Как фотограф заработал миллионы на студиях в аренду, ажиотажных кафе и мебели
Среда, конец лета, шесть часов вечера. Журналист Forbes стоит у недавно открывшегося между «Китай-городом» и «Курской» ресторана Yauza Place. Несмотря на будний день и относительно ранее для окончания офисной работы время, больше половины столиков тут занято, остальные — забронированы. Вновь приходящие гости оседают на немногочисленных свободных диванах или скамейках во дворе — на них могут расположиться те, кто не хочет заказывать еду и готов ограничиться напитком навынос.
Yauza Place — не первое ажиотажное место, открытое 37-летним предпринимателем Алексеем Ольховым. На его счету «главный спот» московского лета 2019 года, ресторан Blanс, простоять в очереди в которым можно было более двух часов, а также гастрономическая оранжерея Radio. Кроме ресторанного бизнеса, он развивает мебельный магазин Loft Design, сеть фотостудий White Studios, бренды одежды Soeasy и «Кружок». По данным СПАРК, выручка юрлиц, где Ольховой выступает владельцем или совладельцем, в 2021 году составила более 400 млн рублей. Также предприниматель работает через ИП, финансовые показатели которого не раскрывает.
Forbes пообщался с Ольховым, а также конкурентами его проектов и бывшими партнерами. И рассказывает, как бухгалтер по образованию стал серийным предпринимателем и кто помогает ему развивать несколько разных бизнесов.
Как в журналах
Алексей Ольховой родился и вырос в Московской области. «По пути наименьшего сопротивления» он поступил в Тимирязевскую академию — там преподавала его мама и учились три старшие сестры. Баллов для прохождения на факультет экономики ему не хватило, поэтому он попал на бухгалтерский учет. Профессия бухгалтера, впрочем, его не интересовала — из знаний, полученных в вузе, ему пригодилось «разве что умение быстро печатать на компьютере».
В свободное от учебы время Ольховой искал себя в творчестве — музыке и фотографии. Как-то раз он наткнулся на глянцевые журналы, которые принесли домой сестры. «Я их листаю, смотрю — классные фотки. Красиво, и я тоже хочу так научиться», — рассказывает он. По счастливой случайности на соседней с его домом улице в то время открылась небольшая фотошкола. Он принес туда журналы с понравившимися фотографиями и попросил научить его снимать так же.
Ольховой приобрел зеркальный фотоаппарат Canon 10D. Обучение длилось месяц. После он начал практиковаться, фотографируя друзей и родственников. А затем попросил своего школьного друга сделать ему сайт-визитку, который стал рекламировать в «Яндекс.Директ» и «стучаться с ним во все фотостудии». В одну из немногочисленных тогда фотостудий, Cross+Studio, ему удалось устроиться на работу.
Около полугода Ольховой ассистировал — носил оборудование, устанавливал свет — другим фотографам. Потом «ассистировать стало незачем», признается он: «У меня работы стало столько же, сколько у этих фотографов. Хобби начало приносить постоянный доход: предприниматель вспоминает, что частые съемки портфолио приносили ему «тысяч по 10 рублей». Кроме того, он стал подрабатывать преподавателем в фотошколе у дома.
Со временем Ольховой заметил «недостачу» на рынке фотографии — фотостудии для съемок в 2008 году «можно было пересчитать по пальцам». Проект Cross+Studio, в котором он был фотографом, существовал в Москве с середины 2000-х. Но эта фотостудия занимала одно небольшое помещение, и поэтому с бронированием временных слотов возникали проблемы, вспоминает предприниматель. О том, что в 2000-х фотостудий для аренды в Москве «практически не было», говорит и сооснователь Cross+Studio Владислав Широков.
Состояние рынка натолкнуло Ольхового на идею запустить свою студию. По собственным словам, он занял у своего папы — бывшего заместителя руководителя Департамента продовольственных ресурсов города Москвы Виктора Ольхового — около 300 000 рублей. Столько же взял из своих накоплений, которые сформировались за годы работы фотографом. На эти деньги в 2008-м он снял два помещения общей площадью около 300 кв. м на территории бывшей овощебазы во Владыкино, вывез оттуда мусор, покрасил стены в белый цвет, купил недостающее фотооборудование и мебель. Студию назвал White Studios. В одном помещении работал сам, а второе — сдавал в аренду другим фотографам.
