К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Рост с поправкой на «если»: чего российский бизнес ждет от 2023 года

Москва, Россия (Фото  Sefa Karacan / Anadolu Agency via Getty Images)
Москва, Россия (Фото Sefa Karacan / Anadolu Agency via Getty Images)
В последние дни уходящего года Forbes спросил у российских предпринимателей, каким для них был уходящий год, чему они научились и на что рассчитывают в 2023-м

Уходящий 2022 год был непростым для российского бизнеса. Как и в пандемию, предпринимателям приходилось переобуваться на ходу. Однако в этом году ситуацию осложняли постоянно меняющиеся условия в логистике, финансовой политике, отношениях с зарубежными партнерами и инвесторами. Вслед за ними менялись планы и стратегия предпринимателей.

«Высокий уровень неопределенности в 2022 году заставил по-другому смотреть на инвестиционные проекты и будущее — перейти на короткие горизонты планирования. Мы начали мыслить не пятилетиями, а кварталами», — признается основатель сети школ программирования для детей «Алгоритмика» Андрей Лобанов. Год научил и тому, что бизнес должен иметь планы B, C и D на случай «самых плохих прогнозов», в которые не хочется верить, добавляет основатель сервиса аренды самокатов Whoosh Дмитрий Чуйко. 

На 2023 год у предпринимателей ожидаемо мало прогнозов. Но много надежд, при которых бизнес может вырасти или как минимум не сильно упасть. Подробнее о них — в материале Forbes.

 

«Наш стресс-сценарий предусматривает падение продаж на 50%»

Максим Валецкий, сооснователь мебельной компании Mr. Doors

«Для меня 2022 год прошел непросто. С 24 февраля до середины сентября у меня практически не было ни выходных, ни отпусков. Пришлось активно включиться в работу и применить скиллы из 90-х: быстро организовать параллельный импорт, новые логистику и финансовые цепочки. Сама адаптация к новым реалиям не была тяжелой. Как говорится, руки помнят. Просто в 90-е мне было 40 лет, а сейчас — 60. Тяжело было чисто физически. 

 

С финансовой точки зрения год оказался самым успешным в истории компании. Наша EBITDA удвоилась по отношению к прошлому году. К росту привело двукратное увеличение продаж в сегменте near luxury (близкий к премиальному. — Forbes) из-за ухода из России массы мелких итальянских производителей. Плюс увеличились чеки. Мы увидели, что люди в нестабильной обстановке хотят покупать мебель у компаний с историей, известным брендом, которые могут дать максимум товаров в одном месте. 

Из негативного — около 10% военнообязанных рабочих и установщиков с нашего завода в Костроме попали под мобилизацию. Заменить этих людей в текущей обстановке крайне тяжело. Если будет следующая волна мобилизации, это еще больше усложнит ситуацию на рынке труда. И к этому, увы, мы подготовиться не можем.

От 2023-го я ничего хорошего не жду, если честно. Нас прежде всего волнует ситуация на рынке недвижимости, а именно анемичные продажи [квартир] бизнес- и премиум-класса. Мебельный бизнес зависит от рынка недвижимости, и ничего хорошего это нам не внушает. Наш стресс-сценарий предусматривает падение продаж на 50% из-за отсутствия органического роста. Чтобы компенсировать это падение, мы будем расширять линейку и отнимать продажи у наших коллег в мягкой мебели и других сегментах.

 

Еще один потенциально большой риск 2023 года — логистика. Хотя мы как компания прилично локализованы, Европа нам все же нужна. Несмотря на то что логистика выросла в цене, пока мы оттуда возим. Если здесь будут дополнительные сложности, это негативно повлияет на наш бизнес и еще больше увеличит логистическую нагрузку».

«Трафик в торговые центры частично вернется»

Олег Воронин, сооснователь бренда одежды I Am Studio

«В 2022 году на одежном рынке больше всего пострадал сегмент middle-up (выше среднего. — Forbes), к которому относимся и мы. Выручка I Am Studio просела на 10%. 

Мы связываем [падение выручки] с мобилизацией. Часть нашей аудитории уехала из России, другие поменяли подход к гардеробу на фоне нестабильности в стране. Люди стали более осознанно подходить к выбору одежды, стало меньше эмоциональных покупок. Из-за этого осенние продажи снизились на 30–35% по сравнению с планом. Хотя раньше эти месяцы были самыми прибыльными для нашего бизнеса. 

Другой фактор, который влиял на нас в течение года, — опустевшие торговые центры, где представлены наши магазины. Зарубежные бренды были якорными арендаторами, и после их ухода [из России] трафик заметно снизился. 

 

В 2023 году ситуация вряд ли станет лучше. По нашим ожиданиям, если 2022-й оказался годом испытаний для фешен-индустрии, то 2023-й станет годом стабилизации. Трафик в торговые центры частично вернется. Возможно, начнут открываться новые возможности для [российских] брендов. 

У каждого бренда своя стратегия в нынешней ситуации. Но, по моим наблюдениям, многие рассматривают развитие через интернет-площадки. Они требуют меньше затрат, чем запуск магазина. К тому же маркетплейс обычно берет фиксированный процент с продаж. Мы тоже будем активнее работать с маркетплейсами. I Am Studio уже получает оттуда порядка 35% выручки. В новом году планируем довести показатель до 40–45%».

«Неважно, стабильно плохо или стабильно хорошо, главное — стабильно»

Григорий Зорин, основатель агентства инфлюенс-маркетинга Hype Agency

«Естественно, год для нас был очень трудным, как и для многих в нашей индустрии. Но мы смогли перегруппироваться. После ухода с рынка западных рекламодателей мы полностью изменили бизнес-модель: у нас стало меньше комплексного инфлюенс-маркетинга и больше спецпроектов, SMM, работы с эксклюзивными блогерами, PR и продакшена. В итоге в выручке мы не потеряли, а в грязной прибыли даже сумели превысить результат прошлого года на 10%. За счет этого мы рассчитываем вырасти и в 2023 году. 

 

Как пел мой бывший артист Noize MC (Иван Алексеев, признан иноагентом, Зорин был его продюсером. — Forbes): «В армию не взяли, селезенки нету потому что. Так что свои плюсы есть во всем, их видеть просто нужно». Я пережил шесть-семь кризисов. В 2022-м нам по крайней мере повезло, и мы не растерялись. Конечно, молодежи — а у нас очень молодой коллектив — было заметно тяжелее. Они с трудом переживали изменение собственных планов. Мы поддерживали друг друга как могли и в конце концов даже больше сплотились. 

Любой шок ставит рекламную индустрию на колени. Поэтому надеюсь, что следующий год пройдет без шоков. Неважно, стабильно плохо или стабильно хорошо, главное — стабильно. Если рынок будет стабилен, я рассчитываю на рост компании, потому что ситуацию хуже, чем в 2022 году, для инфлюенс-маркетинга себе представить сложно».

«Хочется верить, что мы прошли черную полосу»

Дмитрий Чуйко, сооснователь сервиса аренды самокатов Whoosh

«В течение 2022 года мы несколько раз были в состоянии глубокого шока. Тем не менее даже в этих условиях мы неплохо справились, сумели вырасти. Мы недовыполнили наш план по выручке, который ставили в январе. Но перевыполнили по количеству поездок. У нас появился сегмент небольших поездок на один-два километра благодаря тому, что мы ввели подписку. Поэтому и средняя стоимость поездок снизилась. 

 

Конечно, чтобы адаптироваться, пришлось сильно больше работать. Вместо того чтобы тратить усилия на улучшения, мы решали текущие задачи, спасали бизнес. И это крайне затратная история с точки зрения ресурсов. Не просто финансовых — моральных. Еще вчера команда была нацелена на одни цели, а тут они резко изменились.

Я так устроен, что всегда стараюсь верить в хорошее — что в перспективе должно стать лучше, а не хуже. Мне хочется верить, что мы прошли черную полосу и ситуация должна начать разрешаться. Но многие люди, с кем я общаюсь, не надеются на это. Меня это настораживает. 

Как и многие, я опасаюсь, что страну продолжат покидать нужные бизнесу специалисты. Первый отток, вызванный мобилизацией, был ощутимым для IT-сектора в целом. Опасаюсь и того, что экономика в 2023 году будет нестабильной. Но даже если турбулентность усилится, компания будет продолжать расти. В среднем люди тратят на нас 1200 рублей в год. Кажется, это совсем немного, и сумма вполне может увеличиться в два или три раза без существенного ущерба для годовой потребительской корзины».

