К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«В подборе напряженка»: почему в России растет спрос на сотрудников до 18 лет

Фото Campaign Creators / Unsplash
Фото Campaign Creators / Unsplash
Осенью 2022-го более чем на четверть год к году выросло число приглашений пройти собеседование на работу, которые компании отправили соискателям в возрасте 14–18 лет, показало проведенное для Forbes исследование HeadHunter. Эксперты считают, что такая тенденция может быть следствием частичной мобилизации, а также давно растущего внимания крупных работодателей к концепции разнообразия и инклюзии

За период с 1 сентября по 14 ноября российские компании направили соискателям в возрасте 14–18 лет на 26% больше приглашений на собеседование, чем за аналогичный период прошлого года. Об этом говорят результаты проведенного для Forbes исследования сервиса по поиску работы HeadHunter, который проанализировал более миллиона резюме кандидатов-подростков из своей базы. Согласно исследованию, в октябре 2022 года количество приглашений на собеседование для таких соискателей превысило 360 000. Это на 30% больше, чем годом ранее.

Сильнее всего, по данным HeadHunter, спрос на кандидатов-подростков год к году вырос в образовательных учреждениях и в сфере услуг для бизнеса. В первых количество отправленных приглашений за период с 1 сентября по 14 ноября 2022 года выросло в 3,5 раза относительно того же периода в 2021-м. Компании из сферы услуг для бизнеса осенью 2022 года звали соискателей в возрасте 14–18 лет на собеседования в три раза чаще, чем осенью прошлого года. На несколько десятков процентов осенью год к году также вырос спрос на соискателей-подростков в сферах сельского хозяйства, телекоммуникаций и связи, услуг для населения. В разрезе специальностей осенью 2022 года сильнее всего вырос спрос на IT-работников, сотрудников сфер искусства, развлечений и массмедиа, маркетологов, специалистов гостинично-ресторанного сектора и др.

Рост спроса на молодых специалистов видят не только в HeadHunter. По данным опроса компании Kontakt InterSearch Russia (есть у Forbes), проведенного с 27 октября по 14 ноября среди 270 HR-директоров, треть российских компаний за последний месяц стала чаще привлекать на работу студентов. При этом 40% работодателей сообщили, что в ближайшее время будут активнее нанимать сотрудников из этой категории, 59% — что будут нанимать кандидатов старше 45 лет, 51% — женщин.

 

Мобилизация, экономия и разнообразие

В HeadHunter обращают внимание, что осенью 2022 года, помимо числа приглашений на собеседования, выросло и число соискателей в возрасте 14–18 лет — на 20% год к году. Общее число соискателей такого возраста на hh.ru в ноябре 2022-го немного превысило 1 млн — это на 14% больше, чем год назад. В компании считают, что рост спроса на кандидатов-подростков произошел вслед за ростом предложения, и отмечают, что это не сиюминутный тренд. «Большая часть работодателей (55%), опрошенных hh.ru в прошлом году, заявляла, что в их компаниях практикуют подбор соискателей 14–17 лет, причем с 2017 года доля таких организаций выросла более чем в два раза. Каждый десятый опрошенный [еще в 2021 году] был готов начать принимать на работу подростков», — говорит Мария Игнатова, руководитель службы исследований hh.ru. Она утверждает, что объявление частичной мобилизации в России на осенний рост спроса «повлияло не сильно».

Эксперт сервиса «Актион Кадры и HR» Александра Борисова, напротив, связывает рост интереса к подросткам у работодателей с изменениями, происходящими на рынке труда из-за частичной мобилизации. «Пока эксперты спорят, в каких именно секторах бизнеса самые большие лакуны, очевидно, что в подборе сейчас напряженка. Часть мужчин попала под мобилизацию, другие — под осенний призыв, третьи просто уехали из страны. Дырки нужно закрывать, и почему бы не подростками, особенно, если работа не требует квалификации и каких-то редких навыков», — рассуждает она. По ее словам, несовершеннолетних и ранее часто нанимали в IT, ресторанном и гостиничном бизнесе, в сфере развлечений. Сейчас в связи со сложностями в найме тенденция усилилась. 

