Дневник предпринимательницы: сколько упаковки нужно для одного батона
Иногда у меня возникает ощущение, что я работаю не в хлебной компании, а в логистической и упаковочной.
Первый шок, с которым сталкивается предприниматель в пищевке, начинающий работать с большими клиентами — это количество денег, которые ты должен потратить на упаковку. То есть, когда ты производишь хлеб для частных клиентов, которым продаешь в своем магазинчике, или хлеб для оптовых покупателей, эта статья расходов, вроде как незаметна. Но она становится весьма заметной, когда начинаешь работать с «Озоном», «Самокатом» или «ВкусВиллом».
Сейчас мы тратим около 7% выручки на различного рода упаковку. Хотелось бы довести эту цифру хотя бы до 5%. Однако, получится ли, я не знаю. На эти расходы могут повлиять абсолютно неожиданные вещи. Взять хотя бы «ВкусВилл». Мы начали поставлять туда хлеб весной этого года. До старта мы знали, что поставки будут на распределительный центр, где товар пересортируют и отвезут в магазины.
По логике обычного производителя я готовилась закупать большие коробки, в которые будет загружаться по 30-50 буханок. За неделю до старта оказалось, что я совсем неправильно представляла работу распределительного центра. Мы должны разложить все наши буханки в маленькие коробочки, по две штуки в каждую, и в таком виде отправить на склад. Там работники склада рассортируют уже упакованные коробки по точкам продаж. Таким образом, вместо 30 коробок на паллету, мне приходиться закупать 300 на каждый день. Это расходы, на которые я не рассчитывала, так как впервые начала работать с таким большим поставщиком.
Я зашла во «ВкусВилл» рядом с домом после старта продаж утром и увидела гору маленьких коробочек из-под разного товара. То есть все поставщики этой сети вынуждены закупать огромное количество упаковки.
Мне постоянно приходиться мониторить цены, всегда есть возможность найти дешевле. У меня вообще складывается ощущение, что на рынке производителей упаковки царит какой-то хаос, который практически не зависит от стоимости сырья, цены на полипропиленовый пакет размера 20х30 могут быть ниже рубля, а могут быть под 2,5 рубля. Хотя оба поставщика будут уверять, что у них собственное производство. Самым действенным в итоге оказалось спрашивать у соседей, какими поставщиками упаковки пользуются они. Как правило, получается дешевле всего.
Рынок пищевой упаковки в России к 2025 году, по прогнозу Россельхозбанка, увеличится на 25-30%, до 1,5-1,6 трлн рублей. При этом доля экологичной упаковки может составить до 50%. Про рост упаковки не сомневаюсь, а вот про экологичность не уверена. Когда у нас было совсем малюсенькое производство, я надеялась заключить договор с «Яндекс Лавкой». Тогда одним из важных критериев для них была упаковка. Они прислали яркую презентацию, где очень наглядно было показано, в какой упаковке можно грузить товар, а в какой нет. Честно скажу, я тогда не смогла найти ничего даже похожего на образцы из презентации, во что можно было бы упаковать хлеб. Сейчас такого требования нет. И пока ни один из наших больших клиентов ни разу не заговорил про экологичность.
О чем я постоянно думаю, так это о том, как упаковать хлеб, чтобы он максимально долго сохранял свои качества. Казалось бы, что сложного, пакуй в полиэтиленовый пакет, и все будет хорошо. Однако полиэтилен работает далеко не всегда. Возьмем, например деревенский хлеб тартин. Этот хлеб в последнее время становится очень популярным в Москве. Все из-за ресторанов, которые начали печь тартины, у которых была хрустящая корочка и вкусный ароматный мякиш. Сейчас люди хотят есть такой хлеб дома. Однако как сохранить корочку при доставке домой через большие онлайн-службы доставки, я так и не поняла. Недавно менеджеры «Озона» рассказали мне, что «прочитали в немецком журнале, что изобрели упаковку, которая позволяет сохранять корочку». Круто, подумала я, но вспомнив все обстоятельства, поняла, что, к сожалению, импортозамещения в этом вопросе нам придется теперь ждать очень долго.
Каждый день с ужасом я смотрю, как огромное количество упаковки: коробки, пакеты разных мастей, контейнеры — уезжает в распределительные центры больших компаний. И я — только один из поставщиков. Я понимаю, что резкий рост объемов упаковки связан во многом со стремлением ретейла сохранять продукты как можно дольше свежими. Ретейл давит на производителя, и тому, то есть нам, приходится искать решение. Но действительно ли человечеству нужно так тщательно упаковывать продукты питания, действительно ли большие компании не могут позволить себе рассортировывать из одной коробки в разные торговые точки, действительно ли нам нужен хлеб, который не черствеет месяц?
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора