«Умри или родись заново»: почему топ-менеджеру сейчас тяжело найти работу
Происходящие в мире и России события трансформировали рынок труда, и наем управленцев не стал исключением. Первыми реакциями российских топ-менеджеров на февральские события были незамедлительный выезд в другие страны вместе с семьями, увольнение из компаний, которые попали в санкционные списки, продажа имущества в Европе и США и возврат детей из зарубежных вузов. Спустя несколько месяцев уехавшие люди частично вернулись или задумались о возвращении, поскольку их переезд не был тщательно спланирован, продуман, у них нет достаточной финансовой подушки. Соответственно, рынок труда пополнился новыми кандидатами из числа вернувшихся, а также теми, кто был сокращен российскими или ушедшими из страны зарубежными компаниями.
Однако вакансий для топов больше не стало. Мы постоянно собираем информацию с клиентов-работодателей, кандидатов и ведем сквозную аналитику. По данным нашего агентства, с февраля 2022 года количество вакансий уменьшилось по сравнению с прошлым годом на 15%. Устроиться на работу стало сложнее не только из-за возросшей конкуренции, но и потому что работодатели стали тщательнее отбирать кандидатов. С какими проблемами теперь сталкиваются руководители, выходя на рынок труда, и почему соискателям чаще всего отказывают?
Рынок работодателя
Последние восемь месяцев HR-службы компаний и рекрутинговые агентства сталкиваются с интересной тенденцией. На одну вакансию гендиректора, размещенную на сайте HeadHunter, может прийти от 160 до 600 откликов, а количество резюме на руководящие должности, по данным SunPeople Executive search, в среднем выросло на 30–60%. К маю-июню 2022 года рост ускорился: теперь желающих сменить место работы увеличилось еще на 25%. На рынок частично вышли кандидаты из уходящих с российского рынка компаний, те, кто вернулся в Россию, но уже успел уволиться, и те, кого российские компании решили сократить или заменить.
После 24 февраля мы наблюдаем также отраслевые и функциональные перекосы. В одних направлениях качественных (с хорошей планомерной карьерой без перекосов и частой смены работы, либо перерывами в опыте более двух лет) кандидатов стало меньше. Речь идет о руководителях по стратегии, директорах по качеству, директорах заводов, финдиректорах и юристах. При этом в этих же направлениях на 4% выросло количество отказов от полученных оферов (предложений о работе. — Forbes). Кандидаты пытаются пересидеть турбулентное время, да и в текущих компаниях их ценят, делая при необходимости контроферы. В других же направлениях — маркетинге, логистике, закупке, продажах, HR — количество качественных кандидатов, напротив, увеличилось в несколько раз.
Эти тренды позволяют говорить о следующем: если в ковидные годы в России был рынок кандидатов, и работодатели даже соревновались друг с другом в успехе привлечения лучших, то сейчас — рынок работодателя. Количество резюме кратно увеличивается, при этом руководители стали более требовательны в своем выборе компании для будущей карьеры и собственного развития — желающих работать на одном месте не менее 3–5 лет стало на 21% больше.
На все готовенькое
Изменились и требования работодателей к потенциальным руководителям. Если в 2021 году частым поводом для отказа был узкий отраслевой опыт или длительная работа в структуре одной компании, то к маю-июню 2022 года мы всё чаще встречаем вакансии с требованиями к опыту в конкретной отрасли, и в 35% случаях это именно обязательное условие. Кроме того, возросло количество пожеланий к поиску людей из конкретного списка международных компаний. Например, в сфере FMCG и ретейла — из компаний Henkel, IKEA, Decathlon, L'Occitane, SAP и других. Длительная работа в структуре такой компании теперь является скорее большим плюсом, чем минусом.
Одним из оснований для отказа по резюме становится неидеальный опыт: например, если кандидат работал много лет в ретейле в сфере бытовой техники и электроники, руководил определенным форматом магазинов, но с продуктами питания и собственными производствами не сталкивался уже более пяти лет. В таком случае компания, имеющая собственное производство продуктов питания, вряд ли возьмет его к себе. Кандидатам с опытом развития бизнеса в странах Европы и СНГ более 3–5 лет тоже сейчас часто отказывают — в приоритете у работодателей опыт работы с Ближним Востоком, Китаем, Индией, странами Азии.
Также работодатель всё чаще откладывает в долгий ящик резюме с длительным периодом отсутствия занятости (с 2019 или 2020 года), несмотря на то что кандидаты часто просто предпочли перейти на другие форматы работы и занятости, в связи с COVID-19, а сейчас готовы покорять новые горизонты. По-прежнему не является плюсом для бизнеса и безупречный послужной список в государственных органах и корпорациях.