Предприниматель вспоминает, что студия быстро раскрутилась и он смог отдать заем отцу. Основной заработок формировала его работа как фотографа, а не сдача студии в аренду. «Я знакомился с продюсерами, они спрашивали: «У тебя еще и студия своя есть?» Я говорил: «Да, вот визитка», — вспоминает предприниматель. Он уверяет, что к нему в студию приезжали участники группы «Би-2», актеры сериала «Моя прекрасная няня», телеведущая Анфиса Чехова и другие звезды.
Заводское фото
Через год после открытия первой студии Ольховой задумал расширение — и открыл вторую White Studios (на 1000 кв. м) на территории бывшей кондитерской фабрики Марата у метро «Третьяковская». Он утверждает, что финансировал запуск из прибыли, которую заработал в первой студии, но не помнит конкретных цифр. По его словам, новая студия стала первой в Москве с дневным светом: «Во Владыкино мы зашторивали [окна], потому что так было принято. Дневного света не было нигде, и это стало нашей фишкой».
Предприниматель отказался раскрывать, как менялись финансовые показатели проекта в процессе расширения. По его словам, фотостудийный бизнес «скромно, но рос». «Студии планомерно забивались. Они были плюсовыми, но не суперприбыльными — основные средства я продолжал зарабатывать как фотограф», — говорит Ольховой. В базе СПАРК нет данных по выручке и прибыли юрлица «Вайтстудио» за 2008–2012 годы.
Ольховой рассказывает, что вскоре после запуска на «Третьяковской» закрыл студию во Владыкино, так как клиенты оттуда переместились в центр. А в 2013 году у его сети появился еще один филиал — на месте лакокрасочного завода «Спектр-ЛК» у метро «Улица 1905 года» (через несколько лет White Studios покинула эту территорию — сейчас там находится ЖК Lucky). По словам предпринимателя, инвестиции в него составили 15–20 млн рублей. Возросшие относительно первой точки стартовые расходы он объясняет тем, что на территории «Спектр-ЛК» White Studios решила открыть студию в отдельно стоящем здании и оборудовать там фасад и входную группу с открытой верандой. Раньше предприниматель вкладывал только в интерьер, а путь к студии мог пролегать по старым промышленным коридорам.
Благодаря наличию оборудованного входа и веранды со временем студия начала пользоваться спросом не только у фотографов. Ольховой вспоминает, что среди арендаторов появились компании, которые проводили семинары и презентации, телеканалы и молодожены. По данным СПАРК, в 2013 году выручка юрлица «Вайтстудио» составляла около 24 млн рублей, прибыль — 4,5 млн рублей. По итогам 2015-го показатели выросли почти до 47,5 млн рублей и почти 9 млн рублей соответственно.
Впоследствии Ольховой открыл на заводе «Спектр-ЛК» еще несколько съемочных пространств. А в 2015 году вдобавок запустил студию под названием Royal с несколькими помещениями на Малой Ордынке — недалеко от бывшей фабрики Марата, где располагалась первая его студия в центре Москвы. Вскоре сеть разжилась также помещениями в «Императорском Яхт-клубе» на «Красном Октябре». Там White Studios выступает управляющей компанией по сдаче помещений в аренду под съемки и мероприятия, рассказывает Ольховой.
Рост на конфетах
Основатель White Studios неохотно отвечает на вопросы о происхождении средств, которые вкладывал в развитие сети фотостудии. «Конечно, было сложно, мы собирали и перезанимали деньги. На тот момент это были очень большие суммы, как мне казалось», — признается предприниматель. Он не раскрывает, кто именно давал займы, на какие суммы и были ли у него в то время бизнес-партнеры.
