Skyeng хочет запустить курсы китайского языка из-за падения спроса на английский
О том, что Skyeng хочет запустить курсы китайского языка, Forbes узнал, найдя в сети страницу с соответствующим предложением компании. «Китайский больше не экзотика — на нем говорит бизнес, IT и производство. Это очень интересный язык, и учить его не так сложно, как кажется», — говорится на этой странице. На ней можно оставить заявку на покупку пакета занятий — цены варьируются от 799 рублей до 1499 рублей за урок.
В Skyeng в ответ на запрос Forbes подтвердили, что запустили страницу в начале октября 2022 года. «Мы сейчас активно смотрим в эту сторону и проводим ряд исследований интереса к китайскому языку. Если результат нам понравится, то мы запустим новое направление», — говорит управляющий партнер Skyeng Александр Ларьяновский. По его словам, решение о запуске курсов китайского будет принято до конца 2022 года. При положительном решении направление станет частью Skyeng — «онлайн-школы английского и китайского языков», говорит Ларьяновский.
О запуске курсов китайского языка компания думала с конца 2021 года. «Но мы не рассчитывали, что перейдем в активную фазу так скоро», — признается Ларьяновский. По его словам, объявление в России частичной мобилизации ускорило принятие решений по началу тестирования нового направления. После 21 сентября Skyeng зафиксировала падение спроса на обучение английскому языку на 10%. Ларьяновский связывает это с тем, что люди находятся в состоянии тревоги и стресса, в котором английский — не первая потребность. Эта «значительная просадка» спроса усугубила ситуацию, в которой Skyeng пребывала с весны, говорит он: «Спрос постоянно то падал, то увеличивался обратно. Все это время [с весны до сих пор] мы были в пределах своего плана [по выручке], но на нижней его границе».
По словам Ларьяновского, Skyeng проводила исследования объемов рынков иностранных языков в России. Компания пришла к выводу, что китайский язык — самое перспективное направление после английского. Рынок обучения китайскому в России Skyeng оценивает в сумму до 15 млрд рублей. А основными конкурентами считает частных репетиторов.
Спрос на изучение китайского языка у россиян есть, и он растет, говорят основатель образовательной компании «Нетология», проекта Digital Dolina и бизнес-клуба Reforma Максим Спиридонов, основатель компании Maximum Education Михаил Мягков и вице-президент по развитию онлайн-школы английского языка для детей Novakid Камиль Шарипов. По словам Спиридонова и Шарипова, дополнительным драйвером его роста стали последствия «спецоперации»*. До этого спрос был «сравнительно невысок» — из-за большой культурной разницы между Россией и Китаем и сложностей изучения китайского, говорит Спиридонов: «Но сейчас через боль многие стали смотреть [на китайский язык] внимательнее — и с точки зрения бизнеса, и с точки зрения профессиональных перспектив». По оценкам Шарипова, основанных на анализе динамики поисковых запросов в «Яндекс» и Google, запрос от российских пользователей на изучение китайского вырос с февраля 2022 года в полтора-два раза и продолжает расти.
Спиридонов, Шарипов и Мягков сходятся во мнении, что, несмотря на положительную динамику, рынок обучения китайскому в России пока что мал. «Цифры в абсолютном выражении все еще маленькие, чтобы говорить, что зарождается новый богатый рынок в сегменте Edtech в России, и это [китайский язык] — новый Клондайк», — говорит Шарипов. Он отмечает, что запрос, к примеру, на турецкий язык сейчас выше, чем на китайский. Последний же остается нишевым ввиду своей сложности и меньшей практичности по сравнению с английским языком, считает вице-президент по развитию Novakid: «Поэтому вряд ли в среднесрочной перспективе мы увидим сильный сдвиг в сторону китайского». Спиридонов тоже сомневается, что Skyeng в случае старта в этом направлении сможет построить «что-то сопоставимое с английский языком» за ближайший год.
Тем не менее Спиридонов называет решение Skyeng «здравым» и попадающим в логику развития как универсального производителя разных образовательных продуктов. «В этом особенность их бизнеса — они пытаются преодолеть ограниченность рынка английского языка. Учитывая геополитическую ситуацию, экспериментировать с китайским — вполне себе разумное решение», — объясняет он. Мягков считает, что желание Skyeng заняться обучением китайскому языку связано с ожиданиями роста рынка в долгосрочной перспективе. По мнению Шарипова, компания сможет использовать новый сегмент и для привлечения студентов в экосистему Skyeng с целью дальнейшей продажи им своих основных продуктов.
Компанию Skyeng основали в 2012 году Георгий Соловьев и Харитон Матвеев. В 2013 году сервис привлек инвестиции от основателя фонда Infinite Ambition Эркина Адылова, а в 2014 году — от Александра Ларьяновского, который до этого был директором по международному развитию «Яндекса». Суммарный объем инвестиций бизнес-ангелов в компанию составил около $330 000. В середине 2017 года компания запустила курс английского языка для детей от трех до 17 лет. В августе 2019 года — онлайн-школу по математике для учащихся 2-11-х классов, а позднее — программу подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, курсы по русскому языку, физике и шахматам.
В 2020-м в Skyeng инвестировали фонд Владимира Потанина Winter Capital и Baring Vostok. Компания стала активно приобретать других игроков. Так, в 2021 году Skyeng купила образовательный сервис Qmarketing Academy и школу программирования для детей «Кодиум». В 2021 году компания также запустила онлайн-университет профессий Skypro. В июле 2022 года The Bell со ссылкой на двух собеседников сообщил о том, что VK ведет переговоры о покупке онлайн-школы Skyeng, но компании пока не подписали никаких обязывающих документов.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.