То есть спрос сейчас есть на готового сотрудника, которого не нужно обучать и адаптировать к новым условиям, ожидая, пока он станет эффективным. Сложно доказать компаниям, что люди с неидеальным резюме на текущий момент — самые мотивированные на новую работу. Как правило, они отдохнули, не нервничают и заинтересованы в постоянном доходе.
Проблемы «матерых» топов
По-прежнему очень часто работодатели, отказывая кандидату на руководящую должность, объясняют причину его сверхквалификацией. Но рекрутеры и агентства редко объясняют корневую проблему неудачи, ограничиваясь общими фразами и заканчивая на этом обратную связь. Добивайтесь детальной и развернутой обратной связи — это поможет понять реальное положение дел. Возможно, причина вовсе не в вас.
Сверхквалификация или избыточная для данной позиции квалификация для хедхантеров часто обозначают косность мышления, жесткий стиль управления, ограниченность взглядов и неумение слушать других сотрудников.
Интересная тенденция состоит в том, что вырос спрос на «матерых» топов. В наше агентство в период с 1 марта по 15 июня 2022 года пришло 16 запросов с пожеланием, чтобы кандидат на позицию гендиректора был не моложе 42 лет. Для сравнения, за весь прошлый год готовность рассматривать гендиректоров такого возраста была всего в 14 заявках. При этом опытные кандидаты на 17% чаще стали проходить по верхней границе или даже выходить за рамки зарплатной вилки и бонусной системы, которые предлагают работодатели. Последние с 24 февраля заметно снизили свои зарплатные возможности и, судя по всему, пытаются заполучить хороших сотрудников, но значительно дешевле рынка. Но на самом деле такие «экономные» оферы несут риски для самого работодателя — получая недостаточную зарплату, сотрудник быстро потеряет мотивацию. Человек с солидным опытом и багажом отраслевых знаний не может цениться так же, как молодой кандидат.
В том числе из-за сложностей, связанных с переговорами о зарплате, срок поиска работы управленцами и руководителями вырос от восьми до 14 месяцев. Поэтому не стоит расстраиваться и бичевать себя за то, что к 1 сентября или через шесть месяцев после начала поиска работы должность не нашлась.
Зрелому кандидату можно рассматривать молодежные проекты, например, в сфере управления стартапами — для участия в качестве внешнего консультанта. Но не в долгосрочной перспективе. В качестве наемного менеджера такой эксперт в перспективе будет слишком дорог. Обратите внимание на более масштабные проекты в крупном и среднем бизнесе.
В поисках антикризисных менеджеров
Всегда одной из самых распространенных причин отказа работодателя от найма была неудачная самопрезентация соискателя. Но сейчас эта причина стала встречаться почти вдвое чаще. После 24 февраля через каждого человека стало проходить слишком много информации — настало время фильтрации.
Измеряя концентрацию внимания современного человека в 2015 году, корпорация Microsoft выяснила, что в среднем она сохраняется 8,25 секунды. Если за это время рекрутер или наниматель не зацепиться взглядом за ваш «крючок» в резюме или сопроводительном письме, то вряд ли вновь обратит на них внимание. Многие рекрутеры и работодатели не читают более двух страниц резюме, если в нем нет фокуса или обязанности описаны общими словами, кандидат не приводит цифры, на которые повлиял на предыдущем месте работы, он каждый год менял работу или не работал более двух лет и не объясняет, с чем это было связано.
Главное, что должны прочитать о новом кандидате в сопроводительном письме (если оно необходимо), — сколько лет он работал в сфере или отрасли; есть ли у него MBA; каких оборотов или выручки достигла компания, которую он создал или в которой работал (если это не конфиденциальная информация); каков был ее максимальный общий штат и какая численность была у команды, которой руководил кандидат; какие у него сильные навыки; есть ли у него важные сертификаты и лицензии (они бывают нужны для финансистов, директоров по инвестициям и юристов).
Февральские события сделали людей ещё более требовательными к получаемой информации. Поэтому ваше резюме должно быть живым и сфокусированным, но при этом не мимикрировать под саму вакансию, чем очень часто грешат кандидаты, просто копирующие описание вакансии в описание своего опыта.
Нужно обязательно подготовить портфолио внутренних или внешних проектов, если такие были. Особенно актуальны сейчас антикризисные и стратегические блоки, способность ориентироваться в текущей повестке. Мир слишком быстро меняется, с февраля 2022 года многие компании живут под девизами: «Меняйся сам, меняй компанию, учитесь вместе пилотировать с отключенной навигацией и автопилотом» и «Умри или родись заново». Те же девизы применяют к новоиспеченным сотрудникам и потенциальным кандидатам. Работодатели все чаще интересуются не просто информацией в формате «задача-результат», а тем, что и как делал потенциальный руководитель, как он управлял командой и мотивировал сотрудников, как решал конфликтные и кризисные ситуации и так далее.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора