К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

ChatGPT против фрилансеров: сколько бизнес экономит на специалистах благодаря ИИ

Фото Gabby Jones / Bloomberg via Getty Images
Фото Gabby Jones / Bloomberg via Getty Images
Генеративные нейросети открывают новые возможности для оптимизации бизнес-процессов. С помощью сервисов на основе искусственного интеллекта в российских компаниях пишут и переводят тексты, создают изображения, проверяют данные. Это позволяет экономить на фрилансерах. Ряд предпринимателей уже отказался от услуг специалистов на аутсорсе. Кого нейросети лишают работы, а кому пока переживать не стоит — в материале Forbes

В SMM-агентстве Soyka Agency использовать искусственный интеллект (ИИ) начали весной 2023 года, на волне массового интереса к чат-боту ChatGPT. Сервис, запущенный американской компанией Open AI, работает на основе «генеративного искусственного интеллекта». Эта технология позволяет создавать новый оригинальный контент на основе большого массива данных и алгоритмов машинного обучения. Чат-бот может писать посты, дипломы и даже книги. Сейчас с помощью чат-бота Soyka Agency создает контент для собственных социальных сетей. Раньше сотрудники тратили на это по несколько часов в день. ChatGPT справляется с задачей за секунды.

Soyka Agency не единственная российская компания, которая за последний год интегрировала инструменты на основе искусственного интеллекта в бизнес-процессы. Команды используют сервисы, чтобы писать и переводить тексты, проверять разметку данных, создавать изображения. Благодаря этому удается экономить не только время, но и деньги.

Forbes пообщался с предпринимателями и экспертами и узнал, как можно сократить расходы на сотрудников благодаря ИИ, кого можно заменить уже сейчас, а без кого пока не обойтись. 

 

Трудности перевода 

В консалтинговом агентстве Like4Like (разрабатывает стратегии и концепции ресторанов) рассказывают, что за последние два месяца отказались от пяти переводчиков-фрилансеров. Они переводили тексты для презентаций и социальных сетей компании на английский язык. За 2022 год на эти услуги команда потратила около $2000.

В феврале 2023 года компания опробовала ChatGPT. На тот момент он широко обсуждался в социальных сетях, рассказывает основательница агентства Ирина Орландини Авруцкая. Результаты перевода через сервис нравились предпринимательнице больше, чем работа профессиональных переводчиков. Те не всегда понимали специфику текста и нередко допускали ошибки и неточности в формулировках, поясняет Авруцкая. К примеру, переводчик мог вместо ресторанных терминов использовать слова, характерные для ретейла. ИИ же достаточно обозначить сферу, для которой готовится текст, и он будет использовать нужную лексику. Расходы Like4Like на перевод теперь укладываются в стоимость платной подписки на ChatGPT Plus. Она составляет $20 в месяц. Среди ее преимуществ — более быстрая выдача результата.

 

Расходы на англоязычных специалистов сократили и в SMM-агентстве Soyka Agency. Компания ведет социальные сети для российских и зарубежных компаний, которые работают на иностранных рынках. Среди них — европейские страны, Великобритания и другие. Основной язык коммуникации — английский. Поэтому тексты для клиентских площадок команда готовит в два этапа, рассказывает основательница компании Екатерина Козырева. Сначала материал пишет штатный редактор, затем его смотрит пруфридер на фрилансе. Это носитель языка, который занимается финальной вычиткой материала. 

В марте 2023 года компания обратила внимание на ChatGPT и решила опробовать сервис. Козырева вспоминает, что чат-бот вычитал тексты качественнее, чем пруфридер, с которым команда работала на тот момент. Тогда же Soyka Agency отказалась от специалиста. Благодаря этому сейчас компания экономит несколько сотен долларов в месяц, рассказывает Козырева. Пруфридер получал по $15–20 за текст. Всего агентство отдавало на вычитку минимум по 12 текстов для каждого клиента ежемесячно. Обычно агентство работает с тремя-семью клиентами одновременно, уточнила Козырева.

В начале 2023 года от англоязычного пруфридера отказались и в компании Intch. Команда разрабатывает одноименное приложение для профессионального нетворкинга. С его помощью специалист может найти подработку по профессии. Компания работает в 155 странах, но основные рынки — США и Европа. Поэтому команда создает контент для сайта, приложения и социальных сетей на английском языке. До перехода на ChatGPT пруфридеры вычитывали тексты, которые писали штатные авторы. В месяц на эту услугу команда тратила порядка $1000, рассказывает основатель компании Яков Филиппенко. 

 

Около 100 000 рублей в месяц с начала 2023 года экономит и агентство для продвижения экспертных профилей в соцсетях ModumUp. Столько компания платила англоязычному пруфридеру, рассказывает основательница агентства Ольга Бондарева. Он вычитывал тексты англоязычного копирайтера для клиентов. «Он [пруфридер] правил, например, фразы, которые на английском языке звучали неверно или странно», — поясняет предпринимательница. Сейчас эту задачу выполняет ChatGPT. 

