«Успех для фаундеров с российскими корнями»: кому дали денег больше всех в 2022 году
Более двух лет Forbes еженедельно публикует обзор проектов русскоязычных основателей, которые получили инвестиции от российских и западных фондов или бизнес-ангелов. В последние дни уходящего 2022-го мы по традиции рассказываем, какие компании закрыли самые крупные сделки в течение года.
Инвестиционная активность в этом году была заметно ниже, чем в предыдущие. По данным аналитической компании Dsight, количество инвестиционных сделок стартапов с основателями из России в первой половине 2022 года сократились более чем вдвое по сравнению с рекордной второй половиной 2021-го. За первые шесть месяцев 2022 года объем российского венчурного рынка составил $658 млн. Для сравнения, в первом полугодии 2021-го он составлял $1,1 млрд, во втором — рекордные $1,9 млрд. Больше половины инвестиций в первом полугодии 2022-го обеспечила сделка онлайн-платформы для совместной работы Miro с основателями из Перми.
«Состояние российского венчурного рынка сейчас кризисное», — констатирует сооснователь фонда TMT Investments Артем Инютин. По его мнению, количество проектов, инвесторов и денег на нем в 2022 году уменьшилось, прежде всего, из-за кризисных явлений в мировой экономике. Год стал непростым и для рынков США и Европы, говорит он: «Проектам стало очень тяжело расти — многие из тех, кто в прошлом году имел двух- или трехкратный годовой рост, резко замедлился до 40–50% роста. Привлекать новые раунды инвестиций стало гораздо труднее: инвесторы вернулись к традиционным ценностям — хотят видеть не только рост, но и безубыточность или очень контролируемую убыточность». По словам Инютина, в России ко всем этим проблемам добавилось санкционное давление. В том числе из-за этого большое количество стартапов, фондов и бизнес-ангелов вынуждены были переехать в другие регионы.
Суммарный объем пяти крупнейших сделок стартапов с российскими основателями в 2022 году составил $874 млн против более $1,1 млрд в прошлом году. «Это характеризует общую кризисную тенденцию: падают оценки стартапов из-за падения биржевых мультипликаторов, падают суммы раундов, инвесторы всячески пытаются уменьшить свои риски», — перечисляет Инютин. Инвестиции, по его словам, стали «очень прагматичны и вполне соответствуют веяниям времени».
В топ-5 сделок 2022 года преобладают B2B-продукты (решения для бизнеса), которые традиционно собирают более крупные раунды, чем B2C (для конечных пользователей), замечает руководитель фонда Softline Venture Partners Елена Волотовская. «Кроме того, оценки таких компаний более устойчивы к рыночным изменениям, что доказывают их результаты в кризисный год», — говорит она. По словам Волотовской, все пять сделок из списка относятся к разным рынкам, и именно они (HRtech, fintech, AI, кибербезопасность) были в центре внимания инвесторов в этом году. Исключением стал Miro — софт для повышения продуктивности работы. «Это категория была на пике в период пандемии и постпандемийный год. Возможно, очередной всплеск интереса к ней вызван ростом числа цифровых кочевников и, соответственно, запросом на решения для удаленной совместной работе», — комментирует Волотовская.
Список составлен при помощи аналитической компании Dsight. Специально для Forbes ее аналитики выгрузили из своей базы компаний с русскоязычными основателями топ-5 тех, кто привлек самые большие инвестиции. В список мы не включили платформу по управлению талантами Beamery братьев из Дагестана Абакара и Султана Саидовых. В 2022 году она привлекла $50 млн — столько же инвесторы вложили в платформу для разработки виртуальных персонажей Inworld AI. Мы сравнили эти два проекта по скорости привлечения средств с момента основания и остановились на втором. За два года Inworld AI получил суммарно $70 млн, в то время как Breamery привлек $223 млн с 2013-го.