К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Низкие расходы и медленный сервис: как открыть IT-бизнес в Сербии и зачем это делать

Фото Benoit Dare / Unsplash
Фото Benoit Dare / Unsplash
Среди стран, куда перевозили свои офисы некоторые российские стартапы и технологические компании, Сербия — одна из самых популярных. Она привлекает предпринимателей близостью к Европе и сравнительной простотой переезда: визы россиянам там не нужны, а открыть счет в банке, запустить компанию или получить ВНЖ не так уж сложно. Предприниматель Виталий Зарубин, который перевез сюда свою технологическую компанию в марте, рассказывает, почему выбрал Сербию и делится советами и наблюдениями об особенностях бизнеса в этой стране

Почему Сербия

У Сербии уникальное географическое положение и развитая инфраструктура, позволяющая обслуживать клиентов в Европейском Союзе, Юго-Восточной Европе и на Ближнем Востоке. Страна расположена буквально между Востоком и Западом. Через Сербию проходит два так называемых панъевропейских транспортных коридора: автомобильно-железнодорожный коридор-10 и речной коридор-7 (Дунайский). Коридор-10 связывает страны от Греции до Австрии, а речной коридор, один из самых экономически выгодных, соединяет 10 европейских стран и крупнейшие мировые порты.

Сербия имеет соглашения о свободной торговле с большим количеством стран, что дает выход на рынки Евразийского союза, Юго-Восточной Европы, Турции и Европейской ассоциации свободной торговли (European Free Trade Association — EFTA). Кроме того, страна пользуется льготами при торговле с США и ЕС, а анонсированное в этом году соглашение о свободной торговле с Китаем сделает Сербию одной из немногих стран Европы, которая сможет без ограничений поставлять свои товары на китайский рынок.

Здесь довольно развитая банковская система. На сегодня в Сербии работает множество банков, которые готовы предложить бизнесу из России качественные услуги. Кроме местных, здесь также есть западноевропейские, американские, китайские банки и банки из ОАЭ. Страна является участником международной платежной системы, поэтому для компаний полностью доступны платежи практически в любой мировой валюте.

 

В Сербии можно рассчитывать на сравнительно низкие операционные затраты. Заработная плата, арендная плата, электричество, газ будут обходиться не так дорого. Это один из немаловажных факторов при выборе страны для ведения бизнеса. Например, аренда офиса в Белграде, столице Сербии, обойдется в €300-800 в зависимости от места локации. Можно воспользоваться услугой коворкинга, в этом случае рабочее место обойдется в €15-25 в день.

Кроме того, минимальная заработная плата в стране, особенно в IT-секторе, значительно ниже, чем у аналогичных специалистов в других европейских странах или в США. Средняя ставка разработчика в час в Сербии — порядка €30, примерно такая, как в Турции или Армении. При этом в той же Германии она начинается от €50, а в США средняя ставка составляет около $80 в час.

 

В Сербии выгодная система налогообложения. Местные власти предлагают иностранным компаниям немало налоговых льгот, а кроме того, здесь один из самых привлекательных налогов на прибыль — он составляет всего 15%. Кроме того, в Сербии есть 15 свободных экономических зон с льготным налоговым режимом в сфере услуг и производства. В эти льготы входит освобождение компании от уплаты таможенных пошлин на ввоз сырья и от уплаты НДС.

К каким минусам надо готовиться

Сербия — небольшая страна, а значит, и бизнес-потенциал по количеству предприятий и возможностей здесь ограничен. Большое число компаний здесь работает на другие страны Европы и Азии. 

Как показывает мой опыт, мало городов в мире могут похвастаться такой развитостью сервисов, как Москва или Санкт-Петербург. Мы привыкли к тому, что любую справку можно получить онлайн, оплатить налоги нажатием одной кнопки, а бухгалтеров можно никогда не видеть в глаза, но получать от них идеальные услуги. К сожалению, в Сербии нужно носить каждый документ, вручать его лично и подолгу общаться с бухгалтерией. Сервис скоростью и качеством не блещет.

 

Банковский рабочий день длится до 17:00, а скорость обслуживания клиентов в разы медленнее, чем в Москве. Когда я регистрировал банковский счет для компании, эта регистрация заняла месяц. Она заняла бы и больше, если по прошествии двух недель молчания я не пришел в банк и не узнал, как там дела. Оказалось, что банк ждет от меня какие-то дополнительные документы. Поэтому, если хотите быстрого решения, лучше идите в отделение и разбирайтесь прямо на месте.

Языковой барьер действительно мешает. Спустя полгода жизни в Сербии могу с уверенностью сказать, что без знания местного языка очень трудно. Поэтому для всех сделок я брал с собой переводчика. В государственных учреждения никто не знает английского даже на базовом уровне, приходится использовать Google-переводчик, да и он не всегда помогает. Некоторые сербы понимают русский, но тут как повезет, рассчитывать на это не стоит. 

Как в Сербии регистрируют компании

Прежде всего стоит отметить, что на рынке сейчас хватает людей и компаний, которые оказывают услуги быстрой регистрации юридического лица. Мой совет: найдите чаты русских в Сербии в Telegram и попросите кого-то вам порекомендовать для решения этого вопроса. Ни в коем случае не берите консалтинговую компанию из местных: многие албанские и сербские компании просто ищут юриста на местных агрегаторах, вроде российского hh.ru, и перепродают вам его услуги втридорога. Скорее всего, так вы потратите в разы больше денег (услуга начинается от €1000) и проиграете в скорости.

Я, например, после приезда обратился в компанию знакомого серба и мне зарегистрировали счет для компании в банке API (это местный банк с российскими корнями), в результате иностранные контрагенты отказывались направлять платежи на этот счет из-за его российских связей. Лучше всего попытаться открыть счет в Raiffeisen Bank: мне кажется, это один из самых стабильных вариантов в Сербии без ограничений для нерезидентов. Поэтому ищите контакты тех, кто уже переехал, и они вам подскажут, к кому лучше обратиться, или сами помогут с документами. Сама по себе эта процедура несложная.

Регистрация компании — это один из первых шагов при релокации. Можно пойти двумя путями: зарегистрироваться как DОО (аналог российского ООО) или как индивидуальный предприниматель. Оба типа компании регистрируются плюс-минус одинаково по времени. Кроме этого, потребуется указать код деятельности (местный аналог ОКВЭД) и название компании. Также надо прикрепить выписку из сербского банка, подтверждающую наличие денежных средств. Существует негласное правило, что для регистрации ИП надо минимум €1000 на человека, для DOO — €2000 на человека.

 

Также для регистрации юридического лица потребуется юридический адрес. Существуют виртуальные адреса, они позволяют получить юридический адрес, но находиться там нельзя, кроме того, администрации города о них хорошо осведомлены, и бывали случаи отказов в ВНЖ, если компания была зарегистрирована на подобный адрес. Стоимость хорошего виртуального адреса — €200 в месяц, средняя стоимость аренды настоящего офиса — €8 за кв. м в месяц. Проверенный виртуальный адрес дает гарантии, что на него не зарегистрировано множество компаний однодневок, у налоговой не возникнет вопросов.

Если у вас небольшая IT-компания с оборотом не более €55 000 (6,5 млн сербских динаров) в год, то выгоднее регистрироваться в качестве ИП (по-сербски — «предузетник»). Это возможно, только если вы не трудоустраиваете никого к себе в компанию. Как и в России, ИП в Сербии отвечает по долгам перед контрагентами всем своим имуществом, а перед налоговой — еще и семейным имуществом. До оборота 6,5 млн динар предприниматель считается «паушальцем» и обязан платить фиксированный вмененный налог, который зависит от ОКВЭД и региона, — около 35 000 динар ($317) в месяц. При обороте в 6,5 млн динар и выше необходимо вести полноценный бухгалтерский учет и платить в соответствии с доходом и расходом, оплачивать процент по налогу от прибыли. Если превышаешь 8 млн динар, то начисляется VAT (местный аналог НДС — 20%).

При регистрации DOO, как и в России, необходимо подготовить минимальный набор документов: устав компании, состав учредителей с распределением долей, выписку с банковского счета, оплаченную госпошлину и медицинскую страховку. 

Наверное, самая большая статья расходов — налоги на сотрудников. Они могут достигать 65% в зависимости от таких параметров, как регион, специализация компании и т. д. Предприниматели справляются по-разному: кто-то платит в конвертах, что, естественно, является нарушением закона; можно работать с сотрудником как с ИП; (наш случай) выплачивать существенную часть в виде премий. 

 

Минимальная заработная плата сотрудника зависит от региона, в целом она колеблется между 38 000 динар и 50 000 динар (для расчета в рублях просто поделите сумму на два, получится грубая стоимость в рублях). У нас программисты, в основном из России, получают в год в среднем 2,5 млн динар. Мы платим им довольно низкую зарплату в 100 000 динар и два раза в год платим премию в размере 600 000 динар. Таким образом, на сумму в 100 000 динар начисляется 60% налогов, а на 1 млн динар — только 27%. Премией считается зарплата за «сверхусилия» на рабочем месте — каждый месяц выписывать ее не получится, но я знаю компании, которые выписывают их каждый квартал (мы пользовались вот этим калькулятором расчета налогов на сотрудников).

Как компания вы обязаны также платить 15% налога на прибыль. Если вы хотите получить дивиденды, то налог на дивиденды составит 15%, но есть определенные условия, чтобы налог на дивиденды был 5%. Для этого владелец компании должен быть из-за рубежа, а в компании должна быть зафиксирована определенная сумма уставного капитала. Это является активацией  соглашений об избежании двойного налогообложения.

В Сербии существует также прогрессивная шкала подоходного налога. То есть вы, как руководитель, еще являетесь и физическим лицом, которое получает зарплату. При совокупном доходе за год до 3,2 млн динар налог составляет 10%, до 6,5 млн динар — 20%, свыше — 25%.

Если говорить о бухгалтерском учете, то в ИП можно вести его самому, а вот для DOO, скорее всего, придется нанимать бухгалтерскую компанию. Средний ценник услуги от €150 до €300 в зависимости от параметров компании. Это распространенная здесь практика. По поводу всего, что касается налогов, рекомендую обращаться к местным юристам, чтобы избежать сюрпризов по окончании финансового года.

 

Что нужно знать об особенностях местного бизнеса

Как я уже говорил, надо быть готовым к тому, что местный рынок крайне небольшой. Технологические компании тут в основном работают на Европу и ближайшее зарубежье. Тут очень много компаний, основанных русскими предпринимателями. Также много китайских инвестиций: район Waterfront, местная достопримечательность, полностью застроен на эти деньги.

Мы в первое время очень большое внимание уделяли кейсам по разработке именно для российского рынка, потому что есть ощущение, что здешний рынок отстает от Москвы лет на 10. Например, мы работаем с местной системой парковок. Она позволяют оплачивать парковку онлайн, но оплата штрафа осуществляется только в отделении банка. 

С точки зрения ведения бизнеса подход сербов очень близок нам. По сравнению с США, где главное — показать готовый продукт, тут принято в первую очередь провести очную встречу. Важно именно увидеть человека и пообщаться, в особенности это касается крупного бизнеса — в Сербии он строится исключительно на доверии. 

Прямо сейчас в Белграде и Нови-Саде можно наблюдать несколько крупных локальных сообществ, которые появились за последний месяц. Это акселераторы и стартап-студии, у которых сербские инвесторы и российские СЕО. Здесь очень ценят россиян и российские компании. Сербы наслышаны о ритме жизни в Москве и считают, что русские очень энергичные и предприимчивые, постоянно ищут что-то новое.