Райтеры и разметчики

Бизнес отказывается и от других специалистов. К примеру, после перехода на ChatGPT в Soyka Agency перестали использовать авторов на фрилансе. Те писали типовые продающие тексты для рассылок потенциальным клиентам. На эти услуги компания тратила порядка 20 000 рублей в месяц. Основательница агентства Екатерина Козырева признается, что работа чат-бота требует доработки. Но редактура, как правило, минимальна. 

В феврале-марте 2023 года компания также перестала сотрудничать с дизайн-студией на аутсорсе. Команда подрядчика создавала иллюстрации по запросу агентства. Эти услуги обходились Soyka Agency в среднем от 30 000 до 60 000 рублей в месяц. Сейчас компания тратит около $30 — столько стоит подписка на нейросеть Midjourney. Она создает изображения на основе технического задания. Его составляет аккаунт-директор Soyka Agency. На это у специалиста уходит около часа.  «Картинки получаются немного безумные, но нам нравится», — заключает Козырева. 

Число подрядчиков сократила и компания LabelMе. Она специализируется на разметке данных для машинного обучения. Среди ее клиентов — «Газпром», «Сбер», LG, HeadHunter и другие. Для работы компания обычно привлекает по 2500 разметчиков. Они собирают тексты, видео и фото под конкретные задачи, категоризируют и маркируют. Подобная разметка позволяет программе клиента обучаться и впоследствии отличать одни данные от других. Они, к примеру, могут пометить, какие тексты относятся к новостным, какие — к рекламным, рассказывает сооснователь компании Федор Пылаев. 

В LabelMe есть два уровня разметчиков: первые классифицируют данные, вторые проверяет разметку. В декабре 2022 года LabelMе протестировала ChatGPT для проверки работы разметчиков. Результаты оказались достойными, вспоминает Пылаев. Поэтому в январе 2023 года команда интегрировала чат в процессы. В марте 2023 года компания также начала использовать новую версию чат-бота, GPT-4. Она способна среди прочего комментировать изображения, но доступна по подписке. Ее стоимость составляет $20 в месяц. С помощью обновленного чат-бота команда смогла размечать визуальные данные. Благодаря переходу на искусственный интеллект компания отказалась от 500 проверяющих разметчиков. Это позволило снизить расходы в среднем на $10 000–15 000 в месяц, говорит Пылаев.

 

Внушительный список 

По мнению Киры Кузьменко, основательницы сервиса анонимного поиска работы Geekjob и рекрутингового агентства NEWHR, пока искусственный интеллект в первую очередь заменяет работников, которые выполняют рутинные задачи. Это, например, сотрудники кол-центов или специалисты отделов продаж, которые используют в работе заготовленные скрипты. 

С этим согласен Кирилл Николаев, сооснователь сервиса поиска IT-специалистов «Подбор». По его мнению, искусственный интеллект может снять большую часть рутинных задач с команд. «Список функций внушительный: нейросети могут проводить исследования, составлять расписание, собирать информацию из переписок клиентов и многое другое», — перечисляет Николаев. Однако он не способен принимать стратегические решения, взаимодействовать в команде, решать сложные задачи, где требуется экспертиза, утверждает Николаев. Об этом говорит и Пылаев из LabelMe. По его словам, нейросети пока не могут работать со сложными данными. К примеру, чат-бот GPT-4 не способен определить, что находится на рентгеновском снимке, или оценить качество руды по ее изображению. Для этого нужен специалист с соответствующей профессиональной подготовкой, поясняет предприниматель. 

Это относится и к сфере дизайна, говорит Павел Исаенко, дизайн-директор «Яндекса». По его наблюдениям, на рынке есть инструменты, которые могут написать код или создать изображение. Среди них — сервисы Noya.io и imagica.ai. Однако системе требуется поставить задачу, а это может сделать только эксперт. Оценить качество результата, внести правки также сможет только человек, говорит Исаенко.

В связи с этим массового тренда на замену сотрудников генеративными технологиями пока нет, отмечает Новиков. С этим согласна Кузьменко. По ее мнению, на сегодня технологии не способны заменить людей, но могут повысить эффективность специалистов. Например, сервис Copilot от GitHub ускоряют работу программистов. Она анализирует код и автоматически дополняет его.

 

Эксперты  уже отмечают рост спроса на специалистов, которые могут ставить задачи ИИ. По данным платформы для поиска работы hh.ru, за первую четверть 2023 года количество упоминаний слова «нейросеть» в описании вакансии увеличилось с 289 до 741, а количество упоминаний GPT — с трех до 66 раз. Рост спрос на специалистов с навыками владения нейросетями подтвердили и в сервисе «Работа.ру». Вакансии поступают от компаний из сфер IT, гейминга, дизайна, маркетинговых агентств. Однако пока рост «незначительный», говорит директор по аналитике в «Работа.ру» Елена Артемьева. Кузьменко уверена, что спрос будет расти. А умение грамотно сформулировать техническое задание для ИИ (промт-инжиниринг) станет одним из базовых навыков в резюме профессионалов, наравне с «уверенным пользованием персональным компьютером», говорит эксперт. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+