К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Магловский способ творить магию: зачем Adobe купил Figma и как это изменит веб-дизайн

Фото Zac Wolff / Unsplash
Фото Zac Wolff / Unsplash
Создатель Photoshop компания Adobe покупает своего самого заметного конкурента в области цифрового дизайна, стартап Figma, за $20 млрд. Основатели Figma в результате этой крупнейшей на рынке программного обеспечения сделки станут миллиардерами, но реакция на новость была неоднозначной. Некоторые эксперты считают, что Adobe сильно переплатила — ее капитализация после объявления о покупке за день уменьшилась на $29 млрд. А пользователи Figma опасаются, что дизайнерам эта сделка не сулит ничего хорошего

Студенты факультета информатики Университета Брауна Дилан Филд и Эван Уоллес задумывали свой стартап как доступную альтернативу Photoshop. Когда Figma запустилась в 2015 году, TechCrunch написал, что новая компания намерена «бороться» с Adobe. «Можно принять это за наивную наглость, но, вероятно, такая юношеская самоуверенность как раз и необходима, чтобы одержать победу над Голиафом в мире дизайна», — писал автор статьи, имея в виду под Голиафом Adobe. В интервью TechCrunch 23-летний Дилан Филд  тогда заявил, что  Adobe «не понимает, как устроена совместная работа», а их Adobe Creative Cloud «на самом деле является облаком только по названию».

В 2021 году Филд писал у себя в Twitter: «Наша цель быть Figma, а не Adobe». В 2022-м на этой же платформе он сообщил, что Figma теперь станет частью Adobe, которая покупает ее за $20 млрд. 

Это двукратный рост оценки стоимости компании по сравнению с июнем 2021 года, когда Figma привлекла от инвесторов $200 млн при оценке в $10 млрд. По данным Forbes, Филд и Уоллес владеют примерно по 10% Figma, что означает, что после завершения сделки каждый из них станет миллиардером. Армия преданных поклонников Figma, которые исчисляются миллионами и которые привыкли платить за продукты от $12 до $45, опасается повышений цены и других ухудшений после поглощения, а инвесторы полагают, что Adobe переоценил своего молодого и дерзкого конкурента и предложил слишком много.

 

Поглощение конкурента

Adobe появилась в 1982 году и исторически специализировалась на программном обеспечении (ПО) для создания и публикации разнообразного контента, включая графику, фотографию, иллюстрацию, анимацию и мультимедиа в целом. Компания также расширилась до программного обеспечения для цифрового маркетинга и к 2021 году считалась одним из мировых лидеров в области решений для управления цифровым опытом клиентов.  

Для Adobe поглощение конкурирующих компаний — привычная стратегия расширения собственного функционала и возможностей. В 2005 году Adobe приобрела Macromedia, разработавшую технологию, позже названную Adobe Flash, — с помощью этого подключаемого инструмента можно было интерактивно взаимодействовать с другими пользователями. 

 

В январе 2019-го Adobe объявила о приобретении компании Allegorithmic, занимающейся 3D-текстурированием, в 2020 году — о покупке сервиса управления проектами Workfront, а в августе 2021-го купила облачную платформу для совместной работы с видео Frame.io. По данным Adobe, годовой регулярный доход Frame.io вырос более чем на 50% во II квартале, а продажи Workfront — более чем на 35%.

По мнению руководителя агентства разработки бизнес-стратегий «Экспонента» Виктории Добровольской, в последние несколько лет стратегия развития Adobe полностью сфокусирована на инструментах управления цифровым клиентским опытом. По ее словам, с 2019 года заметно, что компания ориентируется не только на директоров по маркетингу, но и на креативных профессионалов в целом. 

Несмотря на многочисленные поглощения и усовершенствование ПО, с начала года бумаги Adobe потеряли более трети своей стоимости, а выручка компании в III квартале составила $4,43 млрд, показав рост менее 15% третий квартал подряд. Это, вероятно, связано с общим падением спроса на ПО для удаленной работы, таких как Zoom, после завершения пандемии. Кроме того, некоторые инвесторы ожидают от Adobe слабых результатов, потому что считают продукты компании устаревшими, дорогими и громоздкими. 

 

Сколько стоит Figma на самом деле?

Первая реакция рынка неоднозначна. Так, фонды Mizuho Securities, Oppenheimer и BMO Capital Markets на прошлой неделе понизили рейтинги акций Adobe. 

На новости о сделке акции Adobe упали на 17%, что стало самым большим однодневным падением с сентября 2010 года. Рыночная капитализация компании в результате сократилась на $29 млрд. Александр Горный, основатель United Investors и momeditation.app, согласен, что покупка выглядит спорно: «Краткосрочное падение акций Adobe в любом случае непропорционально возможной переплате. Капитализация компании упала почти на $30 млрд, то есть акционеры оценили Figma в «минус $10 млрд против $20 млрд, которые заплатил Adobe». 

