Инвестор Whoosh приобрел контроль в сервисе аренды транспорта для курьеров
Закрытый паевой инвестиционный «Фонд пре-АйПиО 1» под управлением компании «ВИМ Инвестиции» (ранее — «ВТБ Капитал управление активами») приобрел 63,51% в сервисе аренды техники по подписке «Мой девайс». Об этом Forbes сообщили основатели стартапа, супруги Ксения Прока и Алексей Миронов. Согласно СПАРК, «ВИМ Инвестиции» стала мажоритарным акционером сервиса 13 декабря. Около 33% осталось у Миронова, 2,16% — у сооснователя «Моего девайса» Артема Сербовки, 1,38% — у Проки. По словам основателей, впоследствии доля «ВИМ Инвестиции» будет увеличена.
Основатели не раскрыли сумму сделки и оценку стартапа. Согласно презентации «Моего девайса» для инвесторов (есть в распоряжении Forbes), в конце 2021 года сервис оценивал свою стоимость в 950 млн рублей. Алексей Миронов подтвердил такую оценку на конец прошлого года — по ней «Мой девайс» привлек $1,9 млн от ряда венчурных инвесторов. Миронов признался, что текущая оценка ниже уровня конца 2021-го. Источник Forbes, знакомый с предложением «Моего девайса» по продаже, утверждает, что в ходе сделки с «ВИМ Инвестиции» его оценка могла составить 250 млн рублей. Он объясняет сниженную сумму желанием основателей «как можно быстрее избавиться» от российского бизнеса. Миронов и Прока не комментируют причины продажи контроля в стартапе.
В начале февраля 2022-го «Мой девайс» вышел в Нью-Йорк под брендом Whizz с электровелосипедами для курьеров. На июнь у него было около 350 активных пользователей — в основном среди курьеров агрегаторов UberEats, Grubhub и DoorDash, рассказывала Forbes Ксения Прока.
С началом «спецоперации»* на Украине стартапу стало сложно вести бизнес одновременно в США и России, признавалась ранее Ксения Прока. В частности, компания потеряла доступ к долговому финансированию от российских банков, поскольку среди владельцев ООО «Мой самокат» есть американская компания My Device Inc., созданная в 2021 году. Основатели планировали «операционно разделить компании и сделать их независимыми друг от друга».
Прока, Миронов и Сербовка запустили шеринговый стартап весной 2020 года. Поначалу сервис назывался «Мой самокат» и предлагал в аренду только электросамокаты. Партнеры рассчитывали, что его аудиторией станут офисные сотрудники, но из-за пандемии им пришлось сменить позиционирование. В итоге основными клиентами сервиса стали курьеры. Вскоре ассортимент «Моего самоката» расширили электровелосипедами, а затем — игровыми приставками, телевизорами, смартфонами и домашними тренажерами. Он сменил название на «Мой девайс». В России сервис также работает под брендом «Крути колеса».
Стартап зарабатывает на подписке, ее минимальный срок — один месяц. Она автоматически продлевается, если клиент ее не прерывает и не возвращает устройство раньше. Ранее Прока рассказывала, что аренда транспортных средств в «Моем девайсе» обходится в 2900–4300 рублей в месяц. Техобслуживание и замена устройств в случае неполадок предусмотрена подпиской.
За 2020 год проект выручил 15 млн рублей и получил 1,8 млн рублей прибыли. В тот год он запустился по франшизе в Казани (сейчас работает в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и др.). В 2021 году финансовые показатели выросли более чем в восемь раз: по словам Проки, выручка составила около 120 млн рублей, а прибыль — 16,6 млн рублей. Рост был связан с развитием В2В-направления: «Мой девайс» активно заключал партнерства с агрегаторами Delivery Club и «Яндекс Лавка», доставочными компаниями и онлайн-ретейлерами.
Три четверти доходов стартапу приносит сдача электросамокатов и электровелосипедов курьерам. Основная часть выручки приходится на Москву. У «Моего девайса» 6000 активных пользователей в месяц. Его выручка за 2022 год должна составить около 230 млн рублей, прогнозирует Миронов. По его словам, в ближайших планах сервиса — выход в новые города, кратное увеличение парка техники и совершенствование IT-платформы.
Сооснователь инвестиционного фонда Ultimate Capital Евгений Зальцман предполагает, что «ВИМ Инвестиции» могла заинтересовать лидерская позиция «Моего девайса» в сегменте долгосрочной аренды электротранспорта. При этом арендатор в этом бизнесе очень чувствителен к стоимости аренды, замечает он: «Я думаю, что нет оснований долгосрочно рассчитывать на высокую рентабельность». Ultimate Capital инвестировал в сервис краткосрочной аренды электросамокатов Whoosh. Но в долгосрочную аренду, по словам Зальцмана, решил «не заходить».
«Мой девайс» может иметь синергию с Whoosh, инвестором и акционером которого также является «ВИМ Инвестиции», не исключает сооснователь кикшерингового сервиса Urent Андрей Азаров: «Сомнительно, что инвесторы будут самостоятельно заниматься развитием такого сервиса. Было бы логично развивать совместно с уже работающим сервисом кикшеринга. Есть сегмент аудитории, который хочет арендовать самокаты поминутно, есть категория, которая хочет купить свой самокат, а есть люди, которым интересно арендовать самокат на несколько месяцев». Зальцман, напротив, считает, что синергии между сервисами нет: «Это совершенно разные сегменты и модели бизнеса». Об отсутствии планов по интеграции сервисов говорит и сооснователь «Моего девайса» Алексей Миронов.
В Whoosh отказались от комментариев, в «ВИМ Инвестиции» на запрос Forbes не ответили.
Ранее «ВИМ Инвестиции» также инвестировала в платформу для проведения онлайн-курсов GetCourse, сервис временной занятости Ventra Go!, платформу для профориентации школьников и подготовке к выпускным экзаменами Think24 и другие компании.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.