К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Российские компании переживают падение оборота до 43% на фоне кризиса

Фото Антона Новодережкина / ТАСС
Фото Антона Новодережкина / ТАСС
Оборот российских компаний в большинстве сегментов розничной торговли и услуг в апреле 2022 года снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, показало исследование аналитического ресурса «Чек Индекс». Сильнее всего пострадали кинотеатры — их показатели упали на 43%. При этом, по данным компании «Контур», количество предприятий, закрывшихся с 24 февраля, снизилось на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Бизнес взял паузу и начал урезать расходы, говорят эксперты

Падение оборота и рост затрат

Российские компании в большинстве сегментов розничной торговли и услуг фиксируют падение оборота. Об этом говорят результаты исследования аналитического ресурса «Чек Индекс» оператора фискальных данных «Платформа ОФД», проведенного по просьбе Forbes. Аналитики проанализировали обезличенные агрегированные данные более чем с 1,1 млн онлайн-касс в России за периоды с 1 по 15 апреля 2021 и 2022 годов и с 1 по 15 марта 2022 года. 

По данным исследования, сильнее всего объем продаж в денежном выражении в апреле этого года упал у кинотеатров — на 43% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и на 8% — по сравнению с мартом 2022 года. Продавцы одежды и обуви зафиксировали падение оборота на 14% относительно прошлого года и на 2% относительно марта. Продавцы электроники и бытовой техники — на 11% и 31% соответственно. Оборот по сравнению с прошлым годом упал и у автомоек и автосервисов, парикмахерских и салонов красоты, организаций, оказывающих медицинские услуги, гостиниц и отелей, баров и ресторанов, продавцов электроники и бытовой техники.

Вырос объем продаж по сравнению с прошлым годом только в сегментах продуктовых магазинов у дома и товаров для строительства, дачи и сада. Оборот компаний из обеих сфер в апреле оказался выше, чем в прошлом году, на 15%. Тем не менее оба сегмента просели относительно марта 2022 года — оборот снизился на 12% и 37% соответственно.

 

После массового спроса в конце февраля — начале марта на большинство потребительских категорий товаров, особенно в среднем и высоком ценовых сегментах, происходит снижение и стабилизация спроса на прежних уровнях, говорит генеральный директор «Платформы ОФД» Алексей Баров: «За месяц уменьшился и средний чек покупки за одно посещение торговой точки — это свидетельство спада ажиотажа».

Параллельно с падением оборота у компаний растут расходы. В каждой пятой компании себестоимость товара с начала февраля 2022 года выросла более чем на 30%, в 70% компаний — не более чем на четверть. Об этом говорят результаты опроса среди 130 финансовых директоров, проведенного для Forbes сервисом «Актион Финансы». 

 

Бизнес затаился

Несмотря на падение объемов продаж и рост себестоимости, предприятия держатся на плаву. По данным компании «Контур», которая также провела исследование по запросу Forbes, количество бизнесов (ИП и юрлиц), закрывшихся с 24 февраля по 21 апреля 2022 года, на 18% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Законодателями такого тренда стали индивидуальные предприниматели, говорят в «Контуре». В 2021 году, по данным компании, наблюдался «аномальный рост» числа закрытий ИП, обусловленный как последствиями пандемии, так и переходом части предпринимателей в самозанятость. В период с 24 февраля по 21 апреля 2022 года показатель закрытий оказался на 28% ниже, чем за такой же период прошлого года. По юридическим лицам тенденция обратная: с 24 февраля по 21 апреля 2022 года закрылось на 12% больше компаний, чем за тот же период 2021-го.

«На первый взгляд снижение числа закрытий в 2022 году по сравнению с 2021 годом выглядит несколько парадоксально, — признает аналитик больших данных в «Контуре» Владимир Савельев. — Однако во время первого локдауна 2020 года прослеживался аналогичный эффект снижения числа как ликвидаций, так и регистраций новых предприятий». По мнению Савельева, бизнес взял паузу и «затаился», ожидая развития событий.

Чтобы оставаться на плаву, большинство компаний (75%) избавляются от части расходов, говорят в «Актион Финансы». 65% предприятий, по данным опроса сервиса, ищут более дешевые аналоги сырья и комплектующих в России, 46% — ищут оптимальные маршруты доставки, 45% — повышают производительность труда, 40% — ищут дешевых исполнителей.

 

По данным опроса «Актион Финансы», большинство российских компаний планируют и дальше сдерживать рост затрат. В 43% компаний, согласно результатам опроса, намерены сокращать расходы на фонд оплаты труда (ФОТ) менеджеров среднего звена. Большинство компаний для этого прибегнут к переводу мидл-менеджеров на сокращенный рабочий день или неделю (такие планы есть у 65% компаний), а также к увольнению части сотрудников бэк-офиса (58%).

В середине апреля Forbes писал о том, что в 45% российских компаний внепланово снижают или останавливают наем персонала. Опрос HeadHunter тогда показал, что в 23% компаний с конца февраля число сотрудников уже уменьшилось, в 9% ожидают, что точно сократят штат до конца года.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+