Как и зачем получать сертификат MBA за границей в 2022 году
Согласно опросу бизнес-школы MIT Sloan, 36% выпускников программы MBA (магистр делового администрирования) в 2011 году запустили собственную компанию, из них 86% продолжали работать спустя три года. Из списка миллиардеров Forbes 400 за 2017 год программы MBA окончили 72 человека.
Цель программы по обучению деловому администрированию обычно — дать студентам навыки управления проектами, людьми, финансами и повысить личную эффективность. Программы MBA различаются в зависимости от опыта абитуриента и его профессиональных интересов. В моем случае целей было несколько. Во-первых, я осознал, что бизнес-знания, которые я получил через предпринимательский опыт, фрагментированные, разрозненные и неполные. Было ощущение, что мне необходимо их привести в порядок и структурировать, и я решил, что MBA для этого — оптимальный путь. Во-вторых, после неудачного опыта масштабирования бизнеса в Великобритании стало понятно, что надо подтягивать навыки взаимодействия с людьми и компаниями из англоговорящего мира — не только язык, но и знание культурного кода и специфики деловой коммуникации. Я решил, что с обеими этими задачами должно помочь бизнес-образование в международном вузе.
После опыта продаж в Великобритании в 2019 году выяснилось, что мы с британцами говорим совсем на разных языках. Не только в лингвистическом смысле, но и в культурном — бизнес-этика, скорость принятия решений, допустимая/приемлемая самостоятельность для менеджера и прочее здесь совсем другие. В результате мы поняли, что к следующей попытке масштабирования (мы запланировали выход в США) надо подготовиться более основательно, в том числе изменить продукт. А то время, которое на это потребуется, можно одновременно посвятить бизнес-образованию.
Я учился на Modular Executive MBA — эта программа создана для топ-менеджеров, предпринимателей и собственников бизнеса, которые масштабируют компании и нуждаются в расширении и дополнении своего опыта. Отдельная особенность программы — адаптированный под занятого менеджер график: блок очных занятий, четыре дня с пятницы по понедельник включительно, был один раз в месяц.
MBA помогает систематизировать и закрыть пробелы в знаниях. На занятиях много внимания уделяется практике: студенты разбирают реальные бизнес-кейсы, приветствуется разбор и обсуждение проблем собственной компании, можно искать пути развития и получать советы от звезд. Например, стратегию у нас преподавал Джанвито Ланзолла, он входит в топ-5 самых известных в мире экспертов по стратегии организаций и работал с такими компаниями, как Apple и Microsoft. Я считаю, что его курс был одним из самых полезных.
Помимо непосредственного обучения, программа дает возможность завести полезные знакомства с другими студентами и преподавателями. А после окончания MBA вуз открывает доступ к сообществу выпускников, что дает дополнительные возможности для нетворкинга и развития бизнеса.
Как выбрать подходящую программу и поступить на MBA
Выбирать программу нужно, исходя из своих целей: получить повышение на работе, вывод компании на зарубежный рынок или новые связи. Цели нужно соотнести с собственными возможностями: готовы ли вы потратить на эти задачи два года, регулярно летая за границу и заметно меньше времени проводя с семьей и собственной компанией.
После этого нужно выбрать страну: обучаться можно на любом континенте и почти в любой стране мира, в том числе и в России. Поскольку целью моего обучения было подготовиться к выходу на рынок США, мне важно было, чтобы школа была в англоязычной стране. Я хотел убить нескольких зайцев одним выстрелом: завести полезные знакомства, научиться работать с международными командами на английском и лучше понять рынок. Проходить обучение в США и летать каждый месяц через океан, чтобы провести там неделю на занятиях в состоянии жесткого джет-лага, я был технически не готов, поэтому выбрал промежуточный вариант — Великобританию.
После начала «спецоперации»* России на Украине ограничений на прием россиян на MBA в иностранные вузы, насколько я знаю, нет. По моим данным, в новом потоке Executive MBA в школе, где я учился — Bayes Business School в Лондоне, — было несколько русскоговорящих предпринимателей.
Технически можно получить MBA и в России: университеты пока выдают международные дипломы, но новые программы в России не запускают. Весной 2022 года крупнейшие ассоциации бизнес-школ — AACSB, Ассоциация MBA и Ассоциация выпускников бизнеса — объявили, что приостанавливают аккредитацию российских учебных заведений. Есть и другие проблемы в отечественном MBA, в том числе отъезд из страны ряда иностранных профессоров за последние полгода. Я в любом случае не рассматривал российские программы, потому что задачи с нетворкингом и изучением международного рынка они не решают.
Для выбора лучшего университета можно пользоваться рейтингами программ, например, тем, что составила Financial Times. После того как вы составите для себя шорт-лист из нескольких вузов по важным для вас критерием (я оценивал их по цене, рейтингу и требованиям к языку, чтобы точно уложиться), рекомендую написать их выпускникам. Я писал вхолодную выпускникам через LinkedIn и именно благодаря этому узнал например, что студенты Тель-Авивского университета недовольны качеством образования, а иностранные студенты в Израиле в целом жалуются, что им сложно влиться в сообщество местных ивритоговорящих предпринимателей.
Требования для поступления разнятся у каждого университета, но, как правило, все требуют апостилированный перевод диплома о высшем образовании, опыт работы после окончания обучения (для Bayes — от пяти лет). Дополнительно нужно приложить резюме, рекомендации от коллег или работодателей, мотивационное эссе и достаточный результат международного языкового экзамена — TOEFL или IELTS.
Сейчас сдавать IELTS в России нельзя: центры закрылись весной. Но россияне могут пройти экзамен за границей: например, в Армении, Турции или Грузии. Центры TOEFL тоже закрылись в России, но экзамен можно сдавать удаленно или в другой стране. К экзамену IELTS я системно готовился примерно год. Задания там довольно специфические, нужно научиться правильно понимать логику вопроса и отвечать быстро и правильно. У меня было три занятия в неделю, а кроме того, в период подготовки я вел активную переписку на английском языке с обязательным прогоном текстов через Grammarly и анализ ошибок там же и проводил по два-три интервью в неделю с британцами и американцами в Skype или Zoom. Я также слушал аудиокниги и смотрел фильмы и сериалы на английском. Первое время было очень сложно: приходилось ставить на паузу чуть ли не каждую минуту и записывать новые слова в Notes. Но через пару месяцев стал понимать практически все, а восприятие на английском на слух стало требовать гораздо меньше ментальных усилий.
По IELTS минимальный проходной балл в разных школах колеблется от 7,0 до 7,5 — и по моему личному опыту, если ваш балл ниже этого, вы действительно не сможете учиться. Я пришел в бизнес-школу с 7 баллами за IELTS, и этого едва хватало — из-за непривычных акцентов и сленга приходилось переслушивать некоторые лекции по несколько раз, чтобы до конца разобраться в материале. Впрочем, через два-три месяца я адаптировался и стало значительно легче.
Некоторые вузы предлагают гранты или стипендии на софинансирование обучения. Как правило, программа заинтересована в том, чтобы поддерживать людей с разным опытом, поэтому в эссе и на собеседованиях нужно рассказывать о том, чем конкретно вы будете полезны и какими знаниями сможете поделиться с однокурсниками. В моем случае школа была заинтересована в моем предпринимательском опыте — на нашем курсе из 40 человек предпринимательский опыт был только у троих, поэтому мне удалось получить стипендию (читай — скидку) в 25%.
Чего ожидать от обучения
В Bayes обучение логически разделено на две части: в первый год студенты изучают фундаментальные дисциплины: маркетинг, финансовые рынки, бухгалтерия, стратегия, психология поведения сотрудников. По каждому предмету были экзамены после первого и второго семестров. Экзамены, как мне показалось, достаточно трудные. Есть проходной балл (50 из 100) и одна попытка пересдать. Если не пересдал, то ученый совет решает, что с тобой делать. У нас до выпуска дошла примерно половина курса, но большая часть отсеялась по причинам, не связанным с успеваемостью: коронавирус, работа, семейные проблемы и так далее.
Во второй год обучение смещается к практике: студенты готовят дипломную работу и посещают предметы по выбору, например «Как устроена Кремниевая долина» и «Выстраивание бренда и реклама».
Лекции идут четыре дня подряд раз в месяц — по выбору в офлайне или Zoom. Во время локдауна в Лондоне все занятия были только в Zoom. На протяжение этого месяца к занятиям нужно готовиться — прочитать рекомендованную теорию и бизнес-кейсы, иначе есть риск не получить львиной доли пользы от лекции, оказавшись «не в теме». После лекций дают домашнее задание, основанное обычно на реальном бизнес-кейсе компании кого-то из студентов группы. Группы формируются на полгода, в группе обычно пять-семь человек, совсем разных с точки зрения опыта и культурного кода. Например, я обнаружил, что лучше не шутить с девушками-мусульманками. Они совершенно по-другому понимают юмор и считывают намерения, можно легко оскорбить человека. Очень сложно понять и настоящий настрой британца — они всегда максимально вежливые и корректные, их реальное мнение приходится угадывать по косвенным признакам. Например, если они хвалят что-то с подробным перечислением, что именно понравилось, значит, скорее всего, действительно понравилось. А если просто говорят great, значит, что-то пошло не так. Пример задания — проанализировать стратегию компании и дать конкретные рекомендации по улучшениям. Основная часть курсовых — плод коллективной работы. Студенты распределяют обязанности и зоны ответственности между собой, и каждая группа управляет процессом по-своему.