Причина столь резкой реакции рынка на покупку заключается в разнице жизненных циклов компаний. Горный считает, что биржевые инвесторы в Adobe покупали суперстабильный, суперустойчивый, прогнозируемый бизнес: «По духу это была почти инвестиция в нефтяную компанию. А сейчас эта «нефтяная компания» пошла в эксперименты с какими-то стартапами, и те, кто ценил стабильность и предсказуемость, сразу сбросили свои акции. А те, кто ценит стартапы, в Adobe все равно не инвестируют — одной Figma в большой корпорации для них мало».

Акции Adobe в этом году падали и до новости о сделке: общее падение составило 45%, что опережает падение индекса Nasdaq 100 на 27%. 

Ростислав Кац, юрист Forward Legal, считает, что это в первую очередь связано с возрастающей конкуренцией: «В последние годы доля Adobe на рынке ПО для дизайна стала сокращаться из-за облачных сервисов, таких как Figma, Canva и др. Недавний запуск Adobe собственного облачного сервиса для дизайна Adobe Express, скорее всего, не увенчается успехом из-за конкуренции». 

 

Большинство инвесторов согласны, что Adobe переплатила за Figma. «У Adobe были очень высокие мультипликаторы, и после сделки они упали. Значит, рынок отреагировал негативно и считает, что Adobe переплатил», — говорит принципал венчурного фонда Fort Ross Ventures Денис Ефремов.

Еще в начале сентября появлялись слухи о том, что Figma собирается выходить на IPO, и они были подкреплены тем, что оценка компании составляла $10 млрд, однако сама Figma никак не комментировала эти слухи — и теперь мы знаем почему. Денис Ефремов отмечает, что ситуация, когда стратегический инвестор перехватывает компанию, которая может стать публичной, достаточно стандартная: «При этом стратег платит премию, что мы видим и в сделке с Figma». Он считает, что term sheet (документ об основных условиях сделки) мог быть подписан еще в прошлом году. 

Однако одобрят ли покупку Федеральная торговая комиссия и Министерство юстиции США? Антимонопольные ведомства должны будут установить, какие последствия для конкуренции на конкретном товарном рынке повлечет за собой эта сделка. Сделка будет согласована, если она не приведет к существенному снижению конкуренции или не породит условия для создания монополии в США или их части.

Кац считает, что Adobe может обосновать свою сделку двумя факторами: наличием положительного эффекта для потребителя и узкими продуктовыми границами рынка Figma: «Об этом свидетельствует пресс-релиз Adobe, в котором написано, что «вместе Adobe и Figma переосмыслят будущее творчества и продуктивности и будут обладать огромными, быстрорастущими рыночными возможностями и способностями для создания значительной ценности ПО для клиентов, акционеров и отрасли». 

 

Кроме того, Adobe может утверждать, что рынок ограничивается облачными дизайн-сервисами. Доля Adobe Express на этом продуктовом рынке достаточно мала: «При таких условиях по сути произойдет замена Figma на Adobe с незначительным увеличением доли. Если же ФТК или Минюст определят товарный рынок шире, то гипотетически совокупная доля компаний на этом рынке достаточно велика, чтобы сделку запретили». 

Однако Кац видит и косвенные свидетельства того, что в Adobe уверены в одобрении поглощения: «Если антитрестовые ведомства не согласуют сделку, Adobe обязана будет выплатить Figma штраф в миллиард долларов. Вряд ли компания к этому готова». 

От генератора мемов к миллиардной компании

Дилан Филд и Эван Уоллес начали работать над Figma в 2012 году, когда вместе изучали информатику в Университете Брауна. Уоллес изучал графику и был ассистентом преподавателя на факультете компьютерных наук, а Филд был старостой группы на этом же факультете. Филд и Уоллес экспериментировали с разными идеями, в том числе с программным обеспечением для дронов и генератором мемов, прежде чем остановились на программном обеспечении для графического веб-редактора. 

В том же году Филд, которому было 19, бросил учебу и переехал в Калифорнию, потому что получил $100 000 от The Thiel Fellowship — ежегодную стипендию Питера Тиля, которая предусмотрена как раз для тех стартаперов, которые уходят из университетов, чтобы заняться своим делом. К этому моменту идея стартапа уже сформировалась, и Филд с Уоллесом, который все-таки сначала доучился, занялись разработкой ПО, в котором хотели «взять некоторые функции Photoshop и сделать их доступными для всех». 

 

«Это может звучать немного глупо, но я думаю, что программирование — самое близкое к магии, что у нас есть», — говорил Филд в 2012 году. Ссылаясь на то, что он вырос на фильмах о Гарри Поттере, Филд сказал, что считает программирование и технологии сродни магловским попыткам творить магию.

Дилан Филд (Фото David Paul Morris·Bloomberg via Getty Images)

Однако успех молодой компании пришел не по мановению волшебной палочки. Неопытность Филда в руководстве привела к проблемам как с управлением первой командой Figma, так и со сбором средств. На запуск бета-версии первого продукта Figma ушли годы, и многие разочарованные сотрудники уволились раньше, чем это произошло. Уоллес покинул компанию в прошлом году.

Привлечение финансирования тоже стало проблемой. Филд рассказывал в интервью Business Insider, что на первых порах, встречаясь с инвесторами, они довольно невнятно объясняли им, что за продукт их стартап создает и какие проблемы он решит. Инвестор Джон Лилли тогда отказался инвестировать в Figma со словами: «Мне кажется, вы пока не понимаете, что вы делаете». Филд говорит, что это возымело отрезвляющий эффект и он серьезнее подошел к формулированию целей компании. В итоге Лилли возглавил раунд А финансирования Figma на $14 млн в декабре 2015 года.

Удаленная работа во время пандемии стала еще одним толчком к развитию компании, которая в 2021 году запустила новый продукт — виртуальную доску FigJam, вдвое увеличила выручку и привлекла инвестиции. 

А что будет с дизайнерами? 

Figma на данный момент предлагает два продукта: онлайн-платформу для дизайна под названием Figma и виртуальную доску для совместной облачной работы FigJam. Среди клиентов компании — Microsoft, Zoom, Twitter, Netflix и Dropbox. 

 

Инструменты Figma, в отличие от продуктов Adobe, не являются классическим ПО, требующим установки. Платформа разработана как web-приложение, что позволяет пользователям быстро делиться разработанными интерфейсами друг с другом, просто отправив ссылку. Говоря простым языком, она работает по принципу «Google Документов», но с более сложным набором функций. 

По словам создателя Figma, со временем он перестал видеть в Adobe конкурента: «Я вырос на программном обеспечении Adobe, — сказал он. — Возможность помочь Adobe подумать о креативных инструментах следующего поколения, о том, как они используются совместно и что они означают в контексте веб-браузера, — это сбывшаяся мечта».

Новость о слиянии с Adobe встревожила многих дизайнеров по всему миру, которых Figma приучила к своим простым и доступным функциям. Figma — один из самых популярных инструментов на данный момент, и хотя Филд, который продолжит занимать должность гендиректора компании, обещает, что идентичность Figma останется нетронутой, не все пользователи в это верят. Дизайнеры, с которыми поговорило издание Protocol, мрачно шутят, что на прошлой неделе они носили траур по Елизавете II, а теперь скорбят по Figma. «Мне нравятся некоторые из продуктов Adobe, но они обычно довольно бесцеремонно обращаются со своими клиентами, а Figma всегда была очень клиентоориентированной», — говорит глава отдела продуктового дизайна HBO Max Майкл Макуотерс.  

Российские дизайнеры, опрошенные Forbes, разделяют эти опасения. Web-дизайнер Екатерина Хвостенко считает, что объединение функций Photoshop, Illustrator и Figma не приведет ни к чему хорошему: «Думаю, классно, когда все функции в одном месте, но, с другой стороны, это может превратиться в кашу. Лично мне удобнее, когда все по полочкам». С ней согласна и графический дизайнер Анастасия Багель: «Я люблю Adobe, но считаю, что лучше бы они существовали по отдельности. Все же Figma была бесплатной и доступной в России, и это было спасением для многих начинающих дизайнеров, у которых нет возможности платить за подписки». 

 

Екатерина Демосюк, ведущий UX/UI дизайнер мессенджера Gem4me, говорит, что продукты Adobe всегда были гораздо сложнее, чем Figma, и есть вероятность, что с добавлением новых инструментов использование web-приложения усложнится: «Хотелось бы, чтобы новые владельцы позволили существовать этому активу в качестве отдельного проекта». Она же добавляет, что у Adobe есть собственный графический редактор для дизайна интерфейсов, и предполагает, что через некоторое время его полностью заменят на онлайн-редактор Figma. 

Макуотерс из HBO Max за свою карьеру уже сменил около 10 разных инструментов, поэтому готов ко всему, но все же надеется на лучшее: «Не обязательно же ты совершаешь покупку на $20 млрд с единственной целью уничтожить этот продукт. Возможно,  у Adobe получится посмотреть, что Figma делает хорошо, и улучшить свои собственные сервисы».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+