К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

На пустом месте: как приложение россиян для обмена геолокацией попало в топ App Store

Фото Getty Images
Фото Getty Images
После закрытия популярного в России французского приложения Zenly для отслеживания геолокации друзей Максим Климчук, Дмитрий Трачук и Мария Мышь решили импортозаместить продукт. В конце февраля 2023 года они выложили соцсеть-аналог под названием Blink в App Store. Меньше чем за месяц приложение поднялось на первую позицию в категории «Социальные сети», а число активных пользователей перевалило за 200 000 человек

«Одноклассники» в России заняты возрастной аудиторией, «ВКонтакте» — людьми среднего возраста, Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) — мамами, молодежный TikTok не позволяет россиянам публиковать новый контент, а Snapchat у нас не зашел. Получается, подросткам негде сидеть», — рассуждает в беседе с Forbes Дмитрий Трачук, один из создателей приложения Blink для добровольного обмена местоположением с друзьями. 

У него уже есть опыт работы с геолокационными приложениями: с другим сооснователем Blink Максимом Климчуком он запускал сервис для поиска работы рядом с домом Qwenty и предшественника Blink — соцсеть CheckYou. С молодой аудиторией Трачук тоже работал — он был совладельцем юмористического сообщества MDK в «ВКонтакте» (больше 12 млн подписчиков) и разработчиком приложения сообщества.

К запуску Blink присоединилась знакомая Трачука Мария Мышь. В отличие от Qwenty и CheckYou приложение мгновенно возглавило топ AppStore — в категории «Социальные сети» в марте 2023 года оно обогнало даже Telegram и «ВКонтакте». На руку основателям могло сыграть закрытие зарубежного сервиса для обмена геолокацией с друзьями Zenly, которым пользовались более 12 млн россиян. 

 

Forbes поговорил с основателями проекта и экспертами — и узнал, как появилось приложение Blink и какие у него перспективы.

Стартаперская тусовочка

28-летний Максим Климчук и 29-летний Дмитрий Трачук познакомились в 2012 году. Они оба состояли в чате «молодых ребят, которые делали что-то крутое» в социальной сети «ВКонтакте» — позже его перенесли в мессенджер Telegram. «В то время все сидели в прикольных чатах, а стартаперская тусовочка была очень маленькой и уютной», — вспоминает Дмитрий Трачук. 

 
Мария Мышь (Фото DR)

Приятели не помнят, как и когда появился этот чат, но утверждают, что среди его участников были в том числе сооснователь издания TJ Никита Лихачев, основатель агентства диджитал-маркетинга Out Digital Роман Зарипов, бывший пресс-секретарь «ВКонтакте» Георгий Лобушкин и создатель «ВКонтакте» и Telegram Павел Дуров. Лобушкин и Лихачев в разговоре с Forbes подтвердили существование такого чата, Дуров и Зарипов не ответил на запросы Forbes. 

Климчук в то время только устроился в Aviasales дизайнером. А параллельно стал помогать Трачуку, уже известному по сообществу MDK, с новым проектом — приложением для поиска вакансий рядом с домом. В 2013 году партнеры выпустили сервис Qwenty, в который Игорь Рябенький, основатель фонда Altair Capital, вскоре вложил $300 000. Проект планировал зарабатывать на работодателях — они платили по 1000 рублей в месяц за одну точку с вакансиями на карте.

Однако сервис не полетел. В 2014 году его выручка составила всего 45 000 рублей, следует из данных СПАРК, которые подтвердил Трачук. По его словам, у Qwenty было 10 компаний-клиентов, самым крупным из них был «Кофе Хауз». Но приложению «негде было покупать рекламу», поэтому у него было мало пользователей, признается Трачук. В результате его пришлось закрыть.

 

Еще несколько лет Трачук пробовал запускать другие приложения. Например, с 2016 года, по собственным словам, участвовал в разработке аналога фоторедактора Prisma — сервиса Vinci. Предприниматель рассказывал vc.ru, что в том же году Vinci купил «ВКонтакте». Сумму сделки он не раскрывал. Источник Forbes, близкий к сделке, подтвердил факт покупки Vinci. Представитель «ВКонтакте» отказался от комментариев, сославшись на давность возможной сделки.

Первый блин

В начале 2017 года Трачук и Климчук придумали новое приложение, связанное с геолокацией, — сервис для отслеживания местоположения друзей CheckYou. К тому времени в России уже около года работало французское приложение Zenly с похожим функционалом. В июне 2017-го компанию купила Snap Inc., владелица соцсети Snapchat. Источник TechCrunch, знакомый с деталями сделки, оценил ее в $250–350 млн.

