Лучшие в классе: как развивается бизнес победителей рейтинга «30 до 30» прошлых лет
Время возможностей
В разговоре с Forbes пермский предприниматель Олег Кивокурцев признается, что после победы в категории «Предприниматели» рейтинга «30 до 30» 2019 года ему стало проще заводить деловые контакты, а благодаря этому получать заказы. По его подсчетам, только в 2019-м и 2020 году номинация принесла ему сделки на общую сумму $2 млн.
Кивокурцев развивает компанию с партнерами, Максимом Утеевым, Игорем Еремеевым и Алексеем Южаковым с 2015 года. Promobot производит человекоподобных роботов для банковской сферы, музеев, аэропортов и поставляет в 43 страны мира, включая европейские государства, США, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Турцию и др. С 2019-го по 2021 год Promobot стабильно закрывала год с выручкой в 200 млн рублей. А к концу 2022 года основателям удалось преодолеть эту отметку и выйти на 250 млн рублей годовой выручки, утверждает предприниматель.
Нарастить показатель в непростой 2022 год удалось за счет партнерств на Ближнем Востоке, рассказывает Кивокурцев. Заказы из ОАЭ, Кувейта, Саудовской Аравии и Омана принесли Promobot 33% годовой выручки по итогам 2022-го. Компания сделала ставку на регион еще в 2021 году. К тому моменту компания регулярно получала заказы из региона — от местных банков, государственных ведомств, организаторов выставок и др. К примеру, в 2021 году команда заключила сделку с дубайской полицией — на сумму более $500 000. Promobot разработала для ведомства четырех роботов-полицейских. Они работают в полицейских участках Дубая, ведут видеонаблюдение и выполняют другие функции по охране правопорядка, рассказывает предприниматель.
При этом основным рынком компании остается Россия. В 2022 году заказы от локальных клиентов принесли Promobot 62% выручки, рассказывает Кивокурцев. Одним из самых заметных проектов 2022 года стало робокафе на Петербургском экономическом форуме (ПМЭФ). Гостей заведения обслуживал человекоподобный робот «Дуняша». Компания разработала его по заказу учредителя Парка развлечений имени Горького в Перми Рашида Габдуллина. Прототипом андроида стала жена предпринимателя — Диана Габдуллина. Ожившая кукла в ретро-стиле вызвала неоднозначную реакцию гостей форума, онлайн-наблюдателей и СМИ. Однако для компании Кивокурцева проект оказался успешным: заказ на двух роботов для объектов Габдуллина принес Promobot 20 млн рублей.
Кивокурцев признается, что после начала «спецоперации»* знакомые иностранцы предлагали ему переехать. Однако он решил, что в текущих условиях компания сможет найти новые точки роста на локальном рынке. «Турбулентность — это всегда время возможностей», — поясняет предприниматель. Уже в 2022 году Promobot запустила производство роборук-манипуляторов для промышленности. Они способны сортировать и перемещать предметы и могут применяться в легкой и тяжелой промышленности, рассказывает Кивокурцев. Компания обратила внимание на сегмент в связи с уходом зарубежных аналогов из России после начала «спецоперации». Среди них — датский производитель промышленных роботов Universal Robots. В запуск нового направления компания вложила 127,5 млн рублей: 85 млн рублей предоставило Минпромторга России в качестве субсидии, остальное Promobot взяла из собственных средств, рассказывает предприниматель.
К концу 2022 года роборуки принесли Promobot 3% выручки. За 2023 год команда намерена нарастить эту долю до 30%. «Это свободный и понятный рынок», — поясняет интерес Кивокурцев. Объем только рынка легкой промышленности в России составляет 225 млрд рублей, отмечает он, ссылаясь на данные экспертов компании «Уникальные роботы». Благодаря разработке новых моделей и экспорту в страны Ближнего Востока команда намерена увеличить выручку до 300 млн рублей в 2023 году, а к 2024 дойти до показателя в полмиллиарда рублей.
Пятикратный рост
Новые возможности для бизнеса в 2022 году увидели и победители четвертого рейтинга «30 до 30» в категории «Предприниматели» — основатели сервиса по экспресс-доставке химических реагентов AppScience Максим Пустовалов, Марсель Гумеров, Игорь Яременко.
Выпускники химического факультета МГУ запустили компанию в 2020 году. Изначально они фокусировались на быстром синтезе молекул для российский лабораторий. Команде удавалось выполнять штучные заказы за две-три недели. Но в октябре 2020 года фармкомпания «Петровакс Фарм» попросила партнеров синтезировать 20 реактивов. Чтобы успеть в срок, предпринимателям пришлось везти реактивы из-за границы. Заказ послужил отправной точкой для пивота — основатели сфокусировались на экспресс-доставке химических веществ. Благодаря смене бизнес-модели 2021 год компания закрыла с 560 млн рублей выручки.
Основатели сразу сделали ставку на авиаперевозки. В интервью Forbes партнеры рассказывали, что традиционно дистрибьюторы везут реактивы сушей или морем. А это растягивает сроки на несколько недель. Однако весной 2022 года в связи с санкциями число прямых рейсов в Россию из Европы и США, откуда команда заказывали реактивы, сократилось. Это вынудило компанию экстренно открыть логистические хабы в Армении, Турции и Казахстане, откуда в Россию летали самолеты. Изменения сказались на сроках доставки реактивов клиентам. Они увеличились с двух-трех недель до трех-четырех. Взлетели и цены на транспортировку фурами — в среднем в три-пять раз, рассказывает гендиректор компании Марсель Гумеров. В каких случаях команда использует сухопутные перевозки, он раскрывать отказался. Все это повлияло на стоимость заказов для клиентов. Цены выросли на 20-30%, признается предприниматель.
Несмотря на сложности по итогам года Appsience удалось увеличила годовую выручку в пять раз, до 3 млрд рублей, рассказывает Гумеров. Вместе с тем выросла и команда — с 43 до 300 человек. Рост выручки обеспечила активизация российских фармкомпаний после ухода зарубежных конкурентов с локального рынка, пояснял Forbes один из основателей AppScience, Максим Пустовалов. Тогда российские компании стали расширять продуктовый портфель, а это увеличило спрос на химреагенты. По подсчетам предпринимателя, с марта 2022 года выручка стартапа прирастала в полтора-два раза ежемесячно.
В 2022 году на фоне ухода зарубежных конкурентов компания также запустила три новых направления. Команда начала возить в Россию компоненты для производителей товаров повседневного спроса, промышленной химии и металлургической промышленности. В развитие каждого сегмента предприниматели вложили по 2-3 млн рублей, рассказывает Гумеров. По его подсчетам, по итогам 2022 года направления принесли компании менее 1% выручки. Однако за 2023 год команда намерена увеличить эту долю до 10%. «Наша задача — стать кросс-индустриальным поставщиком любой химической продукции», — резюмирует Гумеров цели на текущий год.
Нескучная ниша
Для сооснователя сервиса доставки еды «Кухня на районе» Кирилла Родина, победителя рейтинга «30 самых перспективных россиян по версии Forbes» 2020 года, последние три года стали периодом масштабных изменений.
В 2017 году Родин запустил сервис доставки еды «Кухня на районе» вместе с коллегами по «Рокетбанку» Алексеем Колесниковым и Олег Козыревым. Еще одним учредителем проекта стал сооснователь агрегатора доставки еды «ЕдаСюда» Антон Лозин. За следующие два года сервис превратился в звездный стартап с сотнями миллионов рублей выручки и именитыми инвесторами на борту. Среди них — сооснователь платежного сервиса Qiwi Сергей Солонин и российский миллиардер, акционер строительной компании «ПИК» Сергей Гордеев.
В 2020 году команда привлекла инвестиции от «О2О Холдинг», совместного предприятия VK и «Сбера», в обмен на долю в 84,7%. После сделки с «О2О Холдинг» доля Родина размылась. У него осталось 0,32% в ООО «Локалкитчен». Первое время предприниматель продолжал работу внутри холдинга. Основатели рассчитывали выйти на прибыль уже в 2020 году. Но по итогам года выручка сервиса составила 2,4 млрд рублей при убытке в 1,3 млрд рублей, следует из базы данных СПАРК. В 2021 году в компании начался «управленческий кризис»: некоторые основатели потеряли интерес к бизнесу, рассказывал соучредитель компании Антон Лозин. Родин уволился в июле 2021 года, оставив за собой долю. За ним последовали и другие основатели: в конце 2021 году ушел Козырев, а в январе 2022 — Колесников. Согласно данным СПАРК, партнеры до сих пор остаются акционерами в компании.
В разговоре с Forbes Родин вспоминает, что после ухода из «Кухни на районе» решил отдохнуть. Но уже спустя пару недель «устал от отдыха» и начал искать новые идеи для бизнеса. Тогда же он обратил внимание на «территорию контент-креаторов», то есть авторов, которые создавали контент в интернете. Ниша казалась «нескучной» и «активно растущей», вспоминает Родин, не вдаваясь в детали. После короткого исследования рынка он обратил внимание на Даниила (DannyKoopa). Тот вел стримы на площадке Twitch. В 2021 году у него было всего несколько сотен подписчиков, а его видео смотрели по 15 человек. Однако Родин увидел в нем потенциал и решил его спродюсировать «из праздного интереса».
Партнерство оказалось продуктивным: за полгода аудитория DannyKoopa выросла до десятков тысяч, делится Родин. Сейчас на стримера подписано почти 26 000 человек. На волне успеха предприниматель решил открыть собственное агентство инфлюенс-маркетинга R1. Он планировал запускать рекламные кампании с инфлюенсерами и продюсировать блогеров. Под новый бизнес в июле 2021 года Родин зарегистрировал юрлицо — ООО «Р1». Совладельцем компании стал соучредитель «Кухни на районе» Олег Козырев. Он получил в проекте 20%, следует из базы данных СПАРК. В ноябре 2021 года Родин рассказал о новом бизнесе на личной странице в Facebook (принадлежит Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России). Однако впоследствии предприниматели отказались от идеи: «Я быстро осознал все неприятные приколы агентского бизнеса», — поясняет Родин, не вдаваясь в детали.
Вместо этого в конце 2021 года партнеры запустили платформу социальной коммерции Tingz для блогеров, музыкантов и других создателей контента. По задумке партнеров, площадка должна была стать продвинутой альтернативой сервисам монетизации вроде Patreon. Если последняя предлагает блогерам зарабатывать на донатах от подписчиков, то Tingz — на прямых продажах фанатам. К примеру, через сервис блогер может провести аукцион и продать фанату футболку из своего популярного видео. «Мы хотели построить «Патреон на маскималках»— с прикольными модификациями, которые позволяли донатить [интересными способами], а не просто отправлять деньги», — рассказывает Родин.
Основатели планировали работать с международной аудиторией, поэтому сразу зарегистрировали компанию в США. В разработку сервиса партнеры вкладывали собственные средства. Сумму инвестиций Родин не раскрыл. Основатели также привлекли $770 000 в марте 2022 года на развитие проекта от частных инвесторов. Их имена он раскрывать также отказался.
Сейчас сервис работает в тестовом режиме. Согласно сайту проекта, зарегистрироваться на нем могут пользователи социальных сетей Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России), стриминговых платформ Twitch, Spotify и др. Число клиентов Родин не раскрывает. По его словам, официальный запуск намечен на конец 2023 года. Затем партнеры планируют монетизировать продукт за счет комиссии с каждой сделки на платформе. В будущем основатели планируют расширять функционал площадки. «Наша задача построить сервис, который поможет креаторам управлять финансами и зарабатывать больше денег на фанатах», — заключил Родин.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.