«Спринты бегать всю жизнь не получится»

Андрей Лобанов, основатель сети школ программирования для детей «Алгоритмика»

 

«Мы выросли в полтора раза за 2022 год. Это был один из самых тяжелых периодов в жизни компании, но мы справились. Год научил тому, что события, в которые ты категорически не веришь, могут случиться, и надо быть к ним готовым. Надо брать их в расчет при оценке рисков. 

Тяжело целый год жить под очень высоким уровнем напряжения. Команда сильно устала и эмоционально опустошена. Спринты бегать всю жизнь не получится, поэтому очень надеюсь, что 2023 год будет поспокойнее. 

Каким он будет в реальности, я не понимаю и не берусь загадывать. И в этом самый большой риск для бизнеса: чтобы инвестировать в большие проекты, нужно уметь прогнозировать, где ты окажешься. Сейчас это невозможно. Приходится бежать короткими интервалами, оглядываться. За семь лет, что я занимаюсь предпринимательством, это самый высокий уровень неопределенности. Но работа помогает стоять на ногах и фокусироваться на позитиве. Это дает силу мне и всей команде».

«Люди будут реже ездить за границу за медицинскими услугами»

Марина Демидова, основательница сетей медицинских клиник DocMed, DocDeti и DocDent

 

«На нашем рынке было много сложностей: нарушение цепочек поставок, дефицит расходников, релокация специалистов и клиентов. Многие пациенты потеряли докторов, так как те уехали за границу. И это негативно влияет на рынок, так как в России и так был дефицит хороших кадров. 

Если говорить о нас, то мы так закалились за два года пандемии, что нас уже ничего не пугало. Если чего-то не было [из оборудования, расходников], мы находили аналоги. Плюс у нас была финансовая подушка, которая позволила закупиться на случай дефицита. В итоге за 2022 год мы удвоили годовую выручку. 

Я думаю, что в 2023-м рынок [медицинских услуг] будет расти. Часть клиник пострадала [в 2022-м], поэтому, возможно, станет меньше небольших игроков, а сети будут укрупняться. Проще будет привлекать инвестиции: те, кто раньше вкладывал в зарубежные команды, сейчас ищут проекты в России. 

Люди будут реже ездить за границу за медицинскими услугами, что тоже позитивно скажется на рынке. Мы уже видим такой тренд: некоторые релоцировавшиеся приезжают в Россию на чекапы (комплексные обследования. — Forbes) и подписываются на годовые онлайн-сопровождения с докторами из России. Это связано не только с высокой стоимостью медицинских услуг за границей, но и с более низкой доступностью качественной медицины в принципе».

 

«Нужно искать новые каналы продаж и маркетинга»

Илья Елпанов, основатель агрегатора доставки фермерских продуктов «Ешь деревенское»

«В 2022 году существенного роста у нас нет, но и падения не видим. Нам удалось остаться со своими постоянными покупателями. Более того, в ситуации отрезанных коммуникационных каналов и минимальных бюджетов мы привлекали в среднем более чем по 500 новых покупателей в месяц. Из значимых вех — выход в офлайн-ретейл в партнерстве с «Перекрестком», выпуск нового приложения. Решение всех этих задач по итогу сильно сплотило команду. 

Один из выводов года для меня — страх из чистой эмоции стал, скорее, конструктивной alarm-лампочкой. Если чувствуешь его, значит надо предпринимать действия по защите компании, оценке рисков и их хеджированию.

Я выделяю две тенденции в потреблении продуктов питания. Первая — снижение расходов на продукты и уход в дискаунтеры. Вторая — забота о здоровье и сохранение той модели потребления, которая обеспечивает такой ЗОЖ-подход. Эти два тренда приводят к определенной поляризации спроса. Работать с единым или смежным предложением становится сложнее.

 

Не исключаю, что в 2023 году спрос будет падать. Чтобы расти, нам придется разбить предложение на два вектора — для тех клиентов, которые вынуждены снижать свой средний чек, и для тех, кто готов платить больше. Кроме того, нам нужно будет искать новые каналы продаж и маркетинга, считать юнит-экономику до долей копеек».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+