К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Переход на ЕНП и штрафы за рекламу: что изменится в законах для бизнеса в 2023 году

Фото Getty Images
Фото Getty Images
В ушедшем году в России регулярно вносили поправки в законодательство, меняющие правила игры для предпринимателей. В 2023-м этот тренд сохранится. Бизнес ждут новые налоговые нормы, штрафы за рекламу без маркировки, ужесточение передачи персональных данных за рубеж, а также, вероятно, ограничения по работе с уехавшими за рубеж сотрудниками

«Реакционность изменений — основной тренд уходящего года», — говорит юрист Maxima Legal Никита Дайнега. Он отмечает, что 2022-й оказался насыщенным на поправки в законы. Многие изменения принимались в ответ на последствия «спецоперации»* России на Украине, зачастую оказывались «избыточными» и позже пересматривались, отмечает юрист. С этим согласна партнер юридической фирмы FTL Advisers Дарья Невская: «Почти весь год правила регулярно менялись, и бизнесу приходилось прилагать усилия, чтобы следить за изменениями и вовремя к ним адаптироваться».

Этот тренд продолжится в 2023 году, уверен Дайнега: «Сохранится тенденция постоянно устанавливать, корректировать, отменять антисанкционные ограничения, принимая различные подзаконные акты».

Большинство инициатив 2022-го коснулись налогового и валютного законодательства. Часть из них носила позитивный характер. Но в целом год оказался «тяжелым с точки зрения объема законодательных изменений», отмечает Дайнега. Ему вторит эксперт по уголовному праву «Актион Право» Ислам Рамазанов: «Ощущения, что бизнесу стало легче дышать, нет: если с началом введения санкций ЕС, США и других стран была надежда, что [российским] предпринимателям развяжут руки, чтобы они вытянули страну, то, кажется, она не оправдалась».

 

В новом году налоговое законодательство продолжит меняться. Кроме того, в силу вступит ряд мер в сфере интеллектуальной собственности, а также в сфере работы с персональными данными. Многие из этих нововведений усложнят работу компаний, считают опрошенные юристы.

Forbes рассказывает, какие важные законодательные изменения 2022 года перекочуют в 2023-й и что изменится для бизнеса.

 

Изменение системы уплаты налогов

В 2022 году многие налоговые изменения были направлены на поддержку бизнеса после начала «спецоперации» и введения санкций против России. Власти, к примеру, смягчили меры ответственности — отменили повышенную пеню за несвоевременную уплату налогов. С 9 марта ее ставка составляет одну трехсотую от ставки рефинансирования Центрального банка. Эта льгота будет действовать и в следующем году.

Продолжит действовать и послабление по контролируемым иностранным компаниям (КИК). Это иностранные компании, которые контролируются организацией, являющейся российским налоговым резидентом. Бизнес с весны 2022-го освобожден от штрафа в 500 000 рублей за несвоевременное предоставление отчетности КИК, в том числе документов, которые подтверждали бы размер прибыли или убытка.

С 1 января 2023 года для бизнеса изменятся сроки уплаты налогов и сборов. Сейчас индивидуальные предприниматели и компании, которые работают по упрощенной системе налогообложения (УСН), вносят ряд авансовых платежей (например, НДС и страховые взносы) в ФНС до 25-го числа каждого месяца, другие — до 25-го числа месяца, следующего за кварталом. Согласно новым правилам, платежи в ФНС в каждом случае можно вносить до 28-го числа.

 

Среди основных налоговых нововведений собеседники Forbes называют вступление в силу федерального закона №263. По нему с 1 января 2023 года ​​бизнесу нужно оплачивать все налоги и сборы общей суммой на единый налоговый счет (ЕНС) в Федеральном казначействе. Налогоплательщик самостоятельно рассчитывает сумму налогов, взносов, пени и других обязательных платежей. Помимо декларации, теперь он должен предоставлять в налоговую уведомление — документ, который заменит платежное поручение. В нем перечисляются налоги и суммы к уплате. На основе этой информации налоговый орган будет самостоятельно распределять сумму ЕНП на налоги и сборы. Средства будут списываться с ЕНС в определенной последовательности: сначала недоимки, потом — налоги и сборы, далее — пени, проценты, штрафы, уточняет адвокат коллегии адвокатов Delcredere Сергей Савосько. По его словам, нововведение скорее «упростит работу налоговой, чем компаний».

Еще в апреле 2022 года, до принятия закона, представители бизнеса просили власти отсрочить введение новой схемы. В частности, замглавы департамента налоговой политики «Газпрома» Надия Зиатдинова говорила Forbes о том, что законопроект уменьшит количество платежных поручений, но параллельно введет обязанность заполнять уведомления. С этим согласен и совладелец питерского книжного магазина «Подписные издания» Михаил Иванов. В беседе с Forbes он отмечает, что старые документы (платежные поручения) заменят другие (уведомления) и по итогу работать с ЕНП будет удобнее только налоговой. Предпринимателям же придется вновь перестраивать процессы и обучать бухгалтеров: ​​«Пользы для бизнеса от ЕНП я не вижу». 

