Уходя — заплати: в каких случаях для уехавших россиян не действует повышенный НДФЛ
События 2022 года, очевидно, сильно повлияли на географию граждан России, многие из которых теперь работают дистанционно из-за рубежа. Немалая часть таких сотрудников столкнулась с повышением налога с заработной платы, или НДФЛ. Согласно действующим на сегодня положениям Налогового кодекса, если в трудовом договоре закреплено, что местом работы сотрудника является Российская Федерация, то при потере им статуса налогового резидента НДФЛ повышается до 30%. Сотрудники-резиденты же платят 13–15% налог с зарплаты.
Резидентские выборы
Сегодня налог в отношении доходов сотрудника рассчитывает и удерживает работодатель в качестве налогового агента. При выплате зарплаты он определяет налоговую резидентность работника за предыдущий 12-месячный период, а не за текущий календарный год. Налоговыми резидентами России признаются физические лица, которые находятся в стране не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Пример: если работник постоянно жил в России до 1 марта 2022 года, затем уехал за границу, а зарплата ему выплачивается пятого числа каждого месяца — повышенный налог будет взиматься начиная с выплаты, произведенной 5 сентября. При последующих выплатах работодатель будет «довзыскивать» разницу в налоговых ставках по предыдущим месяцам, то есть за период с марта по сентябрь, когда сотрудник уже был за границей. Такие дополнительные удержания не могут превышать 20% от зарплаты после налога.
Если работодатель в течение календарного года не успеет покрыть образовавшуюся разницу в налоговых ставках (например, сотрудник уволится), он должен сообщить работнику и в налоговый орган о сумме недоимки. Работник обязан самостоятельно уплатить указанную сумму налоговой. В противном случае налоговая служба может инициировать принудительное взыскание, списать сумму задолженности с российских банковских счетов или даже арестовать имущество должника. Если сумма задолженности превышает 30 000 рублей, должнику также может быть ограничен выезд за пределы России.
Способ обнуления
Есть ли возможность уехать на удаленку за рубеж, продолжать сотрудничество с российским работодателем, но при этом избежать увеличения ставки налога? Да, и такая возможность доступна для всех сотрудников. На это Минфин указывал в своих разъяснениях. Согласно действующим положениям Налогового кодекса, доходы могут облагаться по ставке 0%, если в трудовом договоре с российской компанией указано, что работа осуществляется за пределами страны, а работник является налоговым нерезидентом РФ (то есть проводит за границей более 183 дней в году). Таким образом, при отъезде за рубеж необходимо подписать с работодателем дополнительное соглашение о том, что работа будет осуществляться за пределами России.
Для компаний подписание соглашения, закрепляющего место работы сотрудника за рубежом, тоже может быть выгодно. Оно как бы страхует работодателя от возможных штрафов и ошибок. Если компания неверно определит налоговый статус сотрудника и удержит налог по более низкой ставке, то именно на ней будет лежать ответственность. Ей начислят неуплаченный налог и штраф в размере 20% от этой суммы сверху. Представляется, что как раз из-за этих рисков в 2022 году работодатели начали в массовом порядке полностью отменять удаленку или вводить гибридный режим с обязательным посещением офиса несколько раз в неделю.
Способ избежать повышения НДФЛ с помощью дополнительного соглашения о зарубежной удаленке пока рабочий, но скоро может исчезнуть. В конце июня 2022-го Минфин подготовил проект закона о введении 30%-го налога с доходов уехавших сотрудников, которые продолжили работать в российских компаниях, но потеряли статус российских налоговых резидентов. В дальнейшем министерство допускало снижение ставки такого налога до 13%, то есть предполагалось, что налог с нерезидентов будут взимать по тем же ставкам, что и с сотрудников — резидентов России. Если изменения в Налоговый кодекс, предложенные Минфином, будут приняты, то налог будет уплачиваться по ставке 30% всеми сотрудниками российских компаний, проживающими за рубежом, — независимо от того, как определено место работы в их трудовом договоре.
Возможность или недочет
К концу 2022 года законодатель задумался не только о фискальных мерах для препятствования оттока персонала российских компаний за рубеж — в декабре было объявлено о планах в принципе запретить дистанционку для работников ряда отраслей, которые уехали за рубеж и потеряли статус налоговых резидентов России. В ожидании ввода ограничений на удаленную работу из-за рубежа — как законодательных, так и налоговых — работодатели начали задумываться об альтернативных способах сотрудничества, которые позволят их сотрудникам проживать в других странах.
Одним из наиболее популярных вариантов стало прекращение трудовых отношений с работником и заключение гражданско-правового договора на оказание услуг. При этом бывший работник регистрируется в России в качестве индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения. В таком случае налоговая нагрузка составляет всего 6% от суммы получаемого вознаграждения. Однако существенным минусом является отсутствие соцпакета, а также гарантий, предоставляемых Трудовым кодексом (оплата больничных, отпусков, гарантии при сокращении и так далее).
Этот вариант несет в себе риски не только для работника, но и для работодателя: подобные гражданско-правовые отношения могут быть переквалифицированы проверяющими органами в трудовые. В таком случае работодателю начислят соответствующие суммы неуплаченных налогов и штраф. Отношения могут признать трудовыми, если гражданско-правовой договор содержит условия, свойственные исключительно работе в штате, например, регламентирует рабочее время или обязывает сотрудника соблюдать локальные нормативные акты.
Еще один вариант не платить 30%-ный налог — регистрация сотрудника в качестве самозанятого. В таком случае он платит налог по ставке 4% с доходов от физлиц и по ставке 6% с доходов от ИП или организаций в рамках специального налогового режима.
По сравнению с регистрацией в качестве ИП у этого способа минимизации налоговой нагрузки есть значительные минусы. Во-первых, самозанятые по закону не могут применять специальный налоговый режим при оказании услуг своим бывшим работодателям, трудовые отношения с которыми расторгнуты менее двух лет назад. В этом случае налог исчисляется по общим правилами для НДФЛ и составит 13–15%. Во-вторых, сумма ежегодного дохода, который может получить самозанятый, применяющий специальный налоговый режим, ограничена 2,4 млн рублей в год, то есть 200 000 рублей в месяц. Однако есть у самозанятости и свои плюсы: этот статус легко получить, даже находясь за границей, к тому же самозанятые не обязаны сдавать отчетность и налоговое декларации, платить социальные взносы.
Применение упрощенной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей и специального налогового режима для самозанятых пока является абсолютно законным даже в том случае, если ИП или самозанятый не проживает в России и не является налоговым резидентом. Однако в самом конце 2022 года стало известно о планах законодателя исправить и этот «недочет»: замруководителя думской фракции «Единая Россия» Андрей Исаев сообщил о разработке поправок, предусматривающих для нерезидентов отмену возможности работать в режиме самозанятых и повышение налогов по ИП. Весьма вероятно, что указанные поправки будут оперативно приняты.
Что важно — ни повышенная ставка НДФЛ для работников-нерезидентов, ни ограничения на применение льготных налоговых режимов для ИП и самозанятых не были законодательно закреплены в 2022 году. Пока эти планы существуют только в рамках законопроектов. Поэтому даже если указанные поправки будут приняты в начале 2023-го, действовать они начнут только с нового налогового периода, то есть с 1 января 2024 года.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора