Дивиденды и разворот на Китай: что привлечет инвестора к проекту в России
Кто сейчас инвестирует
До 2022 года российский венчурный рынок активно развивался. По данным исследовательской компании Dsight, 2021 год стал рекордным с точки зрения сделок. Тогда российские компании закрыли 306 сделок, а общий объем финансирования составил $2,93 млрд.
По нашим наблюдениям, наиболее активными в России были три группы инвесторов:
- синдикаты и сообщества бизнес-ангелов. Они искали проекты на ранних стадиях — помогали им расти, собирать раунды и выходить на новые рынки. Одним из самых заметных игроков был Angelsdeck;
- венчурные фонды, которые искали компании на поздних стадиях с международным потенциалом. Они интересовались стартапами, которые могли получать часть выручки в России, но основной фокус держали на зарубежных рынках. Среди них — Leta Capital, i2bF;
- международные инвестиционные фонды. Они вкладывались в крупные технологические компании в надежде, что те дорастут до уровня «Яндекса». Среди фондов, например, Goldman Sachs и Baring Vostok.
За 2022 год ситуация кардинально изменилась. Прошлый год показал рекордное снижение на венчурном рынке — в России закрыли всего 139 сделок. Это самый низкий результат за последние семь лет. Объем финансирования год к году также сократился — на 68%, до $819 млн. Это связано с общей нестабильной экономической ситуацией в мире. Положение российского рынка усугубили последствия «спецоперации»*. В результате событий зарубежные инвесторы перестали работать со стартапами, которые развиваются в России.
Сейчас тенденция сохраняется. Фонды избегают инвестиций в России. А часть, в особенности бизнес-ангелы, предпочитает экономить и отказывается от любых рискованных вложений, в том числе венчурных сделок. Но раунды все же случаются. На данный момент, по нашим наблюдениям, в России наиболее активны две группы инвесторов:
- частные отечественные фонды — «Тилтех», ФРИИ, Startech.Partners, Friendly VC;
- корпоративные венчурные фонды — Beeline Ventures, HH Ventures, Softline Ventures, фонд Kaspersky Lab.
На что смотрят инвесторы
Дивидендная модель
Большая часть инвесторов изменила подход к инвестициям. До 2022 года основная масса вкладывались в венчурные проекты. Они характеризуются кратным ростом капитализации компании. С каждым новым раундом оценка такого стартапа растет, а вместе с ней и потенциальный доход инвесторов в случае экзита (покупки доли более крупным инвестором или стратегом). При этом большинство стартапов, которые привлекают венчурное финансирование, остаются убыточными, так как вкладывают все деньги в рост.
Более привлекательным в текущих условиях становится дивидендный бизнес, способный быстро выйти в прибыль и выплачивать ее инвесторам. На такую модель смотрят многие отечественные частные фонды — ФРИИ, «Синдикат» и другие. Хотя до 2022 года число сделок в сфере дивидендного бизнеса стремилось к нулю.
Команда дивидендного бизнеса старается развиваться «на свои» и тратить средства инвесторов более эффективно. По этой причине такой проект вряд ли будет расти по экспоненте и сможет вернуть инвесторам в сотни раз больше, чем они вложили. Однако он обещает стабильный доход.
Верными венчурной модели в России, по нашим наблюдениям, остаются только корпоративные фонды. Это связано с менее рискованной позицией корпорации в сравнении с частным фондом, который управляют частными деньгами.
Стратегически важные ниши
Но одной дивидендной модели недостаточно. Роль играет отрасль, в которой развивается стартап. Наиболее привлекательны для инвесторов ниши, откуда ушли зарубежные компании и где требуется импортозамещение. Мы выделяем следующие направления:
- консалтинг. Он особенно востребован в сложные времена, когда нужно быстро внедрять чужой опыт и исправлять критические ошибки в процессах. Так как крупные международные консалтинговые компании в различных сферах (юридической, финансовой, инженерной) приостановили деятельность в России, рынок ожидает новых игроков. Они и будут интересовать инвесторов. При этом спрос будет расти как на традиционные консалтинговые фирмы, так и автоматизированные системы на базе искусственного интеллекта.
- инфраструктурное программное обеспечение. Многие игроки покинули Россию. Поэтому бизнесу требуются новые системы автоматизации и контроля продаж, планирования и управления ресурсами в организации (ERP, CRM) и «цифровые двойники» предприятий. Изменение привычной инфраструктуры приводит и к большому количеству новых уязвимостей. В такой ситуации растет инвестиционная привлекательность эффективных решений в области информационной безопасности.
- сельское хозяйство. Традиционно инвесторов отпугивали больше чеки и длительный срок окупаемости сельскохозяйственных проектов, а также самобытный состав участников рынка. Однако сейчас это стратегически важное антикризисное направление с высокой долей экспорта и низким уровнем санкционного давления. При этом цифровизация этого рынка находится на низком уровне, поэтому есть запрос и на технологические решения.
Экспортный потенциал
Инвесторы также смотрят на экспортный потенциал. Многие страны для российского бизнеса сейчас закрыты. Однако предпринимателей ждут в странах Латинской Америки и Среднего Востока. Там востребованы, например, российские финтех-решения: регионы отстают с точки зрения цифровизации сектора, а российские команды обладают нужной экспертизой.
Российскому бизнесу также доступны азиатские страны, в том числе Китай. В этой стране мы видим спрос на российские решения в области медицины, биологии и альтернативной энергетики. Среди них — технологии редактирования генов, повышение эффективности лекарств при заболеваниях нервной системы, диагностические реагенты, элементы для ветряных установок и другое.
Итого
Несмотря на сложности, российские стартап может привлечь инвестиции на российском рынке. Главное, как ни парадоксально, — показать способность выживать и расти без внешнего финансирования. Это сейчас одно из самых ценных умений основателей.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора