Блестящий выпуск: как развивается бизнес победителей и номинантов рейтинга «30 до 30»
Российский Forbes в четвертый раз публикует лонг-лист рейтинга «30 до 30». С 2019 года в списке молодых и перспективных побывали российские основатели самых успешных и инновационных компаний — Skyеng, StudyFree, Legionfarm, Performance Group, BestDoctor, Devar и другие. Forbes поговорил с некоторыми из них и узнал, как изменился их бизнес с момента попадания в список и к каким трудностям и возможностям предприниматели готовятся в 2022-м
Аккуратный рост
На связь с Forbes Марк Саневич, генеральный директор российской технологичной медицинской компании BestDoctor и победитель рейтинга «30 самых перспективных россиян по версии Forbes-2020» в категории «Предприниматели», выходит из Объединенных Арабских Эмиратов. Но эмиграцией Саневич свой отъезд не называет, так как планирует и дальше развивать бизнес в России и жить на две страны.
В России Саневич, Беляндинов и Кузнецов строят технологичный корпоративный ДМС. Через приложение BestDoctor можно записаться к врачу, выбрать клинику и получить онлайн-консультацию в режиме реального времени. С 2021 года компания, кроме страховки, стала предлагать сервис психологической помощи. Этот продукт возник в ответ на запрос рынка, рассказывает Саневич. К концу того же года у BestDoctor было более 14 000 партнерских клиник и 500 b2b-клиентов, а выручка выросла в 1,7 раза по сравнению с 2020-м, говорит Саневич. По данным Forbes, 2020 год Best Doctor закрыл с 1,7 млрд рублей выручки.
В этом году рост компании замедлится: если до начала «спецоперации»* России на Украине партнеры планировали вырасти в несколько раз и вывести компанию на 7 млрд рублей выручки, то сейчас они рассчитывают на более скромные 25-30% роста. При этом по итогам марта выручка компании выросла на 5% по сравнению с февралем, рассказывает Саневич.
Снижение темпов роста связано с сокращением бюджета на развитие новых направлений, поясняет предприниматель. Компания порезала расходы на маркетинг и разработку. В частности, в этом году партнеры планировали выпустить отдельное приложение для b2c-клиентов, чтобы пользователи могли покупать страховку и другие сервисы BestDoctor напрямую, а не через работодателей. Эти планы пришлось отложить. «Мы были готовы принять на борт 20 000-30 000 физиков. Но теперь думаем всего про несколько тысяч, поэтому мы будем более аккуратно вкладываться в маркетинг», — говорит Саневич. В связи с изменением стратегии компания также сократила штат — с 650 до 400 человек. Но это никак не повлияет на клиентов, уверяет Саневич: «Наш штат в пересчете на клиента все равно больше, чем в любой другой страховой компании, потому что мы строим сервисный бизнес».
По словам основателя, компания могла бы двигаться в намеченном направлении — это позволяют привлеченные инвестиции. В июне 2021 года партнеры подняли раунд на $26 млн от международного фонда Winter Capital Partners, шведского фонда VNV Global и австрийской страховой компании Uniqa, входящей в международную группу Raiffeisen Bank International. По итогам раунда B оценка компании составила $90 млн. Но нестабильная экономическая ситуация вынуждает меньше тратить на эксперименты, говорит Саневич: «Мы сейчас больше вкладываем в подушку безопасности».
Бодрящая конкуренция
Свернуть часть планов пришлось и компании Holy Corn, которая производит здоровые снеки — попкорн, кукурузные палочки и т.д. Выпускница МГИМО Алиса Пейрис (ранее — Басырова) запустила стартап в 2017 году, когда ей было 23 года. Идея выйти на рынок FMCG-товаров пришла, когда Пейрис работала в McKinsey и знакомилась с различными индустриями. Тогда она заметила, что категории зерновых продуктов пользуются большим спросом. Нехватку здоровых снеков Пейрис видела и лично, как потребитель.
В запуск проекта предпринимательница вложила 1 млн рублей личных сбережений. Ей удалось быстро наладить производство и дистрибуцию на российском рынке. К 2020 году Holy Corn продавала уже до 500 000 пачек снеков в месяц через крупные торговые сети — «Магнит», Х5 Group, «Дикси», «Лента», Metro CC, «О’кей». Годовой оборот Holy Corn вырос до $1 млн. Тогда же Пейрис попала в список номинантов рейтинга Forbes «30 до 30» в категории «Предприниматели».
Мощный рост пришелся на 2021 год — за год компания выросла в два раза. Основным драйвером стал выход за рубеж, в страны СНГ и Китай. Роль сыграли и коллаборации с крупными игроками — производителями мороженого «Баскин Роббинс», игровых приставок PlayStation, шоколадного драже M&M’s и безалкогольного пива Heineken, сервисами Okko и «Яндекс Плюс».
Совместные проекты с M&M’s и Heineken компания успела представить на российских маркетплейсах, а в 2022 году планировалось выйти с ними в офлайн. Для этого готовились брендированные стойки для торговых сетей, но эти планы пришлось заморозить, рассказывает Пейрис. После 24 февраля бренды-партнеры приостановили инвестиционную и маркетинговую деятельность в России. На Holy Corn это не отразится, утверждает Пейрис: «Убытков в любом случае не будет, потому что проекты были маркетинговыми, направленными на развитие имиджа. И мы все вовремя остановили».
Пришлось также изменить стратегию международной экспансии. До «спецоперации» Пейрис смотрела в сторону Европы. Теперь она планирует сделать акцент на китайском рынке, где «видит большой спрос» на свою продукцию. Компания уже отгружает товар на две местные онлайн-платформы (JD и Tmall) и ведет переговоры с тремя офлайн-партнерами.
Несмотря на трудности, Holy Corn рассчитывает на значительный рост выручки — до $6 млн до конца 2022 года. Добиться этого позволяют продажи за рубежом, а также выпуск новых продуктов на российском рынке, например газированных напитков. Это было в планах Holy Corn на ближайшие пять лет, но кризис заставил ускориться, признается Пейрис. В развитие компания инвестирует $2 млн, привлеченные в конце 2021 года от европейского фонда, вкладывающего в foodtech, генерального директора и членов советов директоров и основателей FMCG- и ретейл-компаний. Названия и имена Пейрис не раскрывает.
Первые напитки компания представит уже летом 2022 года. Пейрис признается, что уход зарубежных брендов во многом упростит развитие на российском рынке. Но отсутствию крупных международных компаний она не рада: «Мы всегда выступали за бодрящую конкуренцию с крупными игроками».
Новые направления
Потенциал для роста в 2022 году видит и соосновательница компании Devar Анна Белова, победительница первого российского рейтинга Forbes «30 до 30» в категории «Предприниматели». Она запустила стартап в 2011 году, будучи студенткой Тульского государственного педагогического университета. Ее партнерами стали Виталий Аверьянов, тогда специалист по поисковой оптимизации, и Андрей Комиссаров, владелец ремонтного бизнеса. С ними Белова познакомилась на одной из конференций, которые часто посещала на последнем курсе института.
Изначально партнеры создавали веб-студию «Лаборатории 24», которая разрабатывала сайты для компаний. Но в 2014 году совершили пивот, начав разработку технологии дополненной реальности. С ее помощью можно было совмещать изображения реальных объектов с виртуальными образами.
Партнеры стали предлагать потенциальным клиентам помочь с разработкой подобных продуктов. Но рынок был не готов, вспоминает Белова. Поэтому взялись за разработку собственного продукта, который стал ключевым для новой компании Devar — производителя детских книг с технологией дополненной реальности. С помощью мобильного приложения герои книжек Devar оживают. AR-персонажи могут играть с ребенком, учить алфавит, решать разные математические задачки и т.д.
По словам Беловой, выбор пал на книги, так как команда искала продукт, который бы отвечал сразу нескольким критериям: полезность для конечного пользователя, масштабируемость, эмоциональная вовлеченность покупателей и др.
С выбором ниши партнеры не ошиблись. К 2015 году компания сотрудничала более чем с 150 ретейлерами на российском рынке: продукция Devar продавалась в магазинах Hamleys, «Лабиринт», «Дикси», Metro, «Лента», «О'кей», на маркетплейсах Wildberries и Ozon. Тогда же предприниматели начали международную экспансию. В 2017 году партнеры зарегистрировали компанию в США. За последующие годы компании удалось выйти более чем в 60 стран, в том числе в Германию, Китай, Индонезию, Италию. А также привлечь в партнеры крупнейших игроков книжной индустрии, в частности французскую группу издательств Editis и компанию Phoenix.
