К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Как основатели Via Protocol запустили платежную систему для криптовалюты

Серафим Кораблев (слева) и Даниил Охлопков (Фото Натали Карпушенко для Forbes)
Серафим Кораблев (слева) и Даниил Охлопков (Фото Натали Карпушенко для Forbes)
Победители рейтинга «30 до 30» в номинации «Финансы и инвестиции», основатели криптоблокчейн-проекта Via Protocol Даниил Охлопков и Серафим Кораблев выходят на связь с Forbes с виллы на Бали, где они с командой из 13 человек дорабатывают технический протокол своего сервиса — аналога Mastercard для децентрализованных платежей в криптовалюте, который зарабатывает на комиссиях с транзакций. В феврале 2022 года компания привлекла $1,2 млн от пула инвесторов, в том числе от одного из самых известных бизнес-ангелов в мире — сооснователя и председателя совета директоров AngelList Наваля Равиканта. К концу года партнеры планируют увеличить объем транзакций через сервис до $1 млрд

Даниил Охлопков (ему 26 лет) и Серафим Кораблев (23 года) познакомились в 2019 году, когда один из друзей Охлопкова организовал для стартап-сообщества в Москве просмотры бесплатных онлайн-уроков в стартап-школе акселератора Y Combinator. «Мы собирались с начинающими фаундерами, смотрели эти видео. Большие дяди из YC учили, что можно брать любой проект, делать их «домашки», и все получится», — вспоминает Охлопков. Он родился в подмосковной Дубне, учился в МФТИ по специальности «радиотехника», там же окончил магистратуру по венчурным инвестициям. Параллельно с учебой с третьего курса будущий предприниматель работал. «Занимался анализом данных и всем, что с этим связано: инфраструктурой, непосредственно самим анализом и машинным обучением», — рассказывает Охлопков. До запуска своего бизнеса он успел поработать в криптостартапе Sweatcoin, венчурном фонде Runa Capital, компании Double Data и стартапе Moderntoken, который помогал криптопроектам проводить ICO.

В отличие от Охлопкова у Серафима Кораблева совсем не технический бэкграунд. Еще в детстве в Светлогорске Кораблев увлекся баскетболом и, чтобы играть профессионально, в 2013 году пере­ехал в Долгопрудный, где окончил школу и продолжил занятия спортом. Потом поступил в Московскую государственную академию физической культуры, хотел стать тренером по баскетболу. «Проучился там год, понял, что хочу зарабатывать деньги, а физруки много не получают», — рассудил Кораблев и после первого курса открыл салон красоты. Управлять этим бизнесом ему быстро наскучило, и через полтора года Кораблев все продал, решив, что хочет делать стартап в IT.

«Понял, что хочу и спортом заниматься, и стартап делать. Нашел смежную идею — единую базу спортзалов с абонементом», — рассказывает предприниматель. Уже на этапе MVP стало понятно, что идея не взлетит, спортзалы, с которыми Кораблев пытался договариваться, не были заинтересованы раскрывать цены на абонементы онлайн. Тогда он устроился в рекламное агентство MGcom-е проджект-менеджером. Поначалу занимался разработкой маркетинговых стратегий, а затем начал создавать чат-боты для клиентов агентства — Qiwi Банка, Inventive Group, куда входит re:Store, и Street Beat. С этим опытом Кораблев попал в очередной IT-стартап. «В 19 лет мне дали зарплату $2000, а через три месяца повысили до $3000», — вспоминает основатель Via Protocol. Затем предприимчивый студент год был продуктовым директором в ювелирной сети Sunlight, параллельно запуская несколько своих стартапов. За время пандемии Кораблев успел пожить в Нью-Йорке и Сан-Франциско, а когда вернулся, решил делать стартап с давним знакомым Охлопковым.

