Фанаты кода: как выручить 200 млн рублей на лагере для желающих найти работу в IT
«Если не знаешь, что дальше делать, — иди учиться» — таким принципом руководствовался создатель образовательного проекта Elbrus Coding Bootcamp Георгий Бабаян. В 2017 году после нескольких неудач с собственными стартапами он отправился в США на учебу в буткемп, или лагерь с интенсивным обучением для программистов. Этот опыт так понравился Бабаяну, что он решил привезти формат в Россию. В 2018-м предприниматель запустил в Москве буткемп, который готовит разработчиков на JavaScript и дата-сайентистов (Data Scientist — эксперт по аналитическим данным).
Стартап активно рос в пандемию, когда добавил к очной форме обучения дистанционный формат. Этот формат помог Elbrus вырасти и в 2022 году на фоне релокации специалистов за рубеж и роста интереса к IT-профессиям. За январь-ноябрь этого года он принес основателю более 200 млн рублей выручки, около 20% из которых — прибыль.
Предприниматель рассчитывает увеличить выручку буткемпа как минимум вдвое в 2023 году. Но этому могут помешать сложности с масштабированием формата, а также выход в нишу буткемпов «Яндекс Практикума», считают опрошенные Forbes эксперты.
Лагерь вместо MBA
Георгий Бабаян родился в Москве. В 2011 году он окончил факультет прикладной информатики в экономике Московского экономико-статистического института. Хотя программирование и преподавалось на факультете, знания, полученные в вузе, были «оторванными от практики», вспоминает предприниматель.
Строить карьеру Бабаян начал в финансовой сфере: на последнем курсе вуза устроился стажером-аналитиком в венчурный фонд «Алмаз Капитал» (инвестировал в IT-компанию Acronis, онлайн-аукцион подержанных автомобилей CarPrice и другие компании). Общение с основателями стартапов вдохновило его на запуск своего бизнеса. По этой причине вскоре он ушел из фонда. Вместе с друзьями Бабаян пробовал запустить несколько проектов — от маркетплейса кредитных продуктов до сервиса, помогающего владельцам жилья приспособить его для краткосрочной аренды. Но ни один из стартапов не вырос в большое дело и не просуществовал долго.
Бабаян хотел было вернуться на работу по найму: пробовал устроиться в консалтинговые компании, но не смог. Тогда он вспомнил совет одного из старших коллег в «Алмаз Капитал»: «Когда не знаешь, что делать, — иди учиться». И решил поехать учиться в США, где жили его родственники. Сначала предприниматель рассматривал магистерские и MBA-программы. А в итоге наткнулся на альтернативный формат — курсы Dev Bootcamp в Сан-Франциско. Это пятимесячный интенсив для тех, кто хочет научиться программировать на языке Ruby. Обучение стоило значительно дешевле программ MBA — около $14 000. Бабаян решил рискнуть.
Буткемпы — лагеря для интенсивного изучения программирования — стали появляться в США в 2013 году и быстро обрели популярность. Главное отличие этого формата от других курсов дополнительного профессионального образования — в полном погружении в изучаемую сферу деятельности на короткий период: от нескольких недель до нескольких месяцев. Как правило, студенты буткемпов обучаются офлайн по будням с утра и до самого вечера, а основу программы составляют практические занятия. По данным компании Course Report, ведущей аналитику буткемпов, в США и Канаде число их выпускников за последние семь лет выросло в 10 раз. Средняя стоимость обучения в буткемпах в 2021 году, согласно Course Report, составляла $14 000, а стартовая зарплата выпускника — $69 000 в год. Среди наиболее известных американских буткемпов — Flatiron School, Fullstack Academy, Hack Reactor, Lambda School, App Academy, Thinkful, Springboard, General Assembly.
Формат Dev Bootcamp понравился Бабаяну. Он вспоминает, что, помимо учебы, на курсах было много общения и нетворкинга. Вернувшись в Москву в феврале 2017 года, предприниматель жаждал применить полученные знания на практике. Он собрал команду друзей, с которыми принял участие в хакатоне Spacehack. Его организовал в Москве инвестиционный фонд Gagarin Capital (сейчас — Taver Capital). В ходе 54-часового состязания команда Бабаяна разработала прототип инструмента для онлайн-торговли, который позволял с помощью искусственного интеллекта определить подходящий размер одежды по фото покупателя. Проект назвали Easydress, он получил главный приз конкурса — двухнедельную поездку в Кремниевую долину с менторством от Gagarin Capital, SD ventures, eBay и других компаний.