Источник Forbes, который занимается бизнесом в сфере фотографии, утверждает, что вырасти в количестве студий за относительно короткие сроки White Studios смогла за счет «нерыночных арендных ставок». О том, что White Studios получала «лояльные и приятные» арендные условия и нерыночные ставки, говорит и другой собеседник Forbes, который ранее работал с Ольховым в одном из проектов и пожелал остаться анонимным. Выгодные условия по аренде помещений проекту давала компания «Гута» (в числе прочих у нее есть активы в недвижимости), в совет директоров которой входил отец Алексея Виктор Ольховой, говорит источник, который занимается бизнесом в сфере фотографии. Он отмечает, что при рыночных арендных ставках бизнес White Studios «в лучшем случае выходил бы в ноль», не говоря уже про инвестиции в расширение.
Входящей в группу «Гута» компании «Гута-Девелопмент» принадлежал участок площадью 10 соток, на котором располагались объекты фабрики «Рот-Фронт» (была объединена с фабрикой Марата), писало «РИА Новости». Также «Гута» была владельцем компании-собственника территории завода «Спектр-ЛК», сообщал РБК. «Гуте» принадлежит и территория завода «Красный Октябрь» в центре Москвы. Во всех трех локациях работала White Studios.
Алексей Ольховой подтверждает, что помещения в зданиях на «Третьяковской», «Улице 1905 года» и «Красном Октябре» White Studios арендовала у «Гуты». Однако отрицает, что его отец был в совете директоров компании. «Мой папа знал людей из совета директоров [«Гуты»]. И когда я смотрел первое помещение, сказал мне, что там [в компании-арендодателе] адекватные люди, с ними можно работать», — утверждает он. Найти подтверждения того, что Виктор Ольховой входил в совет директоров «Гуты», Forbes не удалось. Однако он был в совете директоров открытого акционерного общества «Айс-Фили» (сейчас — недействующее) — производителя мороженого, 30% которого в начале 2000-х приобрела «Гута», писал «Коммерсантъ».
Арендные ставки для White Studios всегда были рыночными, но невысокими — за счет того, что помещения были «разрушенными» и требовали полного ремонта, уверяет Ольховой: «На «Улице 1905 года» не было ни отопления, ни воды, ни электричества, ни окон. И меня это полностью устроило. Я мог зайти, сделать так, как мне нужно, и платить за это минимальную ставку аренды».
Он утверждает, что выбирал именно здания «Гуты», так как знал, что у компании было много конфетных фабрик и она только-только начинала сдавать в них неиспользуемые помещения. «Я был в контакте с отделом аренды «Гуты» и постоянно говорил: «Что у вас есть?» — вспоминает он. В группе «Гута» на запрос Forbes не ответили.
Семейное объединение
Со временем бизнес Ольхового стал выходить за рамки фотостудий: в 2014–2015 годах у White Studios появился магазин мебели Loft Design. Этот бизнес, как и фотостудийный, появился «в ответ на потребность», рассказывает Ольховой: «Занимаешься фотографией, тебе нужна студия — делаешь студии. В студиях тебе нужна мебель — делаешь мебель». Он вспоминает, что в то время на рынке мебели в России был либо «дикий люкс», либо экономичные общедоступные варианты. Средний же сегмент с яркой, дизайнерской, но при этом не сильно дорогой мебелью был свободен.
В Европе Ольховой наткнулся на магазин немецкого мебельного бренда KARE DESIGN и захотел привезти его в Россию по франшизе. Но связавшись с собственником, узнал, что опоздал, — франшизу KARE DESIGN уже открывал другой предприниматель из Санкт-Петербурга. В итоге Ольховой решил создать свой похожий бренд: съездил в Китай и Индию, познакомился с фабриками и уговорил одну из них продать ему образцы диванов, табуреток, столов и комодов с дефектами из шоурума. Таким образом, предприниматель смог сделать небольшой заказ, хотя фабрика работала только с оптовиками. Для продажи этой мебели он устроил винтажный маркет в студии на «Улице 1905 года». Товары «моментально» распродались — на ходовые модели Ольховой оформил новый заказ. Вскоре у проекта появился интернет-магазин.
По мере роста фотостудийного и мебельного бизнесов Ольховой становился серийным предпринимателем. С 2015 по 2018 год среди проектов группы White Studios появились бренды одежды Soeasy и «Кружок», барбершоп «5/8» и салон красоты It-Girls, цветочный магазин White Flowers и другие небольшие бизнесы. Предприниматель утверждает, что совмещать столько разных направлений было несложно, к тому же ему помогала семья. Например, Soeasy развивает бывшая жена Алексея Жанна Ольховая, в мебельном бизнесе участвует одна из его сестер, Людмила, а другая, Юлия, отвечает в White Studios за финансы, рассказывает предприниматель.
Источник Forbes, который ранее работал с Ольховым в одном из проектов, описывает бизнес White Studios как «семейное объединение». Он утверждает, что партнером предпринимателя по бизнесу выступает Илья Лапин. Собеседник называет его мужем одной из сестер Ольхового. Под ИП Лапина работают барбершоп «5/8» и салон красоты It-Girls, говорится на сайтах этих проектов. Однако, согласно СПАРК, в совладельцах юрлиц, зарегистрированных на Ольхового, он не фигурирует.
Основатель White Studios утверждает, что Лапин импортирует часть ассортимента для Loft Design. Детали сотрудничества по другим проектам он комментировать отказался. С самим Лапиным Forbes связаться не удалось. По данным СПАРК, он был или является совладельцем нескольких компаний, связанных в том числе с торговлей мебелью и строительством.
Ольховой не раскрывает, как финансово росли все его бизнесы. В интервью GQ он рассказывал, что «в какой-то момент [мебельный бизнес] перегнал все остальные проекты по уровню доходности». По данным СПАРК, выручка Loft Design в 2017 году составила около 18 млн рублей при прибыли в 1,2 млн рублей. А в 2019-м эти показатели перевалили за 105 млн рублей и 15 млн рублей. Студийный бизнес, как рассказывает предприниматель, со временем стал работать под «ИП Ольховой Алексей Викторович» — его финансовых результатов в открытых источниках нет.
Построить будущее
Еще одним драйвером роста бизнеса White Studios стали рестораны. Идея развивать их родилась «из потребности», рассказывает Ольховой. Поначалу он тестировал формат кофеен в студиях — под запрос клиентов-арендаторов. Потом решил открыть первую региональную фотостудию, совместив ее с кафе. Так в 2018 году в Казани появилось кафе-кондитерская So Sweet. По соседству с ним расположись шоурумы Loft Design и Soeasy, фотостудия White Studios и цветочная лавка White Flowers.
Ресторанный дебют не удался, признается предприниматель. So Sweet и соседствующие проекты работали в ноль вплоть до пандемии коронавируса в 2020 году. А потом их пришлось закрыть, чтобы не копить убытки. Ольховой разочаровался в региональной экспансии.
Неуспех, впрочем, не отбил у него желание попробовать открыть ресторан в Москве. Он решил расположить его рядом с фотостудией, помещение под которую нашел в центре Москвы, в Хохловском переулке неподалеку от метро «Китай-город». На этот раз Ольховой заключил, что нужно отдать площадь под ресторан в субаренду опытной команде, которая сделает из него популярное место. Случайно у Хохловского переулка он встретил Константина Самарина, одного из сооснователей расположенного неподалеку кафе One Teaspoon, с которым был знаком по фотостудийному бизнесу. Приятели договорились, что команда One Teaspoon — кроме Самарина, в ней были Светлана Бабий, брат и сестра Кирилл и Ирина Качеровы — возьмется за запуск ресторана в помещении, которое арендовал Ольховой.
В середине 2018-го партнеры из One Teaspoon (сейчас — Untitled) принялись за ремонтные работы. Но вскоре, как рассказывает Ольховой, сообщили, что хотят выйти из проекта. По его словам, это было связано с тем, что между сооснователями произошел внутренний конфликт.
Самарин отказался от комментариев. Кирилл Качеров в беседе с Forbes опроверг, что причиной разлада партнерства стал конфликт. По его словам, это произошло из-за того, что юридический статус помещения под Blanc был неясен. «На момент того, как ребята [из White Studios] взяли в аренду недвижимость в Хохловском переулке, здания под Blanc [в текущем виде] там не было. Там было небольшое строение — его расстроили, но не согласовали [с городом]. Нам говорили, что вопрос с согласованием уже почти решен. Но потом выяснилось, что ничего согласовано в обозримом будущем там не будет. Мы решили не брать на себя подобный риск, если объекта аренды нет на бумаге», — рассказывает Качеров.
Ольховой отрицает, что здания под Blanc ранее не было и что компания сталкивалась с какими-либо проблемами по согласованию этой постройки. «Здание было, но выглядело по-другому. Оно [впоследствии] было остеклено», — утверждает предприниматель. В ООО «Кванта Эстейт», которое Ольховой назвал арендодателем помещений в Хохловском переулке, тоже отрицают, что на территории, где расположен Blanc и студии White Studios, возводили новые постройки. «Здание [где находится Blanc] существует в текущем виде как минимум с середины XX века. Новое строительство на территории объекта культурного наследия запрещено законом, возможен только ремонт. Именно ремонт и осуществлен данным арендатором», — утверждают в компании.
В комитете государственного строительного надзора Москвы Forbes сообщили, что получать согласование разрешения на строительство необходимо только в случае, если оно капитальное. На ремонтные работы такое разрешение получать не нужно. В ведомстве не смогли подтвердить или опровергнуть информацию о том, что здание в Хохловском переулке, где расположен Blanc, перестраивалось или расширялось, так как не получали запрос на выдачу соответствующего разрешения. Forbes также направил запрос в Госинспекцию по имуществу.
Лавина популярности
Предприниматель решил открывать Blanc самостоятельно, но позвав управляющую компанию, которая будет отвечать за кухню. В качестве таких партнеров он пригласил основателей кафе Tilda Food&Bar Валерию Шулюмову и Павла Казьмина. Партнеры долго сомневались, входить ли в проект, но в итоге согласились. По словам Шулюмовой, они не знали, была ли согласована с городом постройка: «Это было на контроле у ребят, мы же собирались войти как управляющая компания [а не как арендатор]».
В конце 2018-го Ольховой открыл в Хохловском переулке фотостудии «White Хохловка», а в мае 2019-го — ресторан Blanc. В день открытия через него прошли 2500 гостей, а затем в сети стали появляться комментарии о том, что попасть в Blanc без двухчасовой очереди практически невозможно. Популярности способствовало в том числе сарафанное радио. Ольховой позвал на открытие друзей из фешен-индустрии — «достаточно публичных людей, за которыми многие следят в социальных сетях». А они рассказали о заведении на своих страничках.
За время работы в 2019 году, согласно СПАРК, Blanc принес более 67 млн рублей выручки и 11 млн рублей прибыли. Ольховой считает, что секретом успеха стала многофункциональность пространства. «Благодаря примыкающим студиям там можно делать дополнительные интерактивы: и вечеринки, и джазовые концерты, и уроки рисования. Просто ресторан — прикольно. А ресторан со вторым сюжетом — это что-то другое», — объясняет он.
Шулюмова называет Blanc «оазисом того, чего не было в Москве»: «Всем не хватало в центре города заведения с огромным двором в зелени, в коврах». Большую роль в популярности играли также ивенты, считает она: «Туда приходили больше на тусовки, чем на какую-то еду». Последнее стало причиной того, почему к концу 2019-го Шулюмова и Казьмин вышли из проекта. «Изначально мы рассчитывали, что это будет гастрономическое место с акцентом на еду, сервис. Но в итоге каждую неделю были вечеринки, а мы с этим ранее не работали, нам это тяжело давалось. У нас начали уходить люди: одно дело, когда ты подбираешь персонал на гастрономическую историю, а другое — когда они работают в ночь», — рассказывает Шулюмова.
