К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как уехавшие россияне зарабатывают на товарах и услугах, по которым скучают эмигранты

Бар Tuf в Ереване. (Фото DR)
Бар Tuf в Ереване. (Фото DR)
Массовая эмиграция россиян в другие страны стала одним из трендов 2022 года. Осев в новых местах, предприниматели и специалисты стали налаживать там быт. В силу отсутствия привычных сервисов, товаров, еды воссоздать прежний образ жизни получилось не у всех. И многие россияне увидели в этом возможности для запуска бизнеса. В популярных для эмиграции Турции, Армении, Сербии, Грузии, ОАЭ стали появляться салоны красоты, кафе, школы и детские сады, магазины с книгами на русском языке, нацеленные на эмигрантов из России. Что натолкнуло их владельцев на запуск бизнеса, сколько пришлось в него вложить и какую выручку он теперь приносит?

Один из городов, в которых сегодня россияне открывают бизнес, — сербский Белград. Здесь уже работают кафе и рестораны с основателями из России, например Birds и «Кофилин». А в июне этого года свое заведение в городе планирует открывать кофейный кооператив «Черный», рассказал Forbes его основатель Артем Темиров.

В Белграде есть не только ресторанные проекты, открытые эмигрантами из России. Например, с конца 2022-го там работает маникюрный салон Beba beauty&bar с русскоязычными мастерами. Его создали две россиянки: бывший менеджер по внешним коммуникациям в одном из подразделений «Яндекса» Ирина Плотникова и совладелица российского концертного агентства Connected Agency Александра Изман. 

Плотникова перебралась в Белград с мужем и сыном осенью прошлого года. Вскоре после переезда она уволилась из «Яндекса» — в 2022-м работа в коммуникациях стала непростой, признается предпринимательница. Ей захотелось заняться чем-то совсем другим, например открыть ресторан. Она начала встречаться с друзьями из индустрии гостеприимства и расспрашивать их об особенностях такого бизнеса. А параллельно изучала ресторанную сферу Белграда. Хотя идея Плотниковой нравилась, от нее в итоге пришлось отказаться: на открытие заведения требовалось не меньше €100 000, к тому же девушку пугала операционная сложность бизнеса и долгая окупаемость. 

 

Идея с салоном, как часто бывает, родилась из собственного опыта. Через некоторое время после переезда Плотникова решила записаться на маникюр. И обнаружила, что эта услуга в Белграде отличается от привычной: например, в местных салонах часто не стерилизуют инструменты. Почитав об этом в Telegram-чатах эмигрантов, она поняла, что россияне не посещают сербские салоны, а ходят к двум-трем проверенным мастерам маникюра из России. Обычно из-за большой очереди к таким мастерам нужно записываться за месяцы вперед. 

Однажды Плотникова разговорилась о недостатках местной индустрии красоты со своей знакомой Александрой Изман, тоже недавно переехавшей в Белград. Оказалось, что та раньше работала операционным директором московской сети парикмахерских Cut and Color. Слово за слово, и девушки решили вместе открыть салон красоты.

 
Ирина Плотникова и Александра Изман (Фото Марии Цветковой для Forbes)

Через месяц, в октябре 2022-го, партнеры нашли подходящее помещение в самом центре города. Интерьер решили выполнить в стиле ар-деко, чтобы он «соответствовал духу элегантной старой белградской квартиры», рассказывает Плотникова. С этим предпринимательницам помогла подруга-архитектор, которая в 2022-м тоже оказалась в Сербии. 

Стартовые инвестиции — порядка €20 000 из накоплений Плотниковой и Изман — ушли на аренду и ремонт помещения, закупку оборудования. Обустроить салон получилось без особых затрат: большую часть мебели в винтажном стиле основательницы приобрели на местном аналоге Avito. 

Партнеры наняли семерых мастеров маникюра и одного мастера по макияжу — все они из России. По словам Плотниковой, найти их в Белграде не составило труда. Но мастеров пришлось обучить до «одинакового высокого уровня», рассказывает Ирина. Для этого предпринимательницы на время наняли «преподавателей» — нескольких специалистов с большим опытом, которых нашли в тех же Telegram-чатах эмигрантов из России.

 

Плотникова и Изман задумывали салон как место для приятного времяпрепровождения. Поэтому закупили не только маникюрное оборудование, но и барное: кофемашины, холодильную и морозильную камеры. В Сербии не требуется получать лицензию на продажу алкоголя, поэтому в меню, кроме кофе, партнеры добавили коктейли. С разработкой коктейльной карты им помог знакомый шеф-бармен. 

Салон назвали Beba beuty&bar. Он открылся в тестовом режиме, для друзей и знакомых, в декабре 2022 года. А полноценно заработал с февраля 2023-го. По словам Плотниковой, 80% аудитории салона составляют российские эмигранты, которые узнают о нем от друзей, благодаря чатам и рекламе в соцсетях. Еще 20% приходится на местных и туристов — они находят салон по меткам в «Google Картах», их цепляет фотогеничный интерьер, рассказывает Плотникова. 

