Экономьте деньги и места на спасательных шлюпках: гид по выживанию для стартапов
В течение последних недель сразу несколько крупных фондов и акселераторов выпустили для своих портфельных стартапов апокалиптические прогнозы про грядущий небывалый кризис, в котором привлекать инвестиции будет практически невозможно, а тратить деньги придется более вдумчиво, чем обычно. «Каждый венчурный фонд сейчас составляет свою собственную памятку по «черным лебедям», — пишет TechCrunch, имея в виду придуманную Нассимом Талебом формулу для непредвиденного масштабного кризиса.
Представитель венчурной компании Pear VC Мэтт Бирнбаум в интервью New York Times сказал, что компаниям сейчас придется более тщательно соизмерять свои ожидания с оценкой своей стоимости на рынке. «Если вам 35 лет или меньше и вы работаете в технологическом секторе, вы, по всей вероятности, пока еще не сталкивались с падающим рынком, — говорит он. — Вы привыкли к тому, что рынок непрерывно растет, и ваша карьера вместе с ним». Эта ситуация, пугают гуру инвестиций, сейчас неизбежно изменится.
«Если вы основали свою компанию в последние пять лет, вам стоит поставить под сомнение ваше представление о том, что такое норма в мире венчурных инвестиций, — предостерегает акселератор Y Combinator. — Ваш опыт в привлечении инвестиций, скорее всего, отличается от нормы, и в будущем вам будет намного сложнее находить инвесторов». В своем письме основателям компаний, которые проходят сейчас обучение в акселераторе, Y Combinator оптимистично написал: «Чтобы занять значительную долю рынка в условиях экономического спада, достаточно просто выжить». Что же рекомендуют инвесторы?
Управляющий директор Redpoint Ventures Томаш Тунгуз в интервью CNBC сказал, что многие венчурные инвесторы советуют своим портфельным стартапам убедиться, что у них в распоряжении достаточно денег в распоряжении, чтобы продержаться на плаву как минимум два года.
Фонд Lightspeed Venture Partners, среди громких успехов которого вложение в Snap, в своем посте на платформе Medium пишет, что «времена взлета, который мы наблюдали в последние десять лет, однозначно прошли». Он отмечает, что CEO придется в ближайшее время принимать болезненные решения, чтобы сохранить свои компании в «бурных водах»: «Многим придется пойти на компромиссы, которые они еще несколько месяцев назад сочли бы немыслимыми». Венчурный фонд рекомендует среди прочего отказаться от всех неключевых для бизнеса видов деятельности. В частности, Lightspeed призывает руководителей компании рассмотреть все свои статьи расходов и ответить на вопросы:
- Действительно ли это способствует росту бизнеса?
- Насколько это сложно?
- Каков размер потенциальной выгоды от этих расходов и на каком временном горизонте?
- Насколько высок риск, что эта возможность ускользнет, если не инвестировать в ее реализацию прямо сейчас?
Сэм Лессин из Slow Ventures в своем посте в Twitter, описывая перспективу привлечения посевных инвестиций в ближайшие несколько лет, порекомендовал стартапам придерживаться максимально простых и очевидных бизнес-моделей, так как инвесторы будут сейчас искать именно их и реже будут вкладываться в стартапы без полной уверенности в прибыльности.
Y Combinator рекомендует готовиться к худшему, а для этого «в ближайшие 30 дней сократить расходы и увеличить свой runway (срок, в течение которого они могут «выжить», не привлекая дополнительный капитал. — Forbes)». Тем, кто не рассчитывает справиться с надвигающимся кризисом за счёт имеющихся средств, Y Combinator рекомендует не отказываться от предложений новых или уже существующих инвесторов, если прямо сейчас они есть. «Имейте в виду, что количество встреч, которые инвесторы назначают, не уменьшится пропорционально тому, как снизится объем их инвестиций, — предупреждает Y Combinator, — Легко поддаться обманчивому впечатлению, что тот или иной фонд активно инвестирует, когда на самом деле это не так».
Самый подробный гид по выживанию в преддверии «суровых испытаний» выпустила венчурная компания Sequoia, которая вкладывала деньги на ранних стадиях в такие компании как Google, Apple и Airbnb. Ее 52-страничную презентацию опубликовало издание The Information. Sequoia предупреждает, что быстрого восстановления нынешнего спада рынка ждать не стоит: «Мы ожидаем, что спад на рынке повлияет на поведение потребителей, рынки труда, цепочки поставок и многие другие факторы. Впереди будет более длительное восстановление, чем после пандемии. Хотя мы не можем предсказать, насколько длительным будет процесс восстановления, мы можем вам посоветовать, как подготовиться и дожить до его завершения».
Sequoia призывает в первую очередь научиться приспосабливаться к меняющейся реальности: «Выживает не самый сильный, не самый умный, а тот, кто быстрее всех реагирует на изменения». Те компании, которые быстрее всех аккумулируют достаточный для эффективной работы капитал, с наибольшей вероятностью переживут «спираль смерти». Фонд также советует стартапам сокращать расходы — в частности на НИОКР и маркетинг — и требовать от команды полной преданности, а тех, кто на этот призыв не откликнется, «вежливо попросить покинуть спасательную шлюпку».
Sequoia настаивает, что «выдавать желаемое за действительное — это пустая трата времени», а вспоминать «старое доброе время» в надежде, что оно вернется, не стоит. В то же время фонд призывает «соблюдать баланс реализма и оптимизма» и «контролировать то, что вы можете контролировать».
Практически все инвесторы пытаются уравновесить свои предостережения призывами к разумному оптимизму и напоминаниями о том, что кризис всегда открывает для кого-то новые возможности. Lightspeed отмечает, что технологический прогресс будет продолжаться вне зависимости от того, что происходит на рынке. Партнер фонда Lux Capital Дина Шакир в интервью CNBC сказала: «Несмотря на все мрачные прогнозы конца света, мы сохраняем оптимизм и верим в инвестиции в технологические компании нового поколения».
Y Combinator призывает помнить, что «многие из ваших конкурентов не смогут как следует спланировать свои действия, будут тратить слишком много денег и поймут, как плохи их дела, только когда начнут пытаться привлечь очередные инвестиции». Это должно вселить в фаундеров, которым адресовано письмо надежду, что при грамотном поведении они смогут захватить большую долю рынка, когда такие незадачливые конкуренты с него вымоются. Однако в завершении письма Y Combinator предупреждает: «Если по какой-то причине вы думаете, что это послание к вам не относится,..пожалуйста, раз в месяц пересматривайте это убеждение, чтобы не привести свою компанию к пропасти».