Савосько согласен, что уведомления будут аналогом платежных поручений и это не облегчит бизнесу ведение отчетности. Но 2023 год будет переходным: использовать уведомления вместо платежных поручений пока не обязательно, говорит он. В дальнейшем же аккумуляция всех налогов на одном счете (ЕНС), по его мнению, упростит их уплату и исключит возможность переплаты по одному налогу одновременно с недоимкой по другому. О похожих плюсах говорит и владелец сети магазинов «Республика» Игорь Дериглазов. По его словам, при работе с ЕНП не будут начисляться пени и штрафы при наличии переплаты по одному налогу и недоимки по другому, а положительный остаток со счета можно вернуть поручением в течение одного дня (сейчас — в течение месяца). Однако и он, и Савосько признаются, что пока до конца не ясно, как нововведение будет работать на практике.

Партнер FTL Advisers Дарья Невская обращает внимание и на другую проблему нового закона. По ее словам, предприниматели смогут получать информацию о списаниях с ЕНС только через запросы в налоговую службу. «Компаниям придется регулярно проводить сверки, чтобы исключить возможность ошибок со стороны налоговых органов», — отмечает она. 

Расширение круга правообладателей товарных знаков

С июня 2023 года в России начнут действовать «долгожданные» изменения в сфере интеллектуальной собственности, говорит руководитель практики интеллектуальной собственности и информационного права Maxima Legal Максим Али. Соответствующий закон Госдума приняла в июне 2022 года. Он разрешил физическим лицам без статуса индивидуального предпринимателя, в том числе самозанятым гражданам, быть правообладателями товарных знаков.

 

Сейчас правообладателем товарного знака может быть только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, что зачастую создает «сложные ситуации», говорит Али: «Например, индивидуальный предприниматель умирает, а у его наследников нет статуса ИП. Или юридическое лицо ликвидируется, а все имущество [в том числе товарные знаки] должно отойти учредителям без статуса ИП. В конце концов и сам предприниматель может иногда забыть про эти особенности и не проконтролировать, что его статус ИП прекратился». 

По текущему законодательству (до изменений) если товарный знак наследует человек без статуса ИП, он должен либо в течение года получить этот статус, либо передать права на товарный знак другому ИП или компании. В противном случае товарный знак может быть досрочно прекращен. По словам Али, на практике встречались «совсем обидные» для правообладателей случаи: ИП добровольно прекращал свой статус и из-за этого лишался права на товарный знак. «Формально в таком случае не было даже дополнительного года, чтобы вновь зарегистрироваться как ИП [и вернуть права на товарный знак]», — объясняет Али.

Возможное снижение налогов и запрет удаленки для уехавших

Значимым изменением для россиян, работающих на местные компании из-за рубежа, может стать снижение налога на доходы (НДФЛ), говорит Дайнега. Сейчас для сотрудников российских компаний, которые проводят вне страны более 183 дней в году, НДФЛ составляет 30% вместо 13%. В ноябре 2022 года Минфин предложил сохранить 13%-ную ставку для всех россиян вне зависимости от их локации и времени, проведенного за рубежом. «За развитием инициативы тщательно следят и компании, которые уже релоцировались, [но продолжают работать через российское юрлицо], или планируют релокацию. [Если налог не будет снижен] им необходимо будет заложить в бюджет дополнительные расходы на фонд оплаты труда, чтобы сохранить прежний уровень финансового обеспечения сотрудников», — рассуждает Дайнега.

В 2023 году Госдума также может запретить работникам госсектора, специалистам по информационной безопасности компаний и сотрудникам других сфер работать из-за границы. Соответствующую законодательную инициативу планируется внести до конца осенней сессии, сообщал RTVI один из разработчиков инициативы, председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас. 

 

Ранее о возможности «сделать нахождение за границей менее комфортным» для россиян Клишас заявил в интервью «Ведомостям». Он отмечал, что многие россияне «сбежали», но продолжают работать в российских компаниях дистанционно. «Можем ли мы менять закон в этом плане и ограничивать схемы, которые позволяют людям работать там [за рубежом], а деньги получать отсюда, и мы не можем понять, платят ли они все налоги? Можем», — отметил сенатор. 

Штрафы за рекламу без маркировки

С марта 2023 года бизнес могут начать штрафовать за непромаркированные рекламные объявления. Физлицам, не зарегистрировавшим рекламное объявление и не промаркировавшим его, формально может грозить штраф до 2500 рублей, а юрлицам — до 500 000 рублей, говорила ранее старший юрист FTL Advisers Светлана Иванова. Санкции должны были заработать еще в ноябре 2022 года. Однако на встрече с игроками рекламного рынка в августе представитель Роскомнадзора заявил, что федеральная служба не будет штрафовать их до марта 2023-го.

Штрафы предусматривают поправки к закону «О рекламе», которые вступили в силу в сентябре 2022 года. Они обязывают маркировать любую рекламу, ориентированную на российских пользователей. Данные о ней должны поступать в единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР). Сбором и обработкой данных о рекламе и рекламодателях занимаются посредники — операторы рекламных данных (ОРД), которые передают информацию в ЕРИР. Участники рекламной цепочки должны загружать на платформы ОРД креативы и данные о том, кто и на какую сумму купил рекламу, до публикации рекламного контента. ОРД присваивают рекламным сообщениям специальные буквенно-числовые коды — токены, которыми затем нужно сопроводить рекламу. Кроме того, рекламные материалы должны маркироваться словом «реклама», информацией о рекламодателе или его сайте.

Юрист «Актион Право» Елена Ершова отмечает, что к принятым поправкам еще много вопросов. Игроки рекламного рынка рассказывали Forbes о «массе слепых зон» в обновленном законе и называли его сырым. В частности, представители агентств не понимали, как маркировать рекламу, которая присутствует в круглых мини-видео в Telegram, а также необходимо ли маркировать контент рекомендательного характера. 

 

Ужесточение правил работы с персональными данными

В новом году изменятся и правила работы с персональными данными. Госдума приняла соответствующий закон в июле 2022 года. Ершова называет изменения крупнейшей реформой в области регулирования персональных данных за последние 10 лет. Закон возник как реакция на утечки персональных данных, отмечает юрист: «Поправки ужесточают ответственность в том числе за утечку данных и необоснованный сбор персональных данных потребителей». 

Часть поправок вступила в силу 1 сентября 2022 года. В частности, теперь компании обязаны в течение 24 часов информировать Роскомнадзор об инцидентах с принадлежащими им базами персональных данных через ГосСОПКА — государственную систему обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на российские информационные ресурсы. Компании также обязаны оказывать клиентам услуги, даже если они не захотели предоставить персональные данные. Отказ от оказания услуги влечет за собой штрафы — до 50 000 рублей для организаций и 10 000 рублей для должностных лиц. 

1 марта 2023 года вступят в силу новые поправки из этого закона, которые ужесточат требования к обработке данных, отмечает Ерошова. В частности, компании будут обязаны уведомлять о намерении передать персональные данные клиентов за рубеж. Ограничения распространяются на случаи, когда компания отправляет данные пользователей организациям, объявленным в России нежелательными или запрещенными. К ним, например, относится компания Meta, признанная экстремистской и запрещенная в России. 

Старший партнер юридической фирмы Versus.legal Александра Курдюмова уточняет, что после получения уведомления Роскомнадзор в течение 10 рабочих дней может принять решение о запрете или о разрешении такой трансграничной передачи. Она отмечает, что изменения могут создать дополнительную бюрократическую нагрузку на бизнес и препятствия для работы международных компаний в России. 

 

Продление моратория на проверки 

В 2022 году власти ввели ряд мораториев для поддержки бизнеса в кризис. Например, с 10 марта начал действовать мораторий на плановые проверки индивидуальных предпринимателей и малого бизнеса. Внеплановые проверки проводились только в некоторых случаях: при угрозе обороне и безопасности государства, при угрозе жизни и причинения тяжкого вреда здоровью, угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо по поручению правительства и президента.

Изначально мораторий должен был продлиться до конца 2022 года. В начале октября президент объединения «Опора России» Александр Калинин обратился к премьер-министру Михаилу Мишустину с предложением продлить режим. Он отмечал, что мера позволила предпринимателям «сосредоточиться на бизнес-процессах, не отвлекаясь на взаимодействие с контрольно-надзорными органами».

В начале октября Мишустин подписал постановление об отмене плановых проверок для организаций, объекты которых относятся к категориям умеренного, среднего и значительного риска. Согласно тексту документа, в 2023 году плановые проверки будут проводиться только среди компаний, деятельность которых отнесена к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска.

Организацию относят к той или иной группе риска, исходя из показателя угрозы основным трудовым ценностям: жизни, здоровью и трудовым правам человека. К критериям риска относят происходившие на предприятии несчастные случаи, нарушения трудовых прав, например задержки заработной платы. Список компаний с высоким риском составляет главный государственный инспектор по труду России или его заместитель. Список со значительным, средним или умеренным — главный госинспектор труда в российском регионе. Без распоряжения вышеперечисленных лиц компания автоматически попадает в категорию низкого риска. Списки компаний, которые относятся к категориям с высоким и значительным риском, публикуют на сайте Роструда.

 

Директор по знаниям и развитию учетной системы интернет-бухгалтерии «Мое дело» Алексей Иванов уточняет, что инициатива правительства не предполагает полную отмену проверок в 2023 году. По его словам, мораторий распространяется только на плановые проверки, включенные в сводный план проверок, которые проводят большинство государственных и муниципальных органов власти в отношении бизнеса — например, пожарный и экологический надзор, проверки трудовой инспекции. На налоговые и любые другие внеплановые проверки мораторий не распространяется, говорит Иванов: «Поэтому гарантировать полное отсутствие проверок продление моратория не сможет». При этом он отмечает, что продление моратория помогло бы бизнесу в условиях кризиса: «Дополнительное административное давление сейчас точно не то, что нужно малому бизнесу». 

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+