Удобная цель: почему налоговая проверяет блогеров и агентства инфлюенс-маркетинга
Во вторник, 7 марта, Следственный комитет России (СКР) возбудил уголовное дело против блогера Валерии Чекалиной (ler_chek) и ее супруга Артема Чекалина (artem_chek). В рамках расследования в доме супругов провели обыски, с них взяли подписки о невыезде. Позднее в тот же день прокуратура Москвы сообщила, что Валерии Чекалиной предъявили обвинение в уклонении от уплаты налогов на сумму 311 млн рублей, а Артему Чекалину — обвинение в пособничестве.
Это один из самых громких, но не единственный за последнее время случай проверки по налогам на российском блогерском рынке. С 2022 года Федеральная налоговая служба (ФНС) активно проверяет лидеров мнений и сотрудничающие с ними агентства. О том, что подобные проверки идут с весны-лета прошлого года, Forbes рассказали источники в трех разных агентствах, которые работают с известными инфлюенсерами. Другой собеседник Forbes (в блогерском сообществе) утверждает, что агентства начали получать запросы от налоговой на предоставление документов по работе с блогерами с конца 2022 года. «Таких запросов раньше не было, а если и были, то не в таком количестве», — рассказывает он.
По словам источника Forbes в одном из агентств, которое работает с инфлюенсерами, запросы от ФНС, касающиеся ухода от налогов, в 2022 году получали как минимум два крупных агентства — WildJam (сотрудничает в том числе с Дмитрием Масленниковым, Клавой Кокой, Ильей Соболевым) и Didenok Team (Влад А4, Катя Адушкина, Никита Нагорный, Амина Мирзоева). О налоговых проверках в этих агентствах в ноябре 2022-го писал Telegram-канал «Правдорубка». В WildJam и Didenok Team отказались от комментариев. В четверг, 9 марта, стало известно, что 51% в Didenok Team приобрел холдинг VK.
Владелец одного из других московских рекламных агентств рассказал Forbes, что запросы от ФНС в течение 2022 года поступали и в его компанию. По словам собеседника Forbes, причиной обращений были выездные налоговые проверки ФНС у блогеров или их менеджеров. «Когда проверки проходят у блогера или менеджера, информацию запрашивают в том числе у агентств, которые платили блогеру», — объясняет он.
Среди документов, которые просила предоставить налоговая, были договоры с ИП блогера, распространяющие юридическую силу с начала 2019-го по конец 2021 года, акты приемки-сдачи работ, счета на оплату, медиаплан, итоговые отчеты по этим договорам, деловая переписка, информация о том, кто является администратором и фактическим владельцем аккаунта, рассказывает собеседник Forbes. Все эти документы были перечислены в соответствующем требовании от ФНС, поступившем агентству (Forbes с ним ознакомился).
В целом выездные проверки ИП — нечастое явление по сравнению с камеральными проверками, говорит партнер юрфирмы FTL Advisers Мария Кукла: «Обычно в доцифровую эру такие выездные проверки происходили, когда необходимо было провести выемку документов у ИП». По словам Марии Куклы, в рамках такой проверки у налоговых органов больше возможностей для сбора доказательств. Например, они могут провести допросы, опросы контрагентов, выемки, экспертизы. К тому же, если камеральная проверка предполагает изучение налоговой декларации за один год, то выездная позволяет проверить все налоги сразу за три года, добавляет эксперт.
По словам владельца московского рекламного агентства, в середине 2022 года запрос от налоговой в рамках выездной проверки пришел на блогера и основателя клуба предпринимателей «Трансформатор» Дмитрия Портнягина с суммарной аудиторией в 3 млн человек в YouTube и Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России). А в конце того же года аналогичный запрос агентство получило на Instagram-блогера, директора нескольких знаменитостей и автора курса по продвижению в соцсетях Ангелину Дубровскую с 1,2 млн подписчиков.
Представитель Дмитрия Портнягина Наталья Сосницкая не подтвердила, но и не опровергла факт налоговой проверки в 2022 году. «Как и любая российская компания, мы являемся объектом регулярных проверок и запросов от Федеральной налоговой службы и других государственных учреждений. 2022 год не стал исключением. Однако наши проверки и запросы не связаны с учащенными проверками других блогеров и агентств, это проходит систематически, в штатном режиме», — сообщила Forbes Сосницкая. На вопросы о причинах и итогах проверок в 2022 году она отвечать отказалась. Дубровская не ответила на запрос Forbes.
Ранее о том, что Портнягина ждет «масштабная проверка» ФНС писал Telegram-канал «112». Он называл и других потенциальных проверяемых — автора «Марафона желаний» Елену Блиновскую с 5,3 млн подписчиков в Instagram, блогера и основательницу бренда косметики Sammy Beauty Оксану Самойлову с более чем 15 млн подписчиков. Представитель Блиновской отказалась от комментариев. Forbes направил запрос Самойловой.
В июне 2022 года о требовании ФНС выплатить 200 млн рублей долга на своей странице в Instagram рассказывала еще одна блогер с 4,2 млн подписчиков и автор курса «Инсталогия» Александра Митрошина. «Я всегда работаю честно, в белую, без намерения обмануть государство», — писала тогда она. Представительница Митрошиной отказалась от комментариев.
