В России почти на 60% вырос спрос на покупку готовых отелей и баз отдыха
В Avito за январь-июль 2022 года зафиксировали рост спроса на покупку готового бизнеса — отелей и баз отдыха — на 57% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом за первые семь месяцев 2021-го спрос на покупку аналогичных объектов вырос всего на 16% год к году, говорят в сервисе.
Бурный рост интереса к приобретению отелей в 2022 году связан прежде всего с увеличением популярности внутреннего туризма, считает руководитель макрокатегорий «Готовый бизнес и франчайзинг» и «Оборудование и товары для бизнеса» на Avito Илья Дудковский. По его словам, этот тренд усиливают ограничения на зарубежные поездки, существующие в последние два года, и развитие государственных программ по поддержке внутреннего туризма. Среди последних Дудковский называет программу туристического кешбэка, запущенную Ростуризмом в 2020 году, и программу компенсации расходов перевозчиков на организацию полетов внутри страны, которую запустили по распоряжению правительства в этом году.
Наряду с трендом на внутренний туризм в России есть «острая нехватка качественных объектов инфраструктуры», говорит Дудковский. По его мнению, именно к покупке готового бизнеса предпринимателей подталкивают высокие трудозатраты на постройку отелей с нуля. Впрочем, с февраля по июль 2022 года выросло и количество ИП и юрлиц, работающих по коду ОКВЭД 55.1 (деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания) или его дочерним кодам, рассказали Forbes в компании «Контур». По ее данным, рост в этой категории за февраль-июль составил 6,4% и превысил рост общего числа ИП и юрлиц в России за тот же период.
По статистике Avito, в регионах основной спрос формируют небольшие экоотели, глэмпинги и турбазы. Предложения варьируются от нескольких сотен тысяч рублей при формате соинвестирования в отельный бизнес до десятков миллионов рублей при покупке готового отеля с инфраструктурой. В Московской области спрос формируют более крупные спа-отели и комплексы стоимостью от нескольких десятков миллионов рублей до 1–2 млрд.
Регионами-лидерами по росту спроса на приобретение гостиничного бизнеса за семь месяцев 2022 года, согласно статистике Avito, стали Республика Алтай (+237% год к году), Челябинская область (+210%), Свердловская область (+170%), Башкирия (+131%) и Красноярский край (+108%). «Алтай всегда пользовался популярностью — и не только среди внутренних туристов — благодаря природным красотам, — рассуждает Дудковский о причинах привлекательности гостиничных объектов в регионе для покупателей. — Что касается остальных направлений, то тут играет роль набирающий обороты интерес к локальному туризму, когда жители того или иного региона стараются найти подходящие для себя варианты отдыха в своей или соседних областях». По его словам, все регионы из топ-5 являются густонаселенными, со «значительной относительной долей платежеспособного населения».
Спрос на приобретение качественных гостиничных объектов будет оставаться стабильным в перспективе следующих нескольких лет, прогнозирует Дудковский. Основной рост, по его мнению, придется на сегмент небольших бюджетных гостиниц и отелей среднего ценового сегмента в регионах, которые ориентированы на обслуживание российских туристов.