В среднем на домашние задания и изучение литературы в промежутках между занятиями, по моему опыту, нужно выделять 4-10 часов в неделю. Дополнительно проходят групповые созвоны, где участники дают обратную связь друг другу и обсуждают текущие результаты.
Программа обучения построена очень интенсивно, при этом академизма минимум. Основной упор делается на практическое применение знаний, в том числе студенты проходят практику в реальных компаниях, например, меня с группой отправили в исландскую компанию Bravo Earth — стартап, который помогает компаниям автоматизировать процессы, связанные с ответственным ведением бизнеса (ESG). Мне, правда, запретили въезд в Исландию — власти Эстонии в какой-то момент решили, что я politically exposed person («политически значимое лицо») и закрыли мне въезд в шенгенскую зону(потом, правда, разобрались и запрет сняли), так что пришлось работать через Zoom. Спасибо группе, помогли.
Готовых ответов на занятиях преподаватели не дают, а от обучающихся ожидают, что те самостоятельно найдут решения, проанализировав учебные материалы и кейсы. Лекции очень емкие, их цель — не пересказать теорию из учебника, а задать каркас и основные понятия, чтобы студент понимал, где и по каким словам нужно искать информацию. Многие из них фактически были интерактивными занятиями: например, я участвовал в игре «Покупка и поглощение», где несколько конкурирующих компаний (групп студентов) пытались купить и интегрировать компанию-цель, конкурируя между собой в условиях биржевых торгов.
Самая крупная часть второй половины программы — так называемый Business Mastery Project, фактически диссертация. В своем MBA я, например, исследовал, как выводить Mindbox в США: проанализировал рынок, в том числе возможности и риски для бизнеса, а также изучил конкурентов и провел интервью с их клиентами и выработал стратегию входа на рынок. Результатами этой работы я сейчас и пользуюсь.
Поскольку все проекты, кроме итогового, делают совместно, то в процессе студенты учатся работе в команде: как использовать сильные стороны каждого и обойти слабые. За результат, соответственно, тоже отвечают все — либо вместе выигрывают, либо проигрывают. Навыки работы с малознакомыми людьми из другой культуры на английском в условиях сурового временного давления и плохо известной темы я оцениваю как исключительно полезные.
Ключевой результат для меня — полезные связи. После окончания программы один из студентов захотел подключить Mindbox для своего бизнеса — розничной компании в Великобритании.
Помимо этого, пришло понимание, что для развития компании за рубежом критически важно изучать культурный код и особенности региона. Предпринимателю не так важно идеальное знание языка, как умение договариваться с командой, давать обратную связь и брать на себя ответственность за решения. При этом нужно постоянно проверять, что тебя правильно поняли: из-за разного менталитета отличия могут быть значительными. Однажды у меня была очень скучная задача — изучить данные о продажах одного ретейлера. Вдвоем тут делать нечего, и я так и объяснил сокурснице-итальянке. А она всерьез расстроилась, так как решила, что я не хочу с ней вместе работать.
Несколько неожиданным для меня оказалось, что MBA в хорошей бизнес-школе вполне может стать трамплином для релокации в другую страну и начала корпоративной карьеры за рубежом. Выпускники Bayes MBA пользуются огромным интересом у HR, и большинство из студентов, которые были готовы рассматривать новые офферы на работу в Великобритании, насколько я знаю, их получили.
В целом, я бы сказал, такое образование нужно в первую очередь таким группам студентов:
- предпринимателям, которые хотят переосмыслить и структурировать свой опыт или запуститься на новом рынке;
- менеджерам в поиске карьерного роста или возможностей переезда в другую страну;
- всем, кто «ищет свое место в жизни».
У нас на курсе была виолончелистка, которая помогла вернуть к жизни Лондонский Королевский оркестр, увидела в себе менеджера и пришла на MBA поучиться базовым дисциплинам и понять вообще, ее это история или не очень. В любом случае, каждому нужно отталкиваться от собственных целей и того, насколько MBA поможет их решить.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.