Forbes направил запросы в ФНС и Росфинмониторинг. Источник Forbes, близкий к ФНС, рассказал, что у ведомства есть специальный отдел по выявлению налоговых нарушений у обеспеченных граждан: «Есть задача — выявлять недоимку и пополнять бюджет. А кто окажется [в числе проверяемых] — блогер, или певец, или еще кто, не имеет особого значения». О специальной инициативе по выездным налоговым проверкам именно у блогеров собеседник Forbes не знает.
С чем связаны проверки
Блогера Валерию Чекалину обвинили в дроблении бизнеса, то есть использовании для одной и той же деятельности нескольких ИП, которые в случае выполнения лимитных правил по доходам могли использовать льготные налоговые режимы. По версии следствия, являясь индивидуальным предпринимателем, Чекалина использовала упрощенную систему налогообложения (при ней бизнесмен платит либо 6% с доходов, либо 15% с разницы между доходами и расходами). Но доходы блогера от продажи фитнес-услуг оказались существенно больше лимита, отмечалось в заявлении СКР. Согласно СПАРК, в 2021 году выручка основного юрлица Чекалиных, ООО «Би Фит», составила 2,9 млрд рублей, прибыль — 658 млн рублей. У супругов было еще несколько юрлиц и ИП.
По версии следствия, не желая переходить на общую систему налогообложения, блогер решила регистрировать свой заработок на супруга и других родственников. Представительница Чекалиных Юлия Громова передала Forbes их отказ от комментариев, сославшись на подписанный документ о неразглашении информации.
По словам Марии Куклы, дробление бизнеса — одна из самых распространенных схем ухода от налогов. Ее используют во многих сферах бизнеса, она «хорошо знакома налоговым органам», говорит юрист. По ее мнению, ФНС обратила внимание на рынок инфлюенс-маркетинга из-за высоких доходов его участников. «Уже было несколько волн внимания к отдельным отраслям: клининг, рестораны, пункты сбора металлолома. Вот и до блогеров как отрасли добрались», — резюмирует Кукла.
Основатель продюсерского центра «ПЦ» Рустем Богданов называет неуплату налогов «бичом современных блогеров». «У них было не принято учитывать налоги. Лерчек (Валерия Чекалина. — Forbes) хотя бы уклонялась через ИП родственников, а многие другие принимали наличку или переводом на карту физлица, — рассказывает Богданов. — Когда мы столкнулись в 2019 году с набором резидентов-блогеров в «ПЦ», то почти всем приходилось открывать ИП или позже оформлять самозанятость, потому что прежде они даже не думали о налогах со своей деятельности».
Ему вторит основатель сервиса WhoIsBlogger Лев Грунин: «У блогеров действительно на фоне бурного роста бизнеса и доходов юридические и финансовые элементы часто не дотягивали до общего уровня». По словам Богданова, рынок начал приводить себя в порядок с 2021 года — постепенно блогеры, особенно крупные, стали оформлять поступления за коммерческую деятельность «как следует». Об этом же говорит основатель рекламного агентства Social Stars Максим Петренчук: «Блогеры по мере роста начинали сотрудничать с агентствами, у них появились менеджеры, которые приводили бухгалтерию в порядок».
За последние несколько лет рынок инфлюенс-маркетинга стал «сильно белее», утверждает Президент Ассоциации блогеров и агентств (АБА) Татьяна Иванова: «Растет число самозанятых, продюсерские агентства стали активнее и влиятельнее на рынке». По ее словам, блогерам выгоднее «быть белыми», так как агентства готовы работать только с теми, кто легально ведет свою деятельность.
Особняком на этом рынке стоит инфобизнес: часть блогеров больше зарабатывают на своих курсах, марафонах и прочем, чем на рекламных интеграциях, отмечает Иванова. По ее словам, такие инфобизнесмены, в отличие от крупных блогеров, как правило, самостоятельно ведут дела, не привлекая бухгалтеров и юристов. «Это выглядит как несерьезный подход к ведению бизнеса, учитывая объемы доходов, — говорит Иванова. — Поэтому проверка в части инфобизнеса неприятна, но вполне логична».
Юрист АБА Анастасия Красникова утверждает, что внимание налоговой к рынкам инфлюенс-маркетинга и инфобизнеса нарастает с 2018 года, когда ФНС России и Росфинмониторинг договорились об оперативном обмене информацией по вопросам противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. После этого Росфинмониторинг начал передавать в налоговую службу все данные о подозрительных операциях по банковским счетам, говорит Красникова: «Это были первые шаги по выведению бизнеса, в том числе онлайн, из серой зоны».
Налоговая инициировала проверки блогеров и инфобизнесменов и до 2022 года, соглашается с этим Рустем Богданов. Однако, по его словам, ранее такие проверки проводились, «если кто-то перешел дорогу». Сейчас же «более ковровая бомбардировка», утверждает Богданов. По его мнению, проверки начнутся с крупных, но в будущем коснутся многих блогеров: «Сейчас всю сферу российских инфлюенсеров перекапывают». Основной целью проверок при этом он считает не как таковое выявление налоговых нарушений, а давление с целью контроля за будущими размещениями инфлюенсеров и полное обеление этого рынка.
Грунин называет блогеров и инфобизнесменов в целом «удобной целью» для таких проверок. «На фоне общей экономико-политической ситуации блогеры — это хороший сегмент, где точно найдутся проблемы бухучета, и никто особо не будет высказывать им сострадания, — рассуждает он. — Здесь можно по «принципу Парето» 80% денежного результата получить даже не с 20%, а с 0,2% самых-самых крупных блогеров, при этом запугав сотни тысяч остальных, кто еще зачастую берет наличными даже без статуса самозанятого».