Дмитрий Трачук (Фото DR)

Трачук уверяет, что на момент старта разработки CheckYou партнеры не знали о существовании Zenly. По словам предпринимателя, до покупки Snap Inc. приложение не продвигалось в России. Идею партнеры подсмотрели на платформе Product Hunt: «Мы стали натыкаться на пилотные версии очень сырых приложений на базе геолокации. Нам понравилась эта идея, и мы быстро запустили сервис, где можно было добавлять друзей и общаться», — вспоминает Трачук. На старте в CheckYou была возможность публикации историй вроде Stories в Instagram, в нем также были публичные и личные чаты и комментарии. Функцию отслеживания геолокации партнеры планировали добавить позже.

Появление сильного конкурента в лице Zenly не пугало основателей — они надеялись занять свое место на растущем рынке. «Мы ощущали, что [приложения с функцией отслеживания геолокации] это та штука, которая будет бомбить в следующие годы, видели это по трендам из Китая. Там многие похожие приложения тогда уже были популярны», — рассказывает Максим Климчук в разговоре с Forbes.

Команду CheckYou поддерживала «ВКонтакте», писал vc.ru со ссылкой на Трачука и представителя VK: соцсеть предоставила разработчикам серверы, помогала с рекламой и технической экспертизой. Кроме того, в сервисе можно было зарегистрироваться только с помощью номера телефона или профиля «ВКонтакте», а также в один клик пригласить в CheckYou своих друзей из соцсети. 

 

Тогда стороны не объясняли, какой интерес проект представляет для «ВКонтакте». На вопросы Forbes о деталях и условиях поддержки представитель «ВКонтакте» не ответил. Трачук предполагает, что компания была заинтересована в команде и поддерживала с ней отношения, чтобы «держать руку на пульсе ее развития». Комментировать детали сотрудничества он тоже отказался.

Несмотря на поддержку, разработка функции отслеживания геолокации друзей затянулась. Разработчики долгое время искали способ сделать так, чтобы приложение тратило как можно меньше заряда аккумулятора. В итоге обновленное CheckYou они выпустили только в декабре 2019 года. Тогда месячная аудитория приложения составляла меньше 10 000 пользователей. Трачук объяснял это тем, что команда не занималась активным продвижением с июля 2019 года, так как сосредоточилась на технической части. 

Обновленная соцсеть «нормально росла по аудитории», рассказывает Трачук: «Но у нее было два главных недостатка: карта была недостаточно подробной, а само приложение работало медленно. Кроме того, у нас был сложный онбординг: чтобы начать пользоваться продуктом, нужно было пройти слишком много шагов. К концу процесса терялась конверсия». В Zenly, по словам предпринимателя, «все было проще», конкуренция с ним давалась проекту тяжело. 

CheckYou добила пандемия коронавируса. Во время локдауна люди находились дома, им было неинтересно заходить в приложение, и в результате проект «затух», признается Ткачук. Он не ответил на вопрос Forbes о том, с каким убытком пришлось закрыть стартап. Вложения в проект к концу 2019-го составили $500 000, рассказывал он vc.ru.

 

Звезда упала

Тем временем Zenly в России только рос и расширял команду. В 2020 году в компанию устроилась знакомая Трачука Мария Мышь — на позицию руководителя отдела по работе с сообществом. Сначала она работала только с российской частью Zenly, а потом занялась глобальной.

По данным App Annie, к началу 2021 года количество российских пользователей Zenly составило 5,5 млн пользователей, а к июлю того же года резко увеличилось вдвое — до 12,1 млн человек, писал Forbes ранее. Так Россия стала главным рынком для Zenly, на втором месте — Индонезия.

Источник Forbes, близкий к Snapchat, тогда объяснял популярность приложения в этих странах особенностями менталитета: «В России и Индонезии семейные и дружеские связи гораздо прочнее: люди хотят собираться вместе, проводить друг с другом время, в то время как в США они больше хотят, чтобы их оставили в покое».

Максим Климчук (Фото DR)

При этом растущее приложение никак не монетизировалось. Это сыграло против него в 2022 году. В конце августа Snap Inc. заявила, что закроет Zenly в целях экономии. С начала 2022-го акции Snap упали почти на 80%, а убытки за II квартал составили $422 млн — вдвое больше, чем за тот же период в 2021 году. Кроме закрытия Zenly, компания также остановила производство собственных видеопроектов и игр, свернула музыкальное приложение Voisey и разработку камер для дронов Pixy. А еще сократила 20% штата, по подсчетам WSJ, примерно 1200 сотрудников.

 

Причиной закрытия Zenly могла стать и конкуренция со Snapchat. После покупки Zenly Snap Inc. во второй соцсети тоже появилась функция обмена местоположением. Издание Rest of World поговорило с сотрудниками геолокационной соцсети и заключило, что Snap Inc. всегда видела в сервисе конкурента, поэтому урезала бюджеты, тормозила его развитие и закрыла. вместо того чтобы продать. С этим мнение согласен и Трачук: «Какую бы функциональность не добавили в Zenly, всегда получится Snapchat, которому не нужны такие конкуренты».