 

Охлопков же с началом пандемии самоизолировался в Краснодаре — уволился с работы и решил заняться своими проектами. «Я пытался сделать какие-то проекты, работая параллельно, у меня не очень получалось. И мне казалось, это потому, что я в зоне комфорта. Вот и решил выйти из нее. Это как рэперы бьют татухи на лице, чтобы их не брали на работу». Первым делом Охлопков завел Telegram-канал, куда стал выкладывать профессионально оформленные датасеты, которые он хорошо парсил. Одним из подписчиков канала оказался инвестиционный директор венчурного фонда Runa Capital и знакомый Охлопкова по Физтеху Константин Виноградов (победитель рейтинга Forbes «30 до 30» 2019 года в номинации «Финансы и инвестиции»).

По словам Охлопкова, Виноградов предложил ему делать то же самое для Runa Capital. «Даниил часто писал в своем Telegram-канале про парсинг данных, я связался с ним, чтобы нанять в команду. В итоге в 2021 году он помог нам построить Runa Data Platform, которая собирает данные более чем из 20 источников», — рассказывает Виноградов. Фонду нужно было агрегировать данные о компаниях и фаундерах из разных источников. С Runa Capital Охлопков, по его словам, проработал год, а затем они с Кораблевым нашли идею для стартапа.

 

Первоначальная задумка партнеров была в том, чтобы сделать сервис, позволяющий криптокомпаниям принимать оплату за подписки в криптовалюте по типу того, как, например, Spotify принимает ежемесячные платежи с обычных карт. «Техническая возможность уже существовала, но нормального продукта не было. Это можно было делать с бирж, но мы работаем в Web3, где люди не пользуются биржами, все пользуются криптокошельками», — поясняет Кораблев. По его словам, спрограммировать сервис получилось быстро, но найти достаточное количество клиентов не удалось. «Некоторые ребята попробовали, предлагали своим клиентам оплатить через нас, но клиенты отказывались, было непривычно», — рассказывает Охлопков.

Тогда основатели решили поменять модель. Рассудили, что если у них есть продукт, который может обрабатывать подписки, то можно предлагать клиентам одноразовые платежи.

«Одноразовыми платежами тоже почти никто не пользовался», — сетует Охлопков. Помог случай: у одного из клиентов, запускавших сервис для NFT-коллекций, возникла проблема, как перевести криптовалюту из одного блокчейна в другой. «Есть основные блокчейны — биткоин, эфириум и много других, более 20 штук. Но деньги пользователей лежат в основном в эфириуме или в биткоине. И очень сложно переводить криптовалюту из одной сети в другую», — объясняет Кораблев.

 

Если клиент запускает свою коллекцию NFT на непопулярном блокчейне, то возникает проблема с оплатами. Кораблев и Охлопков предложили решение: на основе своего платежного криптосервиса принимать платежи почти в любых блокчейнах — популярных и непопулярных. «В итоге это занимает 20 секунд, человек отправляет деньги в чем ему удобно и получает свой NFT в течение 20–40 секунд», — говорит Кораблев. Опробовав сервис на нескольких клиентах, партнеры решили привлекать не только коллекционеров NFT, но и разработчиков NFT-игр с большими сообществами пользователей. Кораблев написал в несколько Telegram-чатов, где общались потенциальные клиенты. Чтобы привлечь их внимание, предложил им присоединиться к только что созданному сообществу разработчиков криптоигр, а взамен рассказать, на каких блокчейнах они работают и с какими проблемами сталкиваются. Это сработало.

«В отличие от конкурентов у Via фокус именно на игры и есть возможность встройки в игровые системы, — комментирует Юрий Лившиц, основатель SuperDao, операционной системы для децентрализованных автономных организаций. — Речь идет об очень маленьких покупках (часто около $10), где размер комиссий критически важен и нужны большие оптимизации. Via группирует трансакции, чтобы провести их единой операцией и сэкономить на комиссиях». По словам Кораблева, на разработку они с Охлопковым потратили около 2 млн рублей. Деньги пошли на зарплату трем сотрудникам, в том числе фронтенд-разработчику и дизайнеру, и оплату серверов.