 

Наверное, все слышали новости про то, что «Яндекс» арендовал тут офис, так вот, после этого в Белграде меньше чем за месяц прошло несколько организованных компанией мероприятий — по здешним меркам это просто невероятный темп. 

Местный рынок кадров и технологий

После переезда компании мы начали расширять штат и хотели для администрирования офиса, бухгалтерского учета и части разработки привлечь местные кадры. Спустя полгода мы закрыли эти вакансии, но поиск был довольно долгим. 

Вместе с переездом гигантов, вроде Luxoft, Data Art, Epam, в Сербию рынок становится перенасыщен и можно найти хорошие кадры по местной стоимости. Средняя зарплата middle+ разработчика примерно €2000 в месяц. Правда, для трудоустройства необходимо объяснить, почему вы взяли иностранца, а не местного, но для этого готовится специфичная вакансия, по которой невозможно найти сотрудника среди местных. Например, вы ищите swift-разработчика с портфолио в банкинге, с опытом работы с конкретными фреймворками и библиотеками. Чем точнее указаны требования, тем лучше.

Я думаю, что все замечали неудобный и неприятный UX мобильных приложений, используемых в Европе повсеместно. Здесь такая же проблема, я бы сказал, что рынок технологий тут не сильно развит. Мы работаем с местным банком по ряду внутренних систем, они сами по себе довольно старые — написаны на технологии версии 2005 года. Вся команда разработчиков банка (10 человек) работает в этом коллективе по меньшей мере семь-восемь лет. В России ходить по собеседованиям и менять место работы каждые два-три года — обычное явление, но в Сербии это пока не принято.

 

Как искать клиентов: нетворкинг, стартапы и акселераторы

Поиск клиентов всегда нужно начинать с изучения рынка: в чем именно он нуждается, что компания может ему предложить и будет ли это предложение востребовано? И нужно быть готовым к тому, что придется начинать буквально с нуля. После этого уже можно переходить к конкретным шагам. Примерно каждую неделю мы делали презентации под разные кейсы, обзванивали компании и проводили встречи. 

Я встречался с местным предпринимателем, он рассказывал о том, что хочет сделать программное обеспечение для казино, которое можно было бы продавать по модели white-label (в Сербии казино полностью легально). После встречи я решил поискать информацию об этом человеке и нашел его профиль на LinkedIn, где он значился директором по продуктам в министерстве цифровизации Сербии. 

Один из моих знакомых, который занимается разработкой софта для отелей, просто начал искать в LinkedIn контакты владельцев и СЕО в этой сфере и назначать с ними встречи — сейчас у него порядка 10 сделок на местном рынке. Самый очевидный и самый рабочий способ.

В Белграде проводится много нишевых конференций, я бы посоветовал начинать оттуда, чтобы обзавестись нужной сетью знакомых. Например, есть открытые стартап-вечеринки и акселераторы, через них можно получить контакты как ключевых игроков на рынке, так и тех, кто проходил в них акселерацию. 

 

Кроме того, я считаю, что тестовые запуски рекламы в соцсетях и Google помогут лучше понять потребности местного бизнеса и его отклик на привычные нам предложения. Один из вызовов для отечественных предпринимателей — принять то, что предложения, которые работали для России, могут не сработать в другой стране, даже такой, на первый взгляд понятной, как Сербия. Все оферы придется корректировать с учетом разницы в менталитетах. Например, фразы вроде «чат-бот» и «мобильные приложения» в принципе не воспринимались, и кликов по ним было на порядок меньше, чем по классическому «веб-сайт» и software. Мы в какой-то момент решили вообще отойти от технических оферов ближе к маркетинговым: про рост и сокращение издержек, а не про саму разработку.

Любой переезд, особенно если это переезд компании и бизнеса, сопряжен с трудностями. Но все эти трудности можно преодолеть. Мой опыт показывает, что сегодня релокация в Сербию – один из самых лучших вариантов для тех, кто хочет развивать свой технологический бизнес на глобальном рынке.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+