Сервис аренды самокатов Whoosh объявил о намерении провести IPO
Сервис аренды самокатов Whoosh объявил о намерении провести публичное размещение акций на Московской бирже. Компания провела государственную регистрацию дополнительного выпуска 50 млн обыкновенных акций номиналом 0,01 рубля за каждую. Ценовой диапазон и дата размещения пока не определены.
Компания хочет привлечь 8–10 млрд рублей и ориентируется на оценку своей стоимости минимум в 30 млрд рублей, говорит источник Forbes, близкий к Whoosh. Ранее источник Forbes среди инвестбанкиров утверждал, что Whoosh хочет привлечь через публичное размещение $100 млн (около 6 млрд рублей), а себя оценивает в $400 млн (около 24 млрд рублей). Управляющий партнер фонда LETA Capital Александр Чачава говорил, что такая оценка «проходит по верхней границе диапазона», а вилка, в случае Whoosh, начинается с суммы на 30% ниже 24 млрд рублей. Аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын оценивал Whoosh в 16–24 млрд рублей.
Точное количество акций, которое будет выпущено, станет известно позже — в ходе подготовки к IPO, говорит источник Forbes, близкий к Whoosh. По его словам, 50 млн акций — это максимум, а итоговое количество может быть и меньше. Наряду с дополнительным выпуском, Whoosh планирует предложить инвесторам акции текущих акционеров компании, говорит собеседник Forbes. Однако, по его словам, никто из акционеров не планирует полностью выходить из компании. Предполагается, что все пропорционально продадут части своих долей. Сейчас около 70% Whoosh принадлежит основателям компании Дмитрию Чуйко, Егору Баяндину, Олегу Журавлеву и Сергею Лаврентьеву. Источник, близкий к Whoosh, утверждает, что по итогам сделки у основателей останется более 50% компании.
Forbes направил запрос в Whoosh.
Ранее два источника Forbes — близкий к компании-конкуренту и среди частных инвесторов на рынке pre-IPO — говорили, что IPO Whoosh состоится в IV квартале 2022 года. Источник в компании, которая инвестирует в кикшеринг, называл другие сроки — до конца 2023 года. По словам источника Forbes, близкого к Whoosh, решение о проведении IPO в этом или следующем году зависело от условий, на которые могла рассчитывать компания. В случае переноса Whoosh планировала привлекать кредитные средства.
По словам источника, близкого к Whoosh, IPO — не самоцель компании, так как она находится в хорошем финансовом состоянии. Отношение чистого долга к EBITDA у Whoosh, по его собственным данным, на конец сентября составляло 0,9, а рентабельность по EBITDA — 58%. Выручка компании от кикшеринга за девять месяцев 2022 года составила 5,7 млрд рублей. За весь 2021 год она выручила 4,1 млрд рублей.
На конец сентября 2022 года у сервиса, по его собственным данным, было более 11 млн зарегистрированных аккаунтов. За девять месяцев пользователи совершили около 47 млн поездок. Количество самокатов в парке Whoosh составляет 82 000. За счет привлеченных через публичное размещение акций средств Whoosh планирует увеличить парк самокатов в 2023 году в полтора раза — на 45 000, говорит источник Forbes, близкий к компании. По его словам, Whoosh планирует выйти еще в 70 российских городов (сейчас сервис присутствует в 40 городах), а также рассматривает для экспансии другие страны — Армению, Грузию, Узбекистан и Азербайджан.
Whoosh в 2019 году запустили бывшие топ-менеджеры S7 Дмитрий Чуйко, Егор Баяндин, Олег Журавлев и Сергей Лаврентьев. В феврале 2021 года сервис привлек $25 млн от паевого фонда «ВТБ Капитал Инвестиции» (его доля впоследствии перешла компании «ВИМ Инвестиции») и банка «Открытие». От банка Whoosh тогда получил более 1 млрд рублей в форме кредита. Впоследствии компания неоднократно привлекала заемные средства от банковских структур.
В июне 2022-го Whoosh провела дебютное размещение облигаций на Московской бирже. Компания закрыла книгу заявок на выпуск облигаций на сумму 3,5 млрд рублей, хотя планировала собрать заявок на 3 млрд рублей. Привлеченные средства планировалось направить на оптимизацию долговой нагрузки компании. В августе 2022-го Whoosh зарегистрировал акционерное общество (сейчас — ПАО) «Вуш Холдинг», чтобы объединить различные юридические структуры компании, в том числе в Казахстане и Белоруссии, в один холдинг.