Свой Zenly

Мария Мышь покинула Zenly в августе 2022 года, когда компания начала закрываться на некоторых рынках и перестала вкладываться в маркетинг, рассказывает предпринимательница. Она написала об этом Трачуку и Климчуку и предложила им «делать свой Zenly». Климчук к тому моменту уже около девяти лет работал в Aviasales и был продуктовым менеджером. А Трачук разрабатывал игровое мобильное приложение для детей в проекте последователей Дурова TON Foundation. 

Трачук и Климчук воодушевились идеей. Уже через месяц партнеры всерьез занялись планированием: решили занять нишу Zenly, собрав команду CheckYou и пригласив бывших сотрудников Zenly — так в самом начале проекта к Климчуку и Трачуку присоединилась Мышь. Теперь она отвечает в компании за маркетинг, Климчук — за дизайн, продуктовую аналитику и бизнес-процессы, Трачук — за разработку, серверы и другие технические составляющие. 

Название Blink возникло, когда Трачук и Климчук играли в World of Warcraft: у магов в игре есть заклинание под названием blink, которое перемещает персонажа по карте. «В Dota тоже есть аналогичная игровая механика с таким же названием. То есть ты видишь, как твои друзья перемещаются из точки в точку на карте», — объясняет Мария Мышь.

 

К декабрю 2022 года основатели собрали команду из восьми человек: наняли по два разработчика на каждую платформу (iOS, Android и серверная часть), тестировщика и дизайнера. По словам основателей, эта команда с тех пор и по сей день работает «на полном энтузиазме», никто из них, включая самих предпринимателей, не получает зарплату. Поэтому у большей части команды, кроме Трачука, есть основная работа. Климчук, к примеру, продолжает работать в Aviasales.

В январе команда начала активную фазу разработки продукта. Сооснователи арендовали сервера примерно на 150 000 рублей, на сервисы для работы вроде аналитики и таск-трекера потратили еще 100 000 рублей, регистрация в App Store обошлась им в $100, еще 200 000 рублей ушли на рассылку SMS при регистрации пользователей. Эти 500 000 рублей — из накоплений основателей.

По словам Марии Мышь, команда взяла за основу базовый функционал Zenly — то есть версию 2018 года, до того как компания начала добавлять функции для удержания пользователей. Так, в Blink появились карты разных видов для просмотра геолокаций друзей, личные чаты, звуковые стикеры, которые позволяют отправить другу уведомление со звуком: например, кукареканьем петуха. По словам Мышь, все это команда разрабатывала с нуля, не используя устаревшие наработки CheckYou.

Также в Blink есть функция «Тряхи»: если два пользователя, находящихся рядом, одновременно встряхнут телефон, то общим друзьям придет уведомление о том, что они вместе. Такая же функция была у CheckYou и Zenly: последняя отключила ее после распространения коронавируса. По словам Марии Мышь, пользователи «очень просили ее вернуть». В будущем команда планирует добавить и функцию чекинов — отметок в местах на карте.

 

Кабачковая икра на 160 000 человек

В конце февраля команда загрузила Blink в AppStore, но не стала его продвигать. «Наша задача была тихо запуститься и оттестировать приложение за месяц, найти и поправить все проблемы, — вспоминает Климчук. — Но 19 марта аудитория резко выросла до 4000 пользователей и начала увеличиваться вдвое каждые 12 часов». 

Оказалось, что про Blink написал крупный Telegram-канал с аудиторией в 160 000 человек — «Кабачковая икра по акции». По словам Трачука, за день до этого один из разработчиков Blink рассказал ему, что «выпил пива со знакомым», который напишет про социальную сеть в своем Telegram-канале. «Я «окнул», а утром узнал, что у него канал не на человек 200, как я думал, а на 160 000 подписчиков», — рассказывает Трачук. 

По собственным данным команды, 21 марта аудитория сервиса выросла до 35 000 пользователей. Он занял первое место по скачиваниям в российском App Store среди всех бесплатных приложений и в категории «Социальные сети». На следующий день такой же результат был в App Store Белоруссии. В подтверждение этого основатели Blink прислали Forbes скриншоты из App Store.

По его словам, команда была к этому не готова — следующие три дня после публикации поста в Telegram-канале разработчики «без сна» оптимизировали серверы из-за большой нагрузки. К 27 марта месячная активная аудитория приложения превысила 200 000 пользователей, дневная — 100 000 уникальных пользователей на протяжении четырех дней, утверждают основатели Blink. 

