Миллионы долларов в якутского «единорога»: кому дали денег на этой неделе
На короткой рабочей неделе стало известно об одной сделке стартапа, основанного россиянами. Раунд поднял сервис такси InDrive. Компанию в 2012 году в Якутске создал Арсен Томский.
Сервис для вызова такси InDrive — $150 млн
Американский сервис по вызову такси с российскими корнями InDrive привлек $150 млн от текущего инвестора — венчурной компании General Catalyst. Об этом основатель компании Арсен Томский сообщил 20 февраля на своей странице в Facebook (принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России).
Оценка InDrive по итогам раунда неизвестна. Обычно такие сделки предполагают продажу части акций инвесторам в обмен на средства для развития компании. Как пишет Bloomberg, InDrive прибегла к другому инструменту, который «не вешает на компанию ценник». Этот инструмент связывает возвращение денег инвесторам с результатами работы компании, страхует ее в условиях падающих рынков и позволяет быть более гибкой по срокам погашения долга в случае, если InDrive будет расти не так, как прогнозировалось.
По данным американского Forbes, средства пойдут на развитие дополнительных направлений работы компании. За последний год она добавила на платформу возможность заказать онлайн грузоперевозки, рабочих и др. О планах превратить InDrive в «мультивертикальную платформу peer-to-peer сделок» (прямая покупка без учета посредника) стало известно еще в октябре 2021 года. Тогда Томский рассказал российскому Forbes, что намерен добавить в приложение услуги по поиску сантехники, дизайнеров, электриков и так далее.
Томский основал компанию InDrive (до 2022 года — inDriver) в 2012 году. Идею он взял из социальных сетей. Зимой того же года температура воздуха в регионе опустилась ниже 40°C, и местные службы такси вдвое подняли цены. В ответ на жалобы в социальной сети «ВКонтакте» появилась группа независимых водителей, где пассажиры могли сами назначить цену за поездку.
Томский тогда следил за группой со стороны и в идею не верил. Ему казалось небезопасным садиться в машину к неизвестным людям, объяснял он в интервью «Секрету фирмы». Все изменилось через полгода, когда число участников группы превысили 50 000 человек. «Опыт подсказал мне, что если история развивается без поддержки и вливаний, то с профессиональным продуктом и маркетингом такой бизнес взлетит», — вспоминал Томский в интервью Inc.
В том же 2012 году он выкупил группу во «ВКонтакте». Сумма приобретения не раскрывалась. После Томский создал приложение inDriver, где сохранился тот же принцип, что и в группе во «ВКонтакте»: люди могли сами назначать цены за поездки.
В 2017 году компания вышла в Москву и стала федеральной. Тогда же Томский поднял первый инвестиционный раунд — $5 млн в его стартап вложил венчурный фонд Leta Capital. Спустя год компания открыла юрлицо в Калифорнии. Тогда же фонд вложился повторно, в раунде на $10 млн.
В 2020 году компания подняла еще $72 млн. Лид-инвестором выступил американский фонд Bond Capital. А в 2021 года стартап стал «единорогом» (так называют компании с оценкой от $1 млрд) по итогам инвестиционного раунда с фондами Insight Partners, General Catalyst и Bond Capital. Инвесторы вложили в компанию $150 млн по оценке $1,23 млрд.
В 2022 году компания InDrive релоцировала часть сотрудников из России в Казахстан. Основатель и гендиректор inDrive Арсен Томский тогда называл России в бизнесе компании небольшой и говорил, что она продолжает снижаться. Команда InDrive при этом становится «все более международной», добавлял он. Тогда же компания провела ребрендинг и сменила название inDriver на InDrive.
В том же году выручка компании выросла на 88% год к году, пишет американский Forbes. По данным издания, приложение стало самым быстрорастущим среди международных сервисов по заказу такси. В 2022 году его скачали 61,8 млн раз.
На сегодня, согласно официальному сайту InDrive, сервис работает в 700 городах в 47 странах мира. Около 60% бизнеса компании приходится на Латинскую Америку, а крупнейшие рынки — это Мексика, Казахстан, Бразилия, Колумбия и Египет.