Шутки кончились: как изменилась аудитория популярных российских комиков с 24 февраля
В начале марта 2022 года Роскомнадзор заблокировал Facebook и Instagram, а затем Тверской суд в Москве признал их владельца, компанию Meta, экстремистской организацией. На этом фоне российские инстаграмеры массово стали переходить в другие соцсети — прежде всего, «ВКонтакте» и Telegram. Последний в первые недели марта стал самым популярным мессенджером в России, обойдя WhatsApp, принадлежащий Meta.
Миграция, впрочем, почти не коснулась комиков — из всех доступных соцсетей они по-прежнему предпочитают Instagram. Официальные аккаунты во «ВКонтакте» есть не у многих, а активно ведут свои каналы в Telegram только Азамат Мусагалиев и Павел Воля. «Тяжело заново копить аудиторию, это серьезный и принципиальный шаг — взять и отсечь прошлое и начать с нуля. Не всем хочется это делать, плюс, возможно, не все понимают, как продвигать себя в других соцсетях, и пока с этим не разберутся, не хотят ничего менять», — объясняет основатель инфлюенс-агентства Hype Agency Григорий Зорин.
Большинство российских комиков обрели популярность за счет телевизионных проектов или YouTube-шоу и оттуда перевели свою аудиторию в Instagram, говорит управляющий директор агентства Invite Роберто Панчвидзе: «Для них площадка не была основной в плане творчества, но являлась неплохим подспорьем для того, чтобы поддерживать контакт с аудиторией, анонсировать новые проекты, развивать собственный бренд». По его словам, с конца февраля 2022 года «общая повестка и настроения» заставили многих комиков приостановить свою деятельность в соцсети. «Для юмористов это было не лучшее время, чтобы создавать развлекательный контент», — констатирует он. Однако часть комиков продолжили вести Instagram с прежним контентом или высказываться о российской «спецоперации»* на Украине.
Forbes решил узнать, как изменилась аудитория популярных российских комиков и юмористов в Instagram с 24 февраля 2022 года. Чтобы составить выборку для анализа, с помощью сервиса Yandex Wordstat мы подсчитали количество поисковых запросов, включающих имя и фамилию комика (например, «Нурлан Сабуров» или «Сергей Орлов») с 1 января 2022 года. Параллельно мы составили топ-10 комиков, чья аудитория в Instagram с начала «спецоперации» количественно изменилась (приросла или уменьшилась) сильнее всего. В нашу выборку из шести комиков вошли те, кто оказался сразу в обеих «десятках» — по поисковым запросам и изменению аудитории. Для анализа изменения количества подписчиков, а также частоты публикаций и индекса вовлеченности пользователей (от англ. engagement rate, сокращенно ER) мы использовали данные сервиса аналитики соцсетей LiveDune и открытую информацию из профилей в Instagram. Комики расположены в порядке убывания количественного изменения аудитории (разницы между подписавшими и отписавшимися) в ту или иную сторону с 24 февраля по 14 июня.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.