К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Что будет с Bookmate в России после признания ее иноагентом и продажи «Яндексу»

Фото Getty Images
Фото Getty Images
В конце октября ирландскую компанию Bookmate Limited, которая владеет книжным сервисом Bookmate, внесли в реестр СМИ-иноагентов. В июне компания продала лицензию на использование своей технологической платформы в странах СНГ «Яндексу». Последняя на базе платформы разрабатывает свое книжное приложение, в которое уже в декабре может предложить перейти всем пользователям Bookmate, узнал Forbes

28 октября Минюст внес в реестр СМИ-иноагентов владельца книжного сервиса Bookmate — ирландскую Bookmate Limited. В этот же список попали бывший гендиректор ее российского подразделения Андрей Баев и гендиректор двух книжных издательств, Individuum и Popcorn Books, мажоритарные доли в которых до августа 2022 года принадлежали головной ирландской компании, Алексей Докучаев. 

Несколькими месяцами ранее, в июне 2022 года, о покупке лицензии на использование технологической платформы Bookmate в СНГ объявил «Яндекс». При этом о приобретении сервиса или доли в его юрлице тогда речи не шло. Позднее стало известно, что ирландская компания решила уйти с российского рынка. Но сервис с таким названием может продолжить работу в СНГ под управлением «Яндекса», писали «Ведомости» со ссылкой на источники. 

Как рассказали Forbes источник, близкий к одной из сторон сделки, и источник в другом книжном сервисе, «Яндекс» готовится выпустить свое аналогичное приложение, куда предложит перейти пользователям Bookmate из России и стран СНГ. Источник, близкий к одной из сторон сделки, утверждает, что это произойдет в течение декабря 2022 года. При этом прежний сервис прекратит существование в этих странах, говорит он.

 

Forbes вспомнил историю Bookmate и узнал, с чем связано признание компании и ее топ-менеджеров иноагентами, как именно сервис продолжит работу в России и несет ли решение Минюста риски для книжного бизнеса под управлением «Яндекса».

Как появился и вырос Bookmate

Сервис Bookmate в конце 2000-х придумал программист Андрей Зайцев-Зотов, который прежде работал в медиакомпании Look At Media. Он показал прототип сооснователям компании Dream Industries — англичанину Саймону Данлопу и россиянам Виктору Фрумкину и Алексею Остроухову. Они стали запускать Bookmate вместе, но затем Зайцев-Зотов покинул проект.

 

Данлоп приехал в Россию еще в 1992 году, чтобы развивать местное отделение табачной компании Philip Morris. Позже он вложился в компанию по производству продуктов питания Bridgetown Foods, которая, в частности, выпускала сухарики «Три корочки». В 2006 году Данлоп продал долю Bridgetown Food, чтобы получить возможность «работать в онлайне и делать что-то, что свело бы вместе технологию и культуру», рассказывал предприниматель Afisha Daily. 

В 2008 году Данлоп основал для этого IT-компанию Dream Industries. Его партнером по бизнесу стал Алексей Остроухов, бывший скаут (человек, занимающийся поиском талантливых артистов) в музыкальной компании Sony Music, с которым Данлоп случайно познакомился в том же году. Остроухов занял пост генерального директора Dream Industries. В 2009 году к партнерам присоединился Виктор Фрумкин, сооснователь Bridgetown Foods. Он вложил в Dream Industries $350 000 и занял позицию финансового директора.

В 2010 году партнеры запустили первые IT-проекты: стриминговый сервис Zvooq (в 2020 году его приобрел Сбербанк, переименовав в «СберЗвук») и книжный сервис Bookmate. Согласно СПАРК, владельцами юрлица ООО «Букмейт» стали некая Асия Атрачева (1%) и компания «Авалерион Лтд», зарегистрированная на Кипре (99%).

 

На запуск Bookmate в том же 2010-м партнеры подняли ангельские инвестиции на сумму $500 000. Имена инвесторов тогда не раскрывались. Позднее Остроухов говорил vc.ru, что главным инвестором Dream Industries (компании, в которой возник Bookmate) был Дмитрий Костыгин, совладелец интернет-ретейлера «Юлмарт». Dream Industries привлекала гораздо большие, чем Bookmate, инвестиции — суммарно $30 млн в начале 2010-х. Однако Forbes не удалось выяснить, шли ли эти средства в том числе на развитие Bookmate и являются ли раунды книжного сервиса частью крупных сделок Dream Industries.

Согласно данным Crunchbase, в 2011 году Bookmate привлек еще $2 млн инвестиций — от финского инвестиционного фонда Essedel. В том же году 100% компании перешли к Bookmate LTD, зарегистрированной на Кипре, следует из базы СПАРК.

В первые два года сервис Bookmate работал как «читалка», куда человек мог загрузить свои электронные книги для удобства чтения и хранения в одном месте, рассказывал «Секрету фирмы» Андрей Баев, который стал гендиректором ООО «Букмейт» в 2014 году. Доступ к нему пользователи получали бесплатно. В 2012 году команда задумалась о монетизации и трансформировала сервис в приложение, где пользователи могли читать книги из виртуальной библиотеки Bookmate по подписке. 

Трансформация, вероятно, не обошлась без разногласий: в том же 2012 году произошел корпоративный конфликт между акционерами Dream Industries, в результате которого компанию покинул Александр Остроухов. Его доля в 2014 году была выкуплена мажоритарными акционерами. Как рассказывал Фрумкин «Коммерсанту», Остроухова сместили с поста генерального директора «в связи с нецелевыми тратами и плохими результатами, которые демонстрировал бизнес на протяжении долгого времени». В частности, партнеры обвиняли его в переводе $200 000 с корпоративного счета на личный. Остроухов же назвал действия партнеров рейдерским захватом. 

Фрумкин отказался от комментариев, так как «давно не участвует в бизнесе». Данлоп и Костыгин не ответили на запросы, с Остроуховым Forbes связаться не удалось. 

 

С 2014 года проекты Dream Industries стали развиваться самостоятельно. В том же году Bookmate привлек $3 млн от сети «Юлмарт». К тому моменту в сервисе было более 500 000 электронных книг на девяти языках мира, что Lenta.ru называла «рекордным» показателем для российских приложений с электронными книгами. Сервис насчитывал 1,5 млн активных пользователей. 

В 2014-м Bookmate также начал международную экспансию. К концу года сервис вышел в Сингапур. После успешного запуска к компании начали «стучаться» локальные партнеры из телекоммуникационной сферы и предлагать сотрудничество, рассказывал Баев «Секрету фирмы». Впоследствии сервис вышел на рынки Европы, Латинской Америки и другие. К 2016 году число зарегистрированных пользователей Bookmate выросло до 4,65 млн, из них 55–60% были не из России. 

В 2017 году у ООО «Букмейт» снова сменился владелец — компания перешла к Bookmate Limited, зарегистрированной в Ирландии. В том же году Bookmate Limited приобрела долю в московском издательстве нон-фикшен-книг Individuum, основанном Алексеем Докучаевым и Михаилом Врубелем. Как рассказывал Баев, компания покупала издательство, чтобы укрепить свои позиции на растущем книжном рынке России. До сделки 100% Individuum владел Врубель, следует из данных СПАРК. В 2018-м 49% компании получил Докучаев, 51% — Bookmate Limited. 

Вместе с приобретенным Individuum в 2020 году Bookmate основал новое издательство — Popcorn Books. Под этим брендом компания начала развивать направление молодежной литературы. Согласно СПАРК, 10% в созданном ООО «Попкорн Букс» получил Баев, 24,5% — Докучаев, остальное — ирландская Bookmate Limited. 

 

Состав акционеров в Bookmate Limited на сегодня Forbes установить не удалось. Данлоп остается председателем совета директоров компании, следует из его профиля в LinkedIn. Согласно официальному сайту Bookmate, Баев занимает позицию генерального директора компании. Должность генерального директора российского юрлица «Букмейт», согласно СПАРК, он оставил в сентябре 2022 года. В беседе с Forbes Баев отказался раскрывать текущих владельцев компании. 

На сегодня каталог сервиса насчитывает около 1,8 млн цифровых книг, указано на его сайте. По данным СПАРК, за 2021 год выручка Bookmate в России составила 205 млн рублей. Компания сработала в минус — чистый убыток составил 137 000 рублей. Два издательства суммарно принесли еще около 200 млн рублей выручки и более 30 млн рублей прибыли.

Как Bookmate уходил из России

Начавшаяся в феврале 2022 года «спецоперация»* на Украине изменила вектор развития Bookmate, как и многих других компаний, ведущих бизнес и в России, и за рубежом. Как рассказал Forbes Баев, с лета 2022 года головная ирландская компания распродает российские активы. Это связано с тем, что Bookmate Limited из-за сложностей с переводами средств за рубеж с апреля не может получать выручку из России, объясняет Баев. По его словам, финансирование головной компанией российского юрлица тоже стало невозможным.  

У головной Bookmate Limited, как рассказывает Баев, было два варианта: закрыть компанию в России либо найти «альтернативные пути развития» — например, партнера, который смог бы развивать локальный сервис. Компания предпочла второй вариант. В июне 2022 года стало известно, что лицензию на использование технологической платформы сервиса на территории СНГ приобрел «Яндекс». По словам Баева, на покупку были и другие претенденты, но команда выбрала «Яндекс», так как понимала, что «необходимая экспертиза и главное, трафик» есть только у IT-гиганта. 

 

Сумму сделки стороны тогда не оглашали. Баев в беседе с Forbes тоже отказался ее раскрывать. В «Яндексе» отказались от любых комментариев по поводу Bookmate.

Летом 2022 года, помимо лицензии, головная компания также продала доли в двух издательствах, Individuum и Popcorn Books, совладельцу объединенной книжной сети «Читай-город — Буквоед» Денису Котову. С июля, согласно СПАРК, ему принадлежат по 100% в обеих компаниях. Баев и Котов отказались раскрывать детали этой сделки. По словам Котова, для него это «финансовая инвестиция». В издательствах его привлекла «высокая динамика роста продаж».

По словам Баева, на покупку издательств тоже был другой претендент, в том числе «совсем не из книжной индустрии». Он рассказывает, что акционеры Individuum и Popcorn Books оценивали риски и понимали, что «сохранить издательства будет проще с другими акционерами». По словам Алексея Докучаева, издательства искали партнера, который смог бы вывести их на следующий уровень: «Все-таки в наших головах издательство, хоть и безумно успешный, но стартап, а пришло время превратить его в большой бизнес».

Что получил «Яндекс» и что он будет с этим делать 

Баев утверждает, что после сделки в III квартале 2022 года в «Яндекс» перешла часть команды Bookmate. Это разработчики и «бизнесовые люди», которые занимаются развитием сервиса на стороне «Яндекса», говорит Баев, не уточняя детали. По его словам, «Яндекс» также получил право использовать бренд Bookmate в России и СНГ, клиентскую базу компании, а также права на оригинальные продукты Bookmate — аудиосериалы «Возвращение пионера», «Кожа» и другие. Он подчеркивает, что компания при этом не продавала «Яндексу» долю ни в одном из юрлиц Bookmate: «Яндекс планирует заниматься развитием книжного сервиса в России. Бизнес, то есть юридические лица, не продавался». 

 

Хотя доли в юрлицах не были предметом сделки, она фактически означает продажу сервиса «Яндексу», утверждает коммерческий директор российской компании «Читай-город» Александр Брычкин: «Бизнес в данном случае — это лицензия на использование кода платформы, контент и клиентская база». 

После этих сделок у Bookmate «не останется бизнеса в России», вторит Брычкину источник Forbes, близкий к одной из сторон сделки. По его словам, «сам сервис будет на стороне «Яндекса». В течение декабря 2022 года пользователи из СНГ, зарегистрированные в приложении Bookmate, перейдут в аналогичное приложение «Яндекса», утверждает он: «Люди будут скачивать новое приложение и заходить в него под своими логинами [которые использовали в Bookmate]. У них там будут свои книжки — все останется прежним». По словам источника, прежнее приложение Bookmate на территории СНГ работать перестанет. О создании «Яндексом» нового приложения-аналога Bookmate Forbes рассказал также источник в другом книжном сервисе.

В «Яндексе» отказались комментировать эту информацию. Forbes также направил запросы в пресс-службу Bookmate и нынешнему генеральному директору российской компании Анастасии Шариковой.

По словам Брычкина из «Читай-города», успех книжного сервиса под эгидой «Яндекса» будет зависеть от способности компании находить и публиковать «классных авторов, создавать бестселлеры». «Если классные бестселлеры будут у других, то читатель может переключиться на приложение, в котором будет весь значимый ассортимент», — признает он. Конкурентом сервиса может стать, например, МТС, который в сентябре 2022 года представил сервис цифровых книг «Строки» с собственным издательством.

 

Почему ирландскую Bookmate признали иноагентом

Баев считает, что он сам, головная компания и Докучаев попали в реестр СМИ-иноагентов «по ошибке». А поводом для этого послужил роман Елены Малисовой и Катерины Сильвановой «Лето в пионерском галстуке», который в 2021 году выпустило издательство Popcorn Books. 

Книга повествует об отношениях между 16-летним пионером Юрой и 19-летним вожатым-студентом МГИМО Володей, которые встретились в советском пионерском лагере летом 1986 года. Баев рассказывает, что книга вышла большим тиражом, в 200 000 экземпляров, который разошелся к маю 2022-го. К августу общий тираж романа составил 250 000 копий, а его продажи составили 50 млн рублей. 

В 2022 году популярный роман привлек внимание «российских пропагандистов», рассказывает Баев. По его словам, первым о книге написал писатель Захар Прилепин. 27 мая в своем Telegram-канале он опубликовал пост, где раскритиковал роман, признался, что сжег бы издательство Popcorn Books, а также предложил принять закон о защите «национальных советских символов: красного знамени, красного галстука, картин и скульптур реальных и культовых героев того периода». «А то желающих покривляться на этом фоне все больше и больше», — пояснил свою позицию писатель в посте. 

Как писала книжный критик Галина Юзефович, пост Прилепина «дал старт мощнейшей кампании в «патриотических» блогах». Об этом говорит и Баев. 31 мая председатель Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина (не ответила на запрос Forbes) направила в Роскомнадзор просьбу провести проверку романа Сильвановой и Малисовой на предмет «пропаганды нетрадиционных ценностей». В конце июня о книге высказался журналист Дмитрий Киселев. В своей еженедельной передаче «Вести недели» на телеканале «Россия-1» он назвал роман «агрессивной пропагандой ЛГБТ» среди детей. Схожее мнение выразил и режиссер Никита Михалков в своей передаче «Бесогон». «Люди стали присылать нам и авторам угрозы после этого», — вспоминает Баев. 

 

В августе 2022 года Роскомнадзор проверил роман и не выявил нарушения при распространении книги «Лето в пионерском галстуке». «Мы максимально в соответствии с российским законодательством работаем», — утверждает Баев. В частности, роман вышел под маркировкой «18+», уточнил предприниматель. Роскомнадзор после проверки пояснил, что роман классифицирован как запрещенная для детей продукция, поэтому его оборот не нарушает закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». При этом в Роскомнадзоре разделили опасения родителей о содержании книги и высказались за ужесточение законодательства, которое бы оградило несовершеннолетних от подобной продукции. Forbes направил запрос в «Роскомнадзор», а также Минюст.

О том, что компания попала в реестр из-за романа, говорит и директор Ассоциации интернет-издателей Владимир Харитонов. По его словам, Bookmate стал «жертвой публичной порки». «Компания владела издательством, поэтому формально, если наказывать кого-то за ЛВПГ (сокращение от «Лето в пионерском галстуке». — Forbes), то Bookmate Limited. Проблема только в том, что Bookmate, Баев и Докучаев с лета не владеют ни Individuum, ни Popcorn Books. Так что это показательная публичная порка, которая не имеет никакого отношению ни к праву, ни к логике», — говорит он. По мнению Харитонова, компанию решили внести в реестр в качестве наказания, так как не нашли иной способ. «Юридически же никто ничего не нарушал и не нарушает, выпуская литературу с гей-персонажами», — рассуждает Харитонов. 

По мнению литературного критика Николая Подосокорского, внесение Bookmate в реестр СМИ-иноагентов дает «очень плохой сигнал» российскому книжному рынку. «Создается ощущение, что вслед за Bookmate в этот реестр начнут вносить и другие книжные сервисы и независимые издательства, которые кому-то мешают, в том числе по чисто вкусовым или бизнес-интересам», — говорит он. 

Как иноагентство повлияет на будущее сервиса и издательств в России

В реестр СМИ-иноагентов попало только ирландское юрлицо Bookmate, но не российское, обращает внимание юрист фирмы Maxima Legal Максим Али. Для Bookmate Limited этот статус означает, что при желании продолжать бизнес в России она сможет делать это только через российское юрлицо, поясняет он. При этом ирландская компания будет обязана отчитываться перед Минюстом о деятельности, сотрудниках и денежных потоках, а все материалы распространять, уведомляя о своем статусе иноагента. Роскомнадзор может заблокировать сайт и приложение, если Bookmate продолжит распространять материалы без «иноагентской плашки», отмечает Али: «Насколько это реализуемо для такого книжного сервиса, как Bookmate, — большой вопрос». При этом нарушение требований может повлечь уголовную ответственность, в том числе в виде лишения свободы сроком до двух лет. 

 

По словам Андрея Баева, на Bookmate Limited попадание в реестр не повлияет, так как компания уже не ведет бизнес в России. По его словам, головной офис релоцировал часть команды из России, чтобы «оградить [сотрудников] от негативных последствий». 

Что касается вероятного продолжения развития Bookmate в СНГ «Яндексом» в виде нового приложения, то на данный момент признание иноагентом Bookmate Limited этому не вредит, говорит Али: «[Признание ирландской компании СМИ-иноагентом] не мешает «Яндексу» выпускать аналогичный сервис под брендом Bookmate, [или под собственным брендом] в России. Мы не знаем о таких примерах, когда передача прав на товарный знак [и лицензии на использование платформы] приводила бы к признанию компании иноагентом».

Больше рисков быть признанными иноагентами — для издательств Individuum и Popcorn Books, говорит Али. Он отмечает, что согласно новому закону об иноагентах, который вступит в силу в декабре 2022 года, издательство, чей гендиректор признан иноагентом, может считаться находящимся под «иностранным влиянием» и по этой причине тоже попасть в реестр. По данным СПАРК, гендиректором обоих издательств остается Алексей Докучаев. Сам Докучаев, однако, надеется, что его новый статус не скажется на издательствах. Новый владелец издательств Денис Котов от детальных комментариев на эту тему отказался.

Баев же намерен продолжить международное развитие Bookmate Limited. Как новый статус «СМИ-иноагента» отразится на его собственной профессиональной деятельности, он прогнозировать не берется. «Как ни грустно, но в определенном смысле это [признание иноагентами Bookmate Limited, его и Докучаева] можно считать признанием успешности нашего прошлого бизнеса в РФ», — рассуждает он.

 

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+