Бабаян рассказывает, что команда создавала прототип Easydress под запрос eBay, который стремился сократить количество возвратов от покупателей. После двухнедельной поездки в Долину стартап прошел четырехмесячную акселерационную программу в нью-йоркском офисе e-commerce-компании. Тем не менее ему не удалось сделать стабильно работающее решение. Инструмент анализировал фотографии лица и фигуры и работал корректно только при соблюдении покупателями ряда условий (определенные освещение и тип одежды, высокое разрешение фото). Это помешало масштабированию проекта и в том же 2017 году он закрылся, признается Бабаян.
Утолить голод
В 2017 году, при работе над Easydress, Бабаян проводил собеседования с техническими специалистами в России. Он пришел к выводу, что в сфере IT — кадровый голод, а виной тому отсутствие качественного массового образования для разработчиков. «Есть отдельные хорошие вузы вроде МФТИ, МГУ и Бауманки, но их единицы. Кроме того, в обществе бытует мнение, что разработкой могут заниматься только избранные и это очень сложно, что на самом деле не соответствует действительности», — отмечает он.
К весне 2018-го у предпринимателя сформировалась идея запустить буткемп по веб-разработке. Тогда в России не было заметных школ, проводящих офлайн-занятия в таком формате, — образовательные компании вроде «Нетологии» и GeekBrains предлагали массовые онлайн-курсы по IT-профессиям, говорит Дарья Рыжкова, основательница агентства Smart Ranking. Бабаян вспоминает, что ему хотелось сделать «что-то понятное и работающее, что действительно дает результат».
На запуск ушло всего несколько месяцев и около 4 млн рублей. Часть денег Бабаяну одолжили родственники и друзья, часть он взял в кредит. Деньги пошли на аренду помещения площадью 170 кв. м на «Парке культуры», наем первых сотрудников и зарплату преподавателям. Поиск последних оказался одной из самых сложных задач на старте, признается Бабаян. За три месяца, по собственным словам, он прособеседовал более 50 человек, из которых нанял одного. «Качество преподавания определяет успех буткемпа», — объясняет он.
Предприниматель назвал компанию Elbrus Coding Bootcamp — в честь дедушки Бориса Бабаяна, который разработал первый советский микропроцессор «Эльбрус». Курс по разработке на популярном языке программирования JavaScript стартовал в мае 2018 года. Позже добавился курс по data science (c англ. — «наука о данных»). Эти два направления Бабаян выбрал в том числе потому, что в них можно быстро найти работу. У Elbrus до сих пор только два направления. «Это отличает нас от онлайн-курсов, где у компаний может быть больше 1000 программ разной степени проработанности», — говорит Бабаян.
Стоимость 12-недельного курса на старте составляла 210 000 рублей (сейчас 245 000–255 000 рублей за 15 недель). Фишкой буткемпа стала «атмосфера стимулирующего общения, которое максимально близко к типу общения в айти-компаниях», рассказывает Бабаян. Большую часть (80%) программы составили практические занятия, треть из них — командная работа.
Еще одна сложность на старте состояла в привлечении студентов, рассказывает предприниматель: «Никто не верил, что можно научить [разработке] за три месяца и потом трудоустроить». Поэтому первая группа состояла всего из шести человек. В дальнейшем для раскрутки Бабаян выступал на специализированных митапах, где рассказывал о преимуществах своего буткемпа. Кроме того, Elbrus стал закупать интернет-рекламу.
К 2019-му поток желающих обучиться разработке вырос — Elbrus стал вести по три курса параллельно. В сентябре того же года стартап открыл буткемп в одном из коворкингов в Санкт-Петербурге. Бабаян рассказывает, что туда чаще едут студенты из регионов, поскольку обучение стоит на 20–30% дешевле, чем в Москве. По собственным данным компании, за 2019-й она обучила 68 человек. Ее выручка составила около 20 млн рублей, прибыль — 4 млн рублей.
