Бустер в эфире: как двоечник из Москвы заработал на стримах $2,4 млн
Летом 2021 года на интервью для канала Forbes Digest на черном кабриолете Mustang приехал молодой парень в очках, желтой футболке и белой повязке Nike на голове. «Слава Бэброу», — представился он, здороваясь с ведущим канала. На вопросы о деньгах Слава Бэброу (он же Вячеслав Леонтьев, Buster, «Полковник Бустеренко» и «Боевая единица») отвечал крайне неохотно и заявил, что материальных целей у него нет. «Мне купить вообще нечего, я не знаю, что можно купить в этом мире», — признался стример. По его словам, он не почувствовал себя богатым даже после заключения амбассадорского контракта с BMW и «самого жирного месяца» в его карьере, за который стример заработал до 20 млн рублей. А ведь всего два года назад стримы Славы смотрела лишь пара сотен человек, а о рекламных контрактах не шло и речи.
«Пощупал первые бабки, понюхал, так сказать» — так Слава характеризует период локдауна из-за пандемии коронавируса весной 2020 года. Если в марте 2020 года средний онлайн (количество просмотров эфира) стримера составлял 11 000 зрителей, то уже в мае он достиг 35 000. Но чем Бустер так зацепил своих зрителей? Эпатаж — самое подходящее слово для описания его манеры. Крикливый и эмоциональный Слава был новинкой для российской Twitch-аудитории, а смешные нарезки с ним разлетались по интернету, еще больше расширяя фан-базу. Так, в начале мая 2020 года Бустер стримил с друзьями гоночную игру Wreckfest и в процессе игры очень громко кричал, забыв про открытое окно в квартире. Вызванный соседями наряд полиции рассказал стримеру, что люди подумали, что в квартире кого-то насилуют. На YouTube этот эпизод посмотрели более 600 000 человек.
На стримера быстро обратили внимание рекламодатели. И если в 2020 году Бустер набирал обороты, то в 2021 году уже стал бесспорным лидером среди российских стримеров по числу подписчиков и до сих пор продолжает удерживать первенство. На чем зарабатывает стример?
Прямая трансляция
Основной инструмент заработка стримеров — Twitch. Сервис, созданный в 2010 году американской компанией Twitch Interactive, позволяет вести трансляции в реальном времени. Наибольшую популярность платформе принесло то, что фанаты могут в прямом эфире общаться со стримерами. Контент в Twitch самый разнообразный: блогеры играют в игры, плавают в бассейнах, готовят еду, играют в казино, ездят на машинах, путешествуют и даже спят на трансляциях. Самая популярная площадка на платформе — Just Chatting. По итогам 2021 года стримы на Just Chatting смотрели 2,9 млрд часов, следует из данных аналитического портала Streams Charts.
Бустер зарегистрировал аккаунт на Twitch в 2015 году, но проведя несколько трансляций, забросил его и вернулся на платформу только в 2019 году. Слава транслировал исключительно игры CS:GO и Fortnite. В марте 2020 года среднее число зрителей перевалило за 10 000, по данным аналитического портала TwitchTracker. В это же время у него появляются первые рекламные контракты. Резкий рост популярности начался весной 2020 года во время локдауна. Среднее количество зрителей его трансляций превысило 30 000, а вместе с ним росло количество подписчиков и рекламодателей. Рост аудитории Бустера продолжается до сих пор. В августе 2021 года он первым в России набрал 2 млн подписчиков на Twitch, а в июне 2022 года их было уже на 1 млн больше.
На Twitch у стримера есть два способа заработка. Первый — платные подписчики, второй — реклама. Подписку, которая открывает доступ к общему чату и особым стикерам, может приобрести любой желающий. Цена одной платной подписки составляет от $4,99 до $24,99. Намного больше денег стримерам приносит реклама. Основной тип рекламных интеграций на трансляциях стримера — 30-дневное брендирование. Слава размещает на своем экране баннеры с брендом. Всего за одну трансляцию таких баннеров может быть несколько штук.
По нашим подсчетам, с сентября 2019 года (тогда у стримера появились первые платные подписки) реклама принесла блогеру $1,134 млн, платные подписчики добавили к этой сумме $65 000.
По словам основателя HypeAgency Григория Зорина, крупнейшие рекламодатели на рынке Twitch — Head & Shoulders, Gillette и букмекерские конторы. Их интерес связан с тем, что основная аудитория стримеров на платформе — молодые парни, говорит эксперт. Также Зорин отмечает, что стримеры были крайне востребованы у крупных зарубежных рекламодателей до начала «спецоперации»* России на Украине. После многие из них отказались от продвижения через российских стримеров, к примеру, так поступили производитель смартфонов Honor и производитель техники Lenovo.
Бустер — амбассадор букмекерской конторы BetBoom, производителя игровых девайсов SteelSeries, игровых мониторов LG, игровых устройств HyperX, он также входит в геймерский альянс Gillette. У стримера также был контракт на амбассадорство с BMW в 2021 году. Forbes подсчитал, что на таких контрактах Слава заработал $381 000.
Многостаночник
Главным трендом для инфлюенсеров по всему миру стала кросс-платформенность, и стримеры в этом смысле не отличаются от коллег по рынку. У Славы есть аккаунты в Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) и YouTube. В Instagram у Бустера 1,8 млн подписчиков и, несмотря на большое количество фанатов, рекламы там немного. Основные рекламные интеграции стримера — дезодорант AXE, жвачка FIVE и чипсы Doritos.
На Youtube у Славы два канала «Buster» и «Buster играет», зарегистрированные в августе 2019 года и августе 2020-го соответственно. Суммарно у каналов более 3,4 млн подписчиков. Основные рекламные интеграции на каналах — сайты, на которых игроки могут выиграть дорогие скины на оружие в CS:GO, WarThunder, OldSpice, Crossout и т.д. Стример зарабатывал на монетизации своих каналов, но 1 марта 2022 года YouTube отключил ее для российских пользователей. В январе 2022 года Бустер рассказал, что купил Mercedes-Benz AMG GT 63 стоимостью 15 млн рублей, но быстро отбил деньги за покупку, став в феврале и марте амбассадором двух игровых брендов.
Instagram и YouTube не являются основными источниками дохода стримера. Слава редко размещает рекламу в своих аккаунтах. По нашим подсчетам, два канала принесли Бустеру $261 000, а на рекламе в Instagram он заработал $32 000.
Второй по значимости источник дохода стримера — собственный сервер на платформе GTA 5 (игра из серии Grand Theft Auto). На серверах геймеры могут играть онлайн друг с другом, покупать внутриигровую валюту и товары. Бустер создал свой сервер в июле 2020 года совместно с разработчиками одного из крупнейших GTA-проектов Majestic. По нашим подсчетам, на нем он заработал $481 000. Первые платные подписки у Вячеслава Леонтьева появились в сентябре 2019 года, с тех пор, по оценке Forbes, он заработал $2,35 млн. «Сам я стримы никогда не смотрел, — признавался он в интервью Forbes Digest. — Почему смотрят стримы — вопрос не ко мне». На вопросы для этой статьи он не ответил.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.