 

Под частичную мобилизацию попали многие сотрудники массовых специальностей, чтобы их заместить, работодатели вынуждены были обратиться к максимально широкой аудитории, которая включают в себя в том числе молодых специалистов, вторит Борисовой партнер Kontakt InterSearch Russia и руководитель проекта BrandUp&YounGo Анастасия Стасева. Она считает, что рост спроса на таких кандидатов может объясняться и сезонностью: «Осенние месяцы — это традиционно время, когда мы видим спрос на молодых специалистов». 

Борисова отмечает, что интерес к соискателям-подросткам может быть связан и с тем, что их подбор обходится компаниям дешевле, чем подбор готовых специалистов. Кроме того, у таких сотрудников ниже заработные платы. По ее словам, по этим причинам многие компании не против обучать новичков под свои нужды. «Это требует меньше времени и денег, чем поиск и переобучение готового специалиста», — говорит Борисова. 

Управляющий консультант рекрутинговой компании Get experts (ранее — Hays) Екатерина Котова считает, что тенденция увеличения спроса работодателей на соискателей-подростков может быть связана с мобилизацией и отъездом некоторых работников за рубеж только частично. «Одновременно может оказывать влияние и другая тенденция: уже не первый год работодатели уделяют повышенное внимание так называемой политике diversity&inclusion (разнообразия и инклюзивности. — Forbes) и работают над тем, чтобы в их компаниях предоставлялись равные возможности совершенно разным категориям граждан», — говорит Котова. По ее мнению, в связи с этим работодатели готовы давать шанс молодым специалистам начать карьеру, в том числе в сфере IT, со школьной скамьи. «Для юного поколения это хороший шанс ощутить самостоятельность и научиться обращаться с деньгами», — считает Котова. Она отмечает, что раннее трудоустройство при этом может негативно повлиять на процесс обучения и карьеру в будущем.

 

Что будет дальше

Борисова признает, что, несмотря на тенденцию, прием на работу несовершеннолетнего продолжает оставаться непростой задачей. «Во-первых, предложить можно далеко не всякую вакансию. Подростки могут трудиться только на работах, которые квалифицируются как легкий труд и не причиняют вреда здоровью. Во-вторых, чтобы нанять подростка 14 лет, придется получить согласие одного из его родителей или попечителей. Для приема на работу также нужно разрешение или согласие органа опеки и попечительства. В-третьих, несовершеннолетним запрещено работать сверхурочно, по ночам, в заведениях, где продается алкоголь», — перечисляет она. Кроме того, как рассказывает Борисова, компания должна направить подростка на медосмотр за свой счет. По словам Игнатовой, в 2021 году каждого третьего работодателя останавливали от приема на работу несовершеннолетних сложность их оформления и юридические риски.

Игнатова и Борисова говорят, что снизить все эти риски и упростить порядок приема должен новый законопроект, внесенный в Госдуму в ноябре. Если его примут, для трудоустройства подростка будет достаточно согласия одного из родителей и не нужно будет проводить медосмотр, если в последний раз подросток проходил его не больше года назад, объясняет эксперт сервиса «Актион Кадры и HR». 

Борисова, однако, называет изменения, которые может внести законопроект, формальными. По ее словам, «основной костяк» требований останется неизменным. «Как и раньше, работодателю нужно будет соблюдать правила [при трудоустройстве подростка]: легкий труд, не причиняющий вреда здоровью, возможность комбинировать работу с учебой, запрет на определенные виды деятельности. Поэтому, кажется, что глобально для работодателей ничего не изменится — разве что бумажек надо будет меньше получать», — рассуждает она. По ее мнению, принятие законопроекта не усилит спрос на молодых сотрудников. «На подбор все так же будет больше влиять внешняя экономическая ситуация в стране», — заключает она.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+