Уход партнеров на финансовые показатели ресторана, судя по СПАРК, не повлиял. В 2020 году, несмотря на пандемию, выручка Blanc выросла до 110,8 млн, а прибыль — до 23,3 млн рублей. Шулюмова рассказывает, что большая часть управляющей команды, которую она с Казьминым подбирала, на момент их выхода осталась работать в заведении.
Новый вызов
Успех Blanc вдохновил Ольхового на развитие в столице формата ресторанов, объединенных со студиями. В марте 2020 года в партнерстве с Кириллом Качеровым он открыл ресторан для завтраков и вечеринок Beloque на «Трехгорной мануфактуре» (в 2021-м был закрыт из-за разногласий с арендатором), а в 2022-м появились у White Studios два новых заведения — Radio и нашумевший Yauza Place.
В последнем, чтобы избежать проблем с арендой, предприниматель решил найти партнера, «который бы гарантировал, что помещение не убежит». По данным СПАРК, совладельцами ООО «Яуза», под которым работает ресторан, кроме Ольхового, стали Карен Кананян и Наира Мелкумян. Кананян — фотограф, с которым Ольховой, по собственным словам, был знаком по фотостудиям. А Мелкумян является долгосрочным арендатором знания, где находится Yauza Place, и выступает партнером вместе с мужем, рассказывает предприниматель.
Основатель White Studios говорит, что партнеры суммарно вложили в открытие Yauza Place более 100 млн рублей. Концепция заведения отчасти повторила формат Blanc: ресторан в тихом дворе, соседствующий со студиями White Studios. Некоторые гости даже путают два проекта. «Это Blanc?» — спрашивает один из посетителей, которого журналист Forbes встретил у ресторана. «Это не Blanc, это Yauza», — отвечает его собеседник.
Ольховой считает первые месяцы работы заведения успешными и рассказывает, что особенно доволен «классными партнерами, которые сами многое контролируют». Финансовые показатели Yauza Place он не раскрывает, но отмечает, что пространство ресторана и студий уже пользуется популярностью у желающих провести мероприятие: к примеру, там уже праздновали свадьбу, 1 сентября и проводили музыкальный вечер.
Сейчас рестораны — один из якорных бизнесов White Studios, рассказывает Ольховой. Студийный бизнес, с его слов, напротив, «чуть-чуть прихерел»: зачастую студии арендовали под рекламную фото- и видеосъемку, а из-за последствий «спецоперации»* компании сократили свои рекламные бюджеты в том числе на съемки. Ситуацию спасают мероприятия, под которые также арендуют студии, говорит Ольховой: «Но тем не менее история [с фотостудийным бизнесом] схлопнулась раза в четыре».
Он отказался раскрывать общую выручку и прибыль группы. По данным СПАРК, в 2021 году юрлица, под которыми работают Loft Design, Blanc, одежные бренды Soeasy и «Кружок» и под которым работал Beloque, принесли более 430 млн рублей выручки и около 40 млн рублей прибыли. Комментировать эти показатели Ольховой тоже отказался.
Рост популярности Blanc и Yauza Place привел к тому, что предпринимателю, по его словам, стало поступать большое количество предложений по интересным локациям под открытие ресторана. Поэтому в его планах — запуск еще нескольких проектов, связанных с едой и мероприятиями. «Ресторанный бизнес сейчас живой, но только с интересной концепцией, — уверен Ольховой. — Я вижу смысл развиваться в нашей концепции вечериночных мест, где можно потанцевать». В похожей концепции он планирует открыть шоурум Loft Design — там будет ресторан и зона для офлайн-активностей.
Еще сильнее, чем рестораны, предпринимателя теперь привлекает «загородная усадебная тема». Он рассказывает, что давно хочет приобрести в Подмосковье небольшой дореволюционный особняк, вложиться в его реставрацию и адаптацию к современным нуждам. Отреставрировать и приспособить под «отель-коммуну» для аудитории проектов White Studios Ольховой хотел бы и одну из советских баз отдыха. Пока подобных объектов он не нашел, но сейчас активно занимается поисками и участвует в торгах. «Это для меня новый вызов», — признается бизнесмен.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.