Удаленное погружение
Росту проекта поспособствовала пандемия коронавируса. В начале 2020 года Elbrus вынужденно перенес занятия в онлайн. «При этом формат буткемпа — интенсива с максимальным погружением — мы сохранили», — описывает Бабаян. Тогда и арендодатели, и студенты офлайн-курсов пошли навстречу стартапу: первые снизили стоимость аренды, а вторые не стали просить возврата средств, взяв паузу или перейдя в онлайн. В итоге в 2020 году выручка буткемпа выросла почти до 60 млн рублей, а 15% из этого принесло онлайн-направление. Многие новые студенты в тот год пришли после интервью Бабаяна YouTube-каналу «АйТиБорода» более чем с 300 000 подписчиков.
Онлайн-формат Elbrus оставил и по окончании локдауна. Он помог привлечь в буткемп жителей регионов России, которые не могли позволить себе переезд в Москву или Санкт-Петербург на несколько месяцев. К тому же такой формат оказался более предпочтительным для женщин, отмечает Бабаян: «У нас примерно 80% мужчин и 20% женщин. Возможно, в офлайне некоторые женщины испытывают дискомфорт при таком гендерном дисбалансе в группе».
«Типичный клиент буткемпа, как рассказывает основатель, — это человек в возрасте около 30 лет с высшим образованием (70%), который около четырех-пяти лет работал по специальности, дошел до определенного предела развития карьеры и поэтому хочет поменять сферу деятельности на более перспективную и денежную. Больше всего среди них юристов, экономистов и менеджеров по продажам», — рассказывает Бабаян.
В 2021 году выручка Elbrus выросла больше чем вдвое по сравнению с 2020-м, пятую ее часть принес онлайн, говорит Бабаян. Согласно СПАРК, выручка ООО «Эльбрус Буткемп» в 2021-м (финансовых показателей за предыдущие годы в базе СПАРК нет) составила около 19 млн рублей. Однако, по словам основателя, большая часть средств поступает на его ИП.
В течение 2020–2021 годов росла и конкуренция на рынке IT-курсов. Elbrus смог занять свою нишу на нем благодаря тому, что буткемп как формат решает несколько фундаментальных проблем, считает сооснователь образовательного холдинга «Нетология» и бизнес-клуба Reforma Максим Спиридонов: «Люди ленивы и учиться не хотят, поэтому нужно их поставить в такие условия, чтобы у них просто не было выбора. С чем офлайн-буткемп отлично справляется». Спиридонов обращает внимание на то, что онлайн-курсы в этом отношении уступают буткемпам, поскольку меньше вовлекают студентов в образовательный процесс.
Это наблюдение подтверждает Юрий Червоняк, выпускник потока-2022 Elbrus Coding Bootcamp и основатель интернет-магазинов товаров для творчества «Барашка Радужка» и Flamingo mag. Он рассказывает, что давно хотел научиться программированию и несколько лет назад начинал проходить курс на платформе GeekBrains. Но так и не окончил его. «Наверное, тогда молодой еще был, что-то постоянно отвлекало, в итоге бросил, — вспоминает он. — С буткемпом получилось иначе, живой контакт с преподавателями и интенсивность обучения помогли полностью вовлечься в процесс и дойти до конца». В течение двух недель после окончания обучения Червоняк, по собственным словам, смог устроиться разработчиком в польский маркетплейс.
Гонка с «Яндексом»
Весной 2022-го, после начала «спецоперации»* на Украине Elbrus лишился части рекламных каналов, таких как Facebook и Instagram (принадлежат компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России). В качестве альтернативы стартап пробовал использовать наружную рекламу, но это оказалось неэффективно. В итоге основным каналом привлечения аудитории стала реферальная программа, когда бывшие студенты буткемпа приводят новых — за вознаграждение в 10 000 рублей, рассказывает Бабаян. По его словам, один из студентов привел по этой программе 20 человек. «В поисковиках даже стал частым запрос «Elbrus — секта?», поскольку у нас появилось много суперфанатов, которые активно рассказывают о буткемпе», — смеется предприниматель.