Кораблев объясняет, что протокол Via ищет оптимальные пути самого дешевого обмена между разными блокчейнами и любыми токенами. «Мы занимаемся тем же, что и Mastercard, только с криптовалютами, зарабатываем на комиссии с трансакций». Полноценно сервис запустился в середине марта 2022-го, и через него уже прошло $2 млн трансакций. Примерно $200 000 проходит за неделю. «Сервис Via Protocol решает одну из ключевых проблем на рынке, когда объект покупки, например игровые NFT, находятся на одном блокчейне, а средства оплаты покупатель держит на другом блокчейне или вообще только в традиционном банке. Сейчас процесс покупки NFT для таких ситуаций крайне затруднен», — говорит Лившиц из SuperDao.

Впрочем, по его словам, Via Protocol не единственный проект, предоставляющий такую услугу. Упрощенные чекауты для криптоэкономики сейчас очень горячий тренд. Помимо Via Protocol, похожие сервисы предоставляют paper.xyz, Crossmint, Winter, Shopify for NFTs и Stripe crypto checkout.

Охлопков и Кораблев уверены, что они вовремя поймали тренд. «Мы гораздо раньше вышли на этот рынок, больше понимаем наших клиентов, их боли и хотим на этом сделать фокус в рамках трех лет. Рынок растет, и через год мы уже проверим все наши технологические решения и сможем предложить их клиентам тогда, когда им это нужно», — говорит Охлопков.

 

Сейчас Via Protocol в основном привлекает клиентов через сообщества в Twitter и делает партнерские посты с популярными блокчейн-проектами, но хорошо работает и сарафанное радио. «Это сделано больше для построения нашего комьюнити, но в процессе клиенты сами нас находят», — рассказывает Кораблев. Он уверяет, что Via Protocol до сих пор развивается без вложений в маркетинг.

У платформы сейчас два продукта: B2B (сервис, помогающий принять любой токен в любой сети за товар) и B2C (поиск самых оптимальных путей для обмена разных токенов между блокчейнами). «Эти два продукта дополняют друг друга, второй — это просто обменник, который выдает самые выгодные цены, а первый — это B2B, где мы помогаем принять платежи, снижаем комиссию за оплату», — рассказывает Кораблев.

В феврале 2022 года Via Protocol привлек раунд на $1,2 млн по оценке $20 млн от американского инвестфонда Shima Capital и одного из самых известных ангельских инвесторов в мире Наваля Равиканта. По словам Охлопкова, инвесторов удалось привлечь через социальные сети. Сначала основатели вышли на партнера фонда Dragonfly Capital Ивана Богатова, но он отказался инвестировать. Затем Кораблев с Охлопковым подали заявку в Y Combinator и даже, по их собственным словам, прошли собеседование, но в итоге акселерацию решили не проходить. После чего Богатов познакомил партнеров с Навалем Равикантом. «Все инвесторы уже были подписаны, в раунде оставалось $300 000 свободной аллокации. Но Наваль настоял инвестировать $500 000. Нам пришлось увеличить раунд с $1 млн до $1,2 млн. Помимо Наваля, в раунде еще пять ангелов, в том числе сотрудники Runa Capital», — говорит Охлопков. Деньги, по его словам, в основном пошли на расширение штата до 13 разработчиков. «С Даниилом у нас было успешное партнерство, и, кстати, оно еще не окончено — несколько сотрудников Runa стали инвесторами Via Protocol. Мы активно желаем успеха этому стартапу», — говорит Виноградов из Runa. В августе партнеры планируют привлекать следующий раунд.

«Сейчас задача — до следующего раунда закончить разработку технического протокола, чтобы все работало стабильно, и упростить процесс интеграции B2B-клиентов. Пока из-за сложности многие отказываются, — говорит Кораблев. — Мы даже не просим представлять нас большим клиентам — понимаем, что не готовы технически их проинтегрировать. А объем трансакций стремимся увеличить до $1 млрд к концу года». 

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+