Стоимость маникюра в Beba — от 3000 сербских динар (около 2200 рублей). Это высокая цена по сравнению с другими локальными салонами. «Местные не понимают, почему маникюр столько стоит, — признается Плотникова. — Но все равно приходят за необычным, креативным маникюром, который вряд ли сделают в другом месте». Например, в Beba делают объемный 3D-дизайн и выполняют рисунки специальным инструментом — аэрографом.

Суммарно с момента запуска проект принес основательницам около €20 000 выручки, почти половина из этого пришлась на январь. «Мы думали, что в марте только-только начнем зарабатывать. А теперь понимаем, что через несколько месяцев отобьем вложения», — радуется Плотникова. По ее словам, сегодня в Beba повторно записываются более 70% посетителей, многие из них спрашивают о других услугах вроде стрижки. Площади салона для расширения спектра услуг недостаточно, говорит Ирина. Поэтому партнеры уже подумывают о второй, более крупной, точке в другой части города.

В целом салоны красоты российских основателей часто приживаются за рубежом, рассказывает основательница единого абонемента в фитнес-клубы и салоны красоты Fitmost Александра Герасимова. В пример она приводит салоны «Персона», Prive7 и Mon Poney в Дубае. Причина этого кроется в том, что уровень сервиса в индустрии красоты в популярных для переезда странах ниже, чем в России, говорит Герасимова: «Хорошее качество может стать конкурентным преимуществом новых игроков».

 

Еще одна свободная во многих странах ниша — магазины с книгами на русском языке. Один из таких проектов открыла в Стамбуле директор по маркетингу криптостартапа Bitbanker Сания Галимова. Из России в Турцию она перебралась весной 2022 года.

Галимова сразу обратила внимание на то, что в Стамбуле непросто найти русскоязычные книги, — ассортимент в офлайн-магазинах очень скудный. При этом спрос на них есть, отмечает она: «В 2022-м в Стамбул хлынула волна образованных людей из России, для которых поход в книжный — это форма отдыха». Недолго думая, девушка решила открыть свой книжный магазин. Она признается, что давно об этом мечтала, но прежде не воспринимала идею всерьез. 

Задолго до запуска Галимова завела Telegram-канал «Полторы комнаты» (отсылка к эссе Иосифа Бродского), где решила делиться новостями «первого русского книжного в Стамбуле». Один из подписчиков в ответ на первый же пост с описанием идеи предложил основательнице встретиться. В итоге он стал соинвестором проекта Галимовой, вложив в него около $15 000. Столько же инвестировала сама Галимова. Партнеры поделили бизнес в пропорции 60/40 в пользу основательницы, которая занялась операционным управлением. Имя партнера она не раскрывает.

Подходящее помещение Галимова нашла только через четыре месяца после регистрации компании. По ее словам, за помещения в Стамбуле большая конкуренция. Арендная плата в ее случае составила $1250 в месяц. Книги предпринимательница покупала через дистрибьютора «Медленные книги».

 

Магазин «Полторы комнаты» открылся 17 декабря 2022 года. Галимова продвигала его через социальные сети. В одноименном Telegram-канале к тому моменту было уже несколько сотен подписчиков (сейчас — более 1500). В соцсетях она активно рассказывала о том, как готовится к открытию магазина. «Вся наша эмигрантская деревня следила за этим, как за сериалом», — смеется Галимова. Она утверждает, что многие подписчики даже вызвались безвозмездно помочь ей с ремонтом и другими задачами. Среди них, как рассказывает Галимова, был, например, Павел Котляр, основатель петербургского музея Иосифа Бродского «Полторы комнаты». 

Сания Галимова (Фото Ивана Тамазина для Forbes)

В беседе с Forbes Котляр назвал книжный в Стамбуле «благородной и безумной затеей, которая подарила многим ощущение дома». Он помогал Галимовой с расстановкой книг и подготовкой магазина к открытию. «В эмиграции человек утрачивает свою библиотеку: когда существование измеряется весом чемодана, книга остается в прежней жизни. Эта мысль и название магазина не оставили мне шанса остаться в стороне», — говорит Котляр. 

Литературный критик Елизавета Биргер отмечает, что «Полторы комнаты» — не первый книжный магазин в Стамбуле, где есть книги на русском языке. До него уже существовала небольшая точка Odessa Sahaf. «Но «Полторы комнаты» — про другое: чтобы красивые люди в красивом месте купили себе красивую, но не дешевую книгу», — говорит она.

Первые две недели Галимова сама работала за прилавком. За это время она продала 500 из 700 привезенных книг и не успела к январю завезти новые. «Гостей магазина я тогда угощала бесплатно чаем и кофе — книг предложить не могла», — смеясь, вспоминает предпринимательница. Простой продолжался три недели. Тем не менее за время работы в январе 2023-го книжный принес более $7000 выручки, а в феврале и марте — почти по $13 000, говорит Галимова.

 

В марте основательница решила перестроить бизнес-модель: заказывать книги не через дистрибьютора, а напрямую у российских издательств. Таким образом она рассчитывает снизить цены на книги в своем магазине и начать работать как дистрибьютор с другими. По словам Галимовой, вслед за ней еще несколько россиян открыли в Стамбуле русские книжные. Кроме того, Галимова планирует выходить с книгами на турецкие маркетплейсы, где хочет продавать более массовую литературу, которая, по словам основательницы, не вписывается в «Полторы комнаты». 

Среди издательств, с которыми Галимова ведет переговоры о сотрудничестве, — Individuum и Popcorn Books. Их исполнительный директор Дмитрий Протопопов это подтвердил. По его словам, издательства с 2022 года наблюдают рост интереса к книгам на русском языке со стороны иностранных партнеров-магазинов. Сейчас Individuum и Popcorn Books сотрудничают с 30 зарубежными магазинами.  

Еще одним центром притяжения россиян в 2022 году стала Армения. Многие открыли здесь кафе и бары, которые успели стать известными в эмигрантском сообществе. В целом сфера услуг вторая по популярности у россиян в Армении для запуска бизнеса после IT-сферы, отмечает управляющий партнер компании Move2Armenia Лилит Саакян.

Один самых популярных среди российских эмигрантов проектов — бар Tuf, который открылся в Ереване в марте 2022 года. Вадим Матяш, владелец заведения, переехал туда из Санкт-Петербурга в первые дни после начала «спецоперации»*. К тому времени в России у него было два магазина гитар Guitarbank. В прошлом он также владел санкт-петербургским концертным клубом VNVNC, но вышел из бизнеса, устав от ночной жизни.

 

В связи с переездом Матяшу пришлось закрыть гитарные магазины в Санкт-Петербурге и Москве. Он перевез в Ереван большую часть инструментов и рассчитывал открыть магазин на новом месте. Однако в процессе поиска помещения ему приглянулся трехэтажный дом, первый этаж которого «идеально подходил для бара». В нем и раньше располагался ресторан, к тому же у дома был большой задний двор. Матяш решил открыть там «культурное пространство для вечеринок», а для гитар пока арендовать склад.

Вся необходимая аппаратура для концертов у основателя была: кроме гитар, он занимался усилителями и другой техникой для сцены. Ремонт тоже не потребовал больших вложений — стартовые инвестиции составили не более 500 000 рублей, говорит предприниматель.

Информация об открытии Tuf быстро разошлась по соцсетям, он обрел популярность в эмигрантской среде. Сейчас на страницу бара в Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России) подписано около 15 000 человек. Матяш утверждает, что этому помогло сарафанное радио: «Было ощущение, что все сюда переехали. У всех глаза горели, а сердца болели — на сильных эмоциях все очень быстро стали общаться [и рассказывать о баре друг другу]».

Первой в Tuf дала концерт российская группа «АлоэВера» в апреле 2022-го, рассказывает основатель. Позже там выступали московская группа OQJAV, номинант в рейтинг 30 самых перспективных россиян до 30 лет по версии Forbes в 2020 году в категории «Музыка» Яна Кедрина (Kedr Livanskiy) и другие артисты. Помимо выступлений известных музыкантов, в баре проводят вечеринки в формате открытого микрофона и шоу талантов на английском, армянском и русском языках. 

 

Через несколько месяцев после запуска Матяш смог арендовать все здание целиком. Часть помещений он пересдает другим проектам россиян, среди них — студия звукозаписи, мастерская керамики, магазин одежды и косметики. Сегодня средняя месячная выручка Tuf, по словам основателя, составляет порядка $60 000, а прибыль — около $10 000.

Среди других заметных кафе, ресторанов и баров, открытых россиянами в Ереване, — MILFK, «Дом», Hummus Kimchi, говорит Саакян из Move2Armenia. У основателя Hummus Kimchi Дмитрия Шингарева схожие с Матяшом наблюдения: его заведение открылось в апреле 2022-го и быстро стало популярным благодаря Telegram-чатам эмигрантов. Сейчас среднемесячная выручка кафе — $30 000, говорит Шингарев Forbes.

В концепции Hummus Kimchi основатель соединил израильскую и корейскую кухни. По словам Шингарева, россияне успели привыкнуть к блюдам этих кухонь, а подобных заведений в Ереване не было. Поэтому кафе нашло свою аудиторию. «На старте нам даже пришлось закрыться на три дня, чтобы нанять еще персонала, потому что мы не справлялись с потоком», — отмечает предприниматель. Как и у Tuf, большая часть посетителей Hummus Kimchi — россияне.

Шингарев признается, что в начале 2023 года, по сравнению с концом сентября, когда в России объявили частичную мобилизацию, посещаемость заведения немного упала. Но он связывает спад с зимним периодом. «Сейчас с каждым днем людей приходит все больше, так что у нас снова наметился рост», — воодушевлен он.

 

Стабильный рост видит и Матяш. Он считает, что его бар продолжит расти, даже если часть россиян вернется на родину. Со временем, наряду с российскими исполнителями, в его Tuf стали выступать армянские артисты, сейчас его посещают многие местные жители. Матяш рассказывает, что в Армении есть своя интересная рок-культура, поэтому у места для концертов может быть большой потенциал.

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+