В марте компания столкнулась с ажиотажным спросом. По мнению Бабаяна, все, кто задумывался об IT-образовании, «как будто получили знак, что пора». Он связывает всплеск с ростом интереса к работе за рубежом и тем, что «многим захотелось получить больше контроля над собственной жизнью». В I квартале 2022-го Elbrus выручил 56 млн рублей, а во II — 67 млн рублей.
В 2022-м Elbrus снова ощутил преимущества онлайна. В сентябре, после объявления частичной мобилизации, количество предпочитающих онлайн клиентов резко выросло, рассказывает Бабаян. Сейчас половина студентов буткемпа учится дистанционно. По слова Бабаяна, 93% выпускников находит работу в течение трех месяцев после окончания обучения, их средний стартовый месячный доход составляет 125 000 рублей. Основные работодатели — аутсорсинговые IT-компании, банки, а также IT-гиганты вроде «Яндекса», Ozon и др.
Сегодня в двух кампусах Elbrus и в онлайне параллельно идут по три потока. К началу декабря в проекте стартовало суммарно около 50 курсов, он выпустил 800 студентов. Выручка компании за январь-ноябрь превысила 200 млн рублей, говорит Бабаян. Он ожидает, что в 2023 году она вырастет до 500 млн рублей. Для этого предприниматель уже привлекает инвестиции — в том числе на выход в другие города России и за рубеж. Детали будущей сделки он раскрывать отказался.
По мнению сооснователя и программного директора онлайн-университета Skillbox Сергея Попкова, у Elbrus есть перспективы экспансии. При этом формат буткемпа имеет свои ограничения по масштабированию, замечает он. По его словам, во-первых, открытие новых буткемпов в других городах потребует больших капитальных затрат, в том числе на ремонт помещений. Вторая и более сложная задача — поиск локальных преподавателей, говорит Попков: «Когда человек платит деньги за буткемп-формат, основные требования будут именно к экспертности. Все эти вводные будут касаться роста выручки в новом городе».
Помочь масштабировать проект может онлайн-направление, которое начал развивать Elbrus, считает сооснователь и генеральный директор XYZ School Павел Мосейкин: «Ограничением для роста может стать, скорее, то, что формат буткемпа, вне зависимости онлайн это или офлайн, подходит не всем, так как предусматривает полное погружение в обучение на продолжительный период».
Еще один риск для Elbrus — рост конкуренции, прежде всего со стороны «Яндекса Практикума», говорят основательница образовательного проекта Mathshub Айра Монгуш и аналитик Smart Ranking Маргарита Арановская. «Яндекс Практикум» запустил свой буткемп в августе 2022-го. По словам генерального директора проекта Ильи Курмышева, компания заметила рост в этом году сегмента аудитории, который заинтересован в смене профессии, готов обучаться в интенсивном формате и тратить на учебу восемь часов в день. «Ключевой запрос этой аудитории звучит так: «Хочу быстро сменить профессию». Именно на такую аудиторию нацелен новый проект «Яндекса», — объясняет он. Сейчас в «Яндекс Практикуме» в формате буткемпа обучают фронтенд-разработке, тестированию, анализу данных и Data Science. Курмышев отмечает увеличение спроса на этот формат вдвое с момента запуска и прогнозирует еще больший рост.
У крупных компаний вроде «Яндекса» есть большие бюджеты на рекламу, им проще искать и удерживать преподавателей, за которых происходит «основная гонка», считает Монгуш. «В этом плане «Яндекс» выглядит гораздо более сильным соперником [по сравнению с Elbrus]. Кроме того, по ее словам, формат буткемпа собираются запустить еще несколько крупных игроков, а это еще больше увеличит конкуренцию в нише», — говорит он.
Маргарита Арановская из Smart Ranking считает, что выход на рынок «Яндекса» можно считать и плюсом, и минусом для Elbrus. «С одной стороны, появился конкурент, который будет отъедать долю рынка. В то же время «Яндекс» будет раскручивать сам формат буткемпа, а это будет способствовать тому, что и у Elbrus спрос будет расти», — рассуждает она.
Пока Elbrus — лидер своей ниши, утверждает Арановская. Она считает план компаний по выходу на 500 млн рублей выручки в 2023 году реалистичным даже при наличии негативных внешних факторов. «Компания будет расти вместе со спросом на формат онлайн-буткемпа», — прогнозирует Арановская.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.