За первый пандемийный год, по словам Беловой, компания выросла на 60%. «Оказалось, что у наших книг больше возможностей для визуального представления в онлайне, который стал активно расти в пандемию, — вспоминает Белова. — Одно дело смотреть на обложку книги, другое дело — на видео, где персонажи оживают».
В том же 2020 году стартап выпустил бета-версию платформы MyWebAR, которая позволяла любому пользователю выпускать продукт с дополненной реальностью без навыков программирования. «Таким образом, мы демократизируем технологию дополненной реальности», — рассказывает предпринимательница. В основу платформы легли технологии, которые Devar использовала в своих продуктах.
В середине 2021 года компания начала монетизировать сервис и ввела подписку. Сейчас пользователям доступны три тарифа: один бесплатный и два платных — базовый за 3500 рублей в месяц и безлимитный за 24 500 рублей в месяц. Они различаются функционалом. Например, используя бесплатный тариф, можно создать только пять AR-проектов, и на каждый придется ставить водяной знак MyWebAR. На безлимитном тарифе нет таких ограничений.
Белова не раскрывает выручку, которая приносит платформа, но всю ее генерируют зарубежные рынки — США, Германия, Бразилия и Мексика. По словам основательницы, 80% зарегистрированных пользователей создавали и публиковали свои проекты с помощью платформы. Ежемесячно число проектов увеличивается на 25%-30%. Среди клиентов есть как представители малого бизнеса, так и крупные бренды — McDonald’s, Colgate.
В планах на 2022-й — как и раньше привлекать новых клиентов и партнеров и развивать новые направления, рассказывает Белова. Devar уже консультирует различные компании (от производителей мебели до открыток), которые хотят запускать собственные AR-продукты. «Я считаю, что сейчас — время возможностей. Сможет ли предприниматель за них зацепиться — это вопрос живости и остроты его ума», — отмечает Белова.
Полезное упражнение
«Мы выпустили 32 млн готовых блюд. Много это или мало? Этим объемом еды можно несколько дней кормить все население Воронежа или Самары», — рассуждает основатель компании по производству и доставке здоровой еды Performance Group и победитель рейтинга «30 самых перспективных россиян до 30 лет» по версии Forbes в 2021 году в категории «Предприниматели» Артур Зеленый. 2021 стал годом роста для его компании — за год выручка увеличилась на 60% и превысила 5 млрд рублей.
Зеленый основал компанию в 2015 году, когда активно занялся спортом. Помимо протеина и аминокислот, нужна была здоровая пища. Но сервиса по доставке правильного питания, который устроил бы по качеству, предприниматель не нашел и решил создать свой. В первый же год его компания вышла в прибыль. Выручка по итогам 2016 года составила 73 млн рублей.
Сегодня холдинг выпускает продукцию под четырьмя брендами: Level Kitchen (правильное питание), Performance Food (премиальный бренд здорового питания), My Food (питание на любой вкус) и Chef at Home (наборы продуктов для приготовления дома). Продукция производится на собственных предприятиях в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Краснодаре общей площадью 16 000 кв. м.
Зеленый намерен увеличить цеха еще на 10 000 кв. м. В это он инвестирует 1,5 млрд рублей. О планах предприниматель заявлял еще в ноябре прошлого года, и отказываться от них не намерен: «Для меня производство — это обязательные расходы, без них наращивать выпуск продукции не получится».
Несмотря на нестабильную экономическую ситуацию, основатель Performance Group планирует продолжить экспансию на российском рынке: в этом году компания вышла в новые для себя города — Новороссийск, Анапу, Геленджик и Сочи. Зеленый также планирует держать цены на продукцию на уровне прошлых лет. Для этого оптимизирует расходы компании — например, команда убрала печатное меню (теперь оно доступно только в мобильном приложении). Зеленый также отказался от части личных трат. «Кризис показал, что проводить аудит расходов — полезное упражнение, — признается предприниматель. — Оказалось, что есть вещи, от которых можно смело избавиться».
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.