 

Несмотря на и без того большую нагрузку на серверы, через несколько дней после старта команда решила «немного принарядить» соцсети приложения — поставить аватарки, занять нужное имя пользователя, пока это не сделали другие. В итоге первые семь видео в TikTok суммарно набрали около 3 млн просмотров. По словам Мышь, соцсети работали не на привлечение новой, а на удержание текущей аудитории. 

У Blink пока нет Android-версии. Но пользователи ее ждут: в Telegram-чате под названием «Blink: Тут мы ждем андроид» на 3 апреля около 5500 участников — пользователи попадают туда при нажатии кнопки «Скачать Android» на сайте, который указан в приглашении в приложение. Разработчики объясняют, что Android-версию «всегда сложнее делать». В отличие от iOS у Android множество разных версий, в которых отличаются камеры, процессоры и так далее. 

Основатели пока не планируют монетизировать приложение, но склоняются к запуску рекламной модели в будущем, говорит Дмитрий Трачук. Нет в планах пока и поиска инвестиций. По его словам, сейчас Blink нет смысла привлекать деньги: инвесторы формируют оценку стартапа исходя из метрик, а они у приложения сейчас растут ежедневно. «Мы же не можем повышать наши ставки каждую неделю, поэтому нам проще просто вырасти, а потом по мере необходимости искать инвестора», — добавил он. 

При этом основатели не видят проблем с монетизацией в будущем. По словам Климчука, команда уже продала первую интеграцию сервиса Aviasales: рекламный текст появился в верхней части главного экрана. Климчук показал приложение коллегам еще на этапе бета-тестов. «Они сами пришли к нам, потому что уже пользовались продуктом и наблюдали за его взлетом», — объясняет он. 

 

Представитель Aviasales подтвердил Forbes, что компания обратила внимание на «набирающий популярность маркетинговый канал» и договорилась об интеграции. «Aviasales традиционно старается первым впрыгнуть в интересные истории, как тут и получилось. Результаты, конечно же, рановато обсуждать, но в таких проектах мы целимся в охват — это самый верх маркетинговой воронки», — добавил представитель компании.

Стороны не раскрывают сумму сделки, но, по словам основателей Blink, ее хватит на четыре-пять месяцев аренды серверов.

Мимолетное видение

По данным сервиса аналитики Sensor Tower на 3 апреля, Blink скачали уже около 300 000 раз. Ведущий аналитик исследовательской компании Mobile Research Group Эльдар Муртазин называет такой резкий рост Blink случайным. Он предполагает, что приложение скачивают, чтобы попробовать, а затем перестают им пользоваться. Но основатели Blink говорят о хорошей возвращаемости аудитории. По данным стартапа, на седьмой день после 19 марта в приложение возвращалось 54% пользователей. 

В молодежной среде «принято и удобно» делиться своим местоположением, объясняет популярность Денис Кусков, гендиректор консалтинговой компании Telecom Daily. По его словам, чем старше люди, тем меньше они готовы делиться своей геолокацией. Сейчас, по собственным данным Blink, 40% его пользователей младше 18 лет, а большую часть аудитории (65%) составляют девушки.

 

В планах основателей — добавить функции, которых не было в Zenly: например, «видеокружочки», голосовые сообщения и их расшифровку и так далее. По их словам, глобальная цель проекта — занять нишу соцсетей для зумеров в СНГ. 

Судя по показателям Zenly, у Blink большой потенциал роста, считает глава консалтинговой компании «ТМТ Консалтинг» Константин Анкилов. По его мнению, ключевым способом продвижения для соцсети может стать сарафанное радио в подростковой среде.

Денис Кусков не согласен с этим. Это интересный, но недолговечный проект, уверен он. По словам эксперта, сейчас «выстреливают» более функционально насыщенные сервисы, например Telegram, Facebook (принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) и другие, где есть возможность получить информацию разными способами и не обязательно делиться геолокацией. 

«Про еще более громкий проект ClubHouse мы уже и не помним. А 12 млн пользователей, которые были у Zenly, это, конечно, хорошие позиции, но не уровень лидеров рынка вроде «ВКонтакте» и Telegram. Blink может получить свою долю среди молодежи, но достигнуть позиций лидеров рынка данное приложение не сможет», — заключил Кусков.

 

Муртазин считает, что дальнейшее развитие сервиса зависит от действий его разработчиков — от того, смогут ли они поддерживать интерес аудитории чем-то новым. «Это один из примеров тех приложений, которые неожиданно взлетают, а дальше набирают критическую массу как снежный ком. Сложно сказать, что с ним будет дальше: идея неуникальная, но интересная. Аудитории интересно поиграться, но это не будет продолжаться бесконечно. Если Blink не будет меняться, он точно так же стремительно эту аудиторию и потеряет», — заключил Муртазин.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+