствах, традиционно приезжают в Россию из СНГ, в том числе Узбекистана и Таджикистана. Во время карантина 2020 года многие вернулись домой. А впоследствии остались, так как в Средней Азии начался рост промышленности, утверждает предпринимательница. Согласно данным Центра стратегических разработок (ЦСР), отток мигрантов во время карантина сказался на 40% предприятий, нанимавших на работу иностранцев.
И так сложную ситуацию на рынке усугубила «спецоперация»*, говорят собеседники Forbes. По словам Валецкого, его компания потеряла 20 человек после начала обязательной мобилизации в сентябре 2022 года. Призыв коснулся преимущественно квалифицированных рабочих — наладчиков и операторов станков. Предприниматель уверен, что синие воротнички и были основной целью государства: «На фронте есть толк от синего воротничка, а не от хипстера. Там нужны люди, которые могут обращаться с гаечным ключом и лопатой: чинить танки, рыть окопы и т. д.». Впоследствии люди стали уходить на фронт добровольно. По его подсчетам, до конца 2023 года он лишится минимум 25 человек, что существенно для предприятия: «Пока отток не отражается на нашей выручке, но мы растем медленнее, чем хотели бы».
Тренд затронул и работников офисов, признает основатель Mr.Doors. Многие конструкторы сейчас предпочитают идти на оборонные предприятия, где платят больше, говорит Валецкий: «Они могут построить как кровать, так и танк. Для этого не нужны знания отрасли — только специальной программы (имеется в виду конструкторская программа SolidWorks. — Forbes)». Влияние «спецоперации» на рынок труда подтверждает и Макаров: «Многие соискатели из регионов, которые раньше ехали на заработки в Москву, сейчас получают более выгодные предложения от Министерства обороны и ЧВК (частных военных компаний. — Forbes) в регионах».
Проблему усиливает и рост производственного сектора на фоне антироссийских санкций, считают в Synergetic. Появляются новые предприятия, которым также нужны кадры. Об этом говорит и Валецкий из Mr.Doors: «Сейчас на одного рабочего в Костроме (там располагается мебельный комбинат. — Forbes) — три вакансии в промышленности».
Требовательные и капризные
На фоне высокого спроса меняются и требования кандидатов. По наблюдениям Листопад из Fashion.Love.Story, специалисты стали «требовательными и капризными». Это касается как соискателей, так и текущих сотрудников: «Чуть что, встают и уходят, говоря, что работу найдут где угодно».
Как отмечают собеседники Forbes, возросли зарплатные ожидания специалистов. По подсчетам основательницы бренда детской одежды Loloclo Яны Беккер, кандидаты на вакансию просят минимум на 15-20% больше, чем год назад. Схожие значения называет и Листопад.
В цветочном маркетплейсе Flowwow отметили, что не испытывают проблем с наймом. Однако видят возросшие зарплатные ожидания на рынке. В некоторых случаях разница между запросом потенциального сотрудника и предложением компании доходит до 50-80%. «Открывая вакансию, мы всегда изучаем зарплаты [предлагаемые на аналогичных позициях], чтобы грамотно определить зарплатную вилку. Но сейчас соискатели в среднем запрашивают существенно больше, чем мы предполагали», — рассказала HR-директор Flowwow Оксана Клементьева.
Чтобы привлечь сотрудников, компании вынуждены поднимать зарплаты. Согласно подсчетам Росстата, в апреле 2023 года средненачисленная номинальная зарплата в России составила 71 204 рубля, что на 13% выше аналогичного показателя 2022 года. Тренд подтверждают и данные «Авито Работы». По подсчетам компании, за последние полгода уровень предлагаемых зарплат вырос в среднем на 14%, до 53 179 рублей. Бизнес также предлагает дополнительные бонусы — добровольное медицинское страхование, бесплатное питание, говорят в Synergetic. Это увеличивают расходы на одного сотрудника в среднем на 15%, уточнили в компании.
Однако не все могут себе позволить конкуренцию. По словам Валецкого, участники «спецоперации» получают в разы больше, чем он может предложить рабочему на предприятии: «Я не могу платить больше 50 000 рублей. Если я подниму зарплату одному, придется поднимать всем рабочим на заводе. Тогда я выйду далеко за грань доходности». В Fashion.Love.Story рассказали, что кандидаты готовы выходить на работу, если им предоставят жилье, что накладно для компании.
Однако и бонусы работают не всегда. В Mr.Doors рассказали, что специалисты из регионов сейчас отказываются от релокации в столицу из соображений безопасности: «Люди предпочитают [жить] беднее, но спокойно сидеть у себя в городе».
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.