К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Найти своих»: кто сейчас эмигрирует из России в Израиль и как они могут его изменить

Аэропорт имени Бен-Гуриона (Фото Kobi Wolf / Bloomberg via Getty Images)
Аэропорт имени Бен-Гуриона (Фото Kobi Wolf / Bloomberg via Getty Images)
По данным Израиля, новая волна эмиграции из России «на историческую родину» сейчас сопоставима с той, которая была после распада СССР. Среди людей, которые прилетают в аэропорт имени Бен-Гуриона, много предпринимателей, инвесторов и высококвалифицированных сотрудников, в том числе технологического сектора, в которых активно развивающийся IT-хаб Израиля сейчас так нуждается. Как Израиль адаптируется к резко выросшему числу кандидатов на репатриацию и что нужно знать самим новым израильтянам, чтобы адаптироваться к новым условиям?

Мозги

Софья Туполева побывала в шкуре эмигранта трижды: сначала в детстве, когда в 90-х ее семья переехала из России в Америку, потом — когда в юности она приехала на семь лет в уже новую для нее Москву, а потом когда она шесть лет назад решила переехать в Израиль, где до сих пор живет.  «Все проблемы эмиграции я прожила на себе, — рассказывает она. — Когда я переезжала в Израиль, это был запланированный шаг в условиях стабильности и благополучия, и все равно было тяжело начинать карьеру с нуля в незнакомой культуре». 

Софья работала в израильских технологических компаниях, была одним из первых сотрудников стартапа ClimaСell (сейчас Tomorrow.io), а с недавнего времени стала независимым консультантом и помогает компаниям со стратегическими коммуникациями. После начала «спецоперации»* друзья и знакомые из России и Украины начали звонить ей и просить совета о переезде и поиске работы в Израиле. Довольно быстро стало понятно, что речь идет не просто о нескольких людях, которым надо помочь найти работу, рассказывает она. Софья вспомнила свой эмигрантский опыт и знания технологического сектора Израиля и в конце февраля запустила некоммерческий проект Reboot Startup Nation для помощи приехавшим в Израиль русскоязычным профессионалам.

Уже в конце марта в израильских СМИ появилась новость о том, что специально для украинцев и россиян, работающих в израильских IT-компаниях, откроют зеленый коридор, благодаря которому у них появится возможность в ускоренном режиме получить разрешение на работу в Израиле, вне зависимости от того, есть ли у них еврейские корни. Это в некотором смысле революционное решение, как писал Globes, было совместной инициативой депутата Кнессета Рона Каца, отвечающего за развитие технологий и инноваций, и организации Reboot Startup Nation. 

 

На рынке труда Израиля к 2022 году сложилась ситуация острого дефицита кадров в бурно развивающемся секторе технологий. В стране, которая стремится стать мировым IT-хабом, количество незаполненных вакансий в технологическом секторе приближается к 20 000. Местные СМИ регулярно пишут о хроническом дефиците кадров в этой области, а власти предлагают различные инициативы для решения проблемы. Софья Туполева рассказывает: «Когда я в феврале начала изучать тему и увидела, что государство месяцами ищет схемы, чтобы как-то закрывать вакансии в техсекторе, я подумала — о, оказывается, они стараются что-то с этим сделать! Мы начали искать, кто мог нам помочь, через цепочку рукопожатий дошли до занимающихся этим вопросом депутатов и в итоге оказались на заседании экономического комитета в Кнессете».  Результатом этого выступления стало то самое решение, благодаря которому сотрудники израильских компаний из России и Украины могут теперь быстро получать рабочие визы. 

По данным Министерства алии и интеграции Израиля, с начала «спецоперации» из Украины, России и Белоруссии за два месяца приехали в общей сложности 15 000 человек, а еще 10 000 «выразили интерес к переезду» — возможно, больше, чем после распада СССР, считают в министерстве. Принято считать, что утечка мозгов из бывшего СССР в 90-х стала одним из стимулов стремительного развития технологий и экономики Израиля.

 

Как отмечают Туполева и сооснователь Reboot Startup Nation Даниил Чернов, сейчас среди приезжающих очень много квалифицированных профессионалов, в том числе из сферы технологий, которых так не хватает Израилю. «Сюда начали приезжать и искать работу люди, о которых я никогда не думала, что они могут оказаться в Израиле», — говорит Туполева. «Мы получаем фидбэк от компаний, что они смогли найти среди наших кандидатов человека с таким нишевым профилем, которого они до этого искали месяцами», — рассказывает Чернов. 

Сейчас в Reboot Startup Nation заняты 10 человек (почти все из них — иммигранты с российскими или украинскими корнями), которые занимаются проектом в свободное от основной работы время. Сейчас они работают как полностью некоммерческая организация и даже не сотрудничают с партнерами, предлагающими платные услуги. В ближайшее время  Reboot Startup Nation планирует начать искать спонсорское финансирование, чтобы иметь возможность нанять сотрудников для обработки информации о кандидатах. Туполева занимается в основном внешними связями и стратегическими задачами, а Чернов — развивает сообщество в Telegram-группе «Стартап Нейшн и 12 чеков», где новым репатриантам помогают найти работу, правильно составить резюме, а также помогают предпринимателям с поиском инвесторов. 

По словам Чернова, успешных кейсов среди людей, у которых нет права на репатриацию (то есть еврейских корней), он пока не знает. На данном этапе решение властей, принятию которого способствовало участие Reboot Startup Nation, позволяет сотрудникам израильских компаний быстро получить разрешение на работу на три месяца, но не гражданство. А находящиеся в Израиле компании не слишком щедры на заявки на такие разрешения — это довольно сложная и дорогая для компании процедура. «Это возможно, если компания очень сильно заинтересована в вас, как в сотруднике», — говорит Даниил. 

 

«Если Израиль хочет стать мировым IT-хабом, это нельзя сделать без разнообразия международных трудовых ресурсов», — считает Туполева. Она добавляет, что они не могут решить все проблемы мира, но сейчас основная миссия организации — помочь оказавшимся в сложной ситуации профессионалам, которые переезжают в Израиль, найти себе достойную работу и почувствовать, что их здесь ждут.

Корни

Основную отличительную особенность Израиля как направления для релокации Эли Гервиц, президент израильской русскоязычной адвокатской коллегии «Эли (Илья) Гервиц», сформулировал так: «В Израиле, увы, нет миграционной политики — только репатриационная. То есть если ни у вас, ни у вашего супруга или супруги нет еврейских корней — это минус, который не даст вам воспользоваться плюсами Израиля».

Действительно, процедура получения гражданства Израиля, сравнительно простая и дешевая для людей с еврейскими корнями (достаточно подтвердить, что у вас в роду до третьего поколения (бабушки или дедушки) есть евреи) практически невозможна для всех остальных. Гражданство могут получить также члены семьи репатриантов, но для них процедура уже несколько сложнее.

Некоторые из обладателей российских паспортов, оказавшиеся сейчас в Израиле, воспользовались возможностью безвизового пребывания в качестве туристов в течение 90 дней. Те из них, у кого есть право на алию (репатриацию по праву этнической принадлежности), сейчас могут попытаться сменить статус туриста на статус репатрианта. Власти Израиля приняли решение упростить этот процесс из-за экстремальных обстоятельств, в частности, сейчас не является обязательным, чтобы все документы (свидетельства о рождении и браке) были заверены апостилем, также можно обойтись без справки об отсутствии судимости (впрочем, как отмечает Гервиц, сам факт судимости, если она была, скрывать не стоит). 

Управляющий партнер юридической компании O2 Consulting Ольга Сорокина отмечает, что из-за того, что в Израиль сейчас прибыло много людей из России и Украины, процедура получения статуса репатрианта ежедневно меняется, вводятся новые правила для упрощения получения гражданства. «До марта 2022 года процедура могла занять несколько месяцев, — говорит она. — На сегодняшний день, если все документы в порядке, гражданство можно получить за несколько недель. Если раньше самым простым способом получить гражданство Израиля было пройти консульскую проверку в России, получить визу репатрианта и затем оформить гражданство в Израиле, то сейчас из-за беспрецедентного количества обращений в консульство очередь на проверку может быть около года». В адвокатской коллегии Эли Гервица количество обращений желающих переехать в Израиль увеличилось с нескольких сотен в феврале до почти 10 000 — в апреле. Сайт коллегии, посвященный только вопросам алии, в январе посетило 2852 человека, в феврале — 22 259, а в марте — 57 746. 

 

В целом, как отмечают специализирующиеся на репатриации в Израиль юристы, для людей, у которых есть необходимый комплект документов, ситуация достаточно благоприятная, и получить гражданство можно сравнительно быстро. Правда, в нестандартных случаях (к таковым в рамках израильского правого поля относятся, например, рождение кандидата на репатриацию вне брака или брак длительностью менее года) сроки как раз могут увеличиться из-за большого наплыва претендентов на гражданство.

Деньги 

Тель-Авив, по версии журнала The Economist, является самым дорогим городом мира. Практически все эмигранты из России, отвечая на вопрос о плюсах и минусах жизни в Израиле, к числу главных недостатков относят высокие цены. Бывший генеральный директор книжной сети «Республика» и основатель венчурной студии Sinteza Илья Криворот, который в марте переехал с семьей в Израиль, говорит: «Израиль — очень дорогая страна. А с колебаниями курса рубля для людей с доходами из России все стало фантастически дорого. По моей оценке, все примерно в четыре-пять раз дороже, чем в Москве. Например, более-менее достойная квартира на семью из четырех человек стоит от 8000 до 12 000 шекелей ($2400—$4800). Средняя зарплата здесь высокая, поэтому сервисы и общепит дорогие. Продукты в магазине тоже не дешевые, то есть сэкономить на питании довольно сложно».

Для недавно переехавших в Израиль тема денег стоит довольно остро, а уход Visa и Mastercard из России и санкции против российских банков усложняют жизнь даже тем репатриантам, которые могли бы считать себя обеспеченными. В коллегии «Эли (Илья) Гервиц» говорят, что многие из тех, кто обращается сейчас к ним за услугами, интересуются даже не получением гражданства, а способами «спасения средств». «Тут все сложно, — говорит Гервиц. — В Израиле очень мало банков и очень много денег и страхов. Ввезти сегодня большие деньги в Израиль сложно, а из России — практически невозможно. Изменения происходят как в России (запрет на вывод крупных сумм), так и в Израиле (отношение израильских банков к клиентам и средствам с российскими корнями)».

«Сейчас Израиль — это страна с самым сложным комплаенсом,  — подтверждает Илья Криворот. — Банки на старте проверяют каждую транзакцию, под каждую запрашивают подтверждающие документы. Кроме того, всегда надо приходить в офис. Финтех в России гораздо более развит и доступен». 

 

На медлительность обслуживания в банках жалются многие российские репатрианты. «После быстрых и удобных банков в России израильские кажутся немного древними, — говорит основатель маркетингового агентства Digital Bands Павел Кац. — Правда, обратная сторона этого минуса — надежность». 

Основательница коммуникационного агентства Ze Communications Евгения Заславская, которая недавно открывала счет для своего бизнеса в Израиле, чтобы иметь возможность работать с зарубежными партнерами, делится наблюдениями: «Все гораздо запутаннее, чем у нас, только на иврите. Кроме того, как мудро сказал мне один друг, в Израиле выбирают не банк, а банкира, то есть менеджера, который будет работать конкретно с тобой». 

Банковская система Израиля в целом заметно отличается от российской, так как во многом заимствована у США, рассказывает старший консультант O2 Consulting Надежда Смирнова. «В Израиле активно используются чеки (например, арендовать квартиру можно только с оплатой чеками), — говорит Смирнова, — А основным платежным инструментом является кредитная карта, у которой устанавливается ежемесячный лимит трат». Дебетовые карты в Израиле не так популярны, как в России, ими даже не везде можно расплачиваться. В Израиле в целом приняты длительные отсрочки платежей по договорам, отмечает Смирнова, а традиция жить в кредит распространяется и на бизнес. Достаточно часто в контрактах оплата за оказанные услуги или поставленные товары производится по истечение двух-трех месяцев.

В общем случае для открытия счета в банке Израиля нужны паспорт, ИНН и документы о происхождении средств и уплате налогов (НДФЛ). Эксперт по налоговому обложению Израиля аудитор Вадим Осадчий обращает внимание на то, что для налоговых органов Израиля имеет значение не только, проводите ли вы 183 дня в году в стране, но и то, где сосредоточен «центр жизненных интересов», то есть, где живет ваша семья, находится ваш бизнес и т.д. Таким образом, если у человека есть бизнес в России, а семья живет в Израиле, он может оказаться одновременно налоговым резидентом двух стран. В этом случае, поскольку между Россией и Израилем есть договор об избежании двойного налогообложения, он должен выбрать, какая из стран будет получать его налоги. 

 

В Израиле действует прогрессивная ставка налогообложения на доходы физических лиц, и налоги могут доходить до 50%. Ставка корпоративного налога — 23%. При этом для новых репатриантов предусмотрены налоговые льготы — они на первые 10 лет освобождаются от налогов на пассивные доходы от источников за пределами Израиля. Важно при этом понимать, что доход от фриланса, если ваш работодатель находится в другой стране, или от зарубежного бизнеса пассивным не является. Однако, как отмечает Осадчий, если удастся доказать, что для извлечения этого дохода вам необходимо физически выезжать за рубеж (например для чтения лекций или участия в совете директоров), и вы проводите треть года за пределами Израиля, он тоже не будет облагаться израильским налогом. Кроме того, если человек, проведя в Израиле год, решит уехать, а потом через четыре года вернуться, то от 10 льготных лет у него останется пять, предупреждает Осадчий. Чтобы этого не произошло, если вы не уверены, что переехали в Израиль навсегда, можно воспользоваться правом на год адаптации, в течение которого местные налоговые органы не будут рассматривать вас как налогового резидента. 

«В Израиле правительство старается не вмешиваться в жизнь граждан — пусть они лучше тратят время на создание стартапов, чем на обеспечение работы лишним чиновникам, — говорит Эли Гервиц. — Но и идеализировать местную бюрократию не стоит — израильские «Госуслуги» отстали от российских, как в анекдоте о визите японцев в СССР, навсегда». 

Сообщество

В недавнем рейтинге самых счастливых стран мира по версии ООН Израиль занял девятое место. «Все очень любят Израиль, — говорит Илья Криворот. — Здесь приятный климат и социальное государство, которое действительно заботится о своих гражданах». 

Важная особенность деловой среды в Израиле, которую отмечают все опрошенные Forbes предприниматели — это ее открытость. «Израиль — это отличный хаб для развития своего дела, — считает Павел Кац. — Там проще выйти на инвесторов и бизнес-ангелов — среда для этого доступнее и дружелюбнее. Многое строится на нетворкинге: Йося знает Якова, а Яков — венчурного инвестора. Вы можете дотянуться практически до кого угодно просто через рукопожатия. Причем буквально, в физическом смысле. Оказаться на одном мероприятии с бизнес-ангелами, миллионерами, людьми очень высокого бизнес-ранга — нормальное дело». Основательница  компании Para Ruk Israel Анна Шендерова, которая переехала в Израиль почти 10 лет назад, говорит: «Израиль как большая деревня. Всегда найдется кто-то, кто захочет вам помочь или поддержать вашу идею, бизнес. Правило шести рукопожатий здесь может свестись к трем или двум. Люди в целом открыты для сотрудничества». 

 

Софья Туполева, когда запустила свой проект, начала с того, что просто обзвонила всех CEO компаний, с которыми работала, и предложила принять участие и поделиться контактами других руководителей. Никто не отказался, в итоге сейчас в Reboot Startup Nation 250 компаний, которые готовы нанимать на работу переехавших в Израиль людей из России и Украины. 

Важную роль в развитии сообществ в Израиле играет армия, служба в которой обязательна. Как говорит Криворот, израильская армия в некотором смысле выполняет функцию акселератора и платформы для нетворкинга. Это отчасти усложняет процесс поиска инвесторов или партнеров для иммигрантов. «Окружающие к новоприбывшим дружелюбны, но если они с тобой не служили, то у них, в общем, нет особых причин делать с тобой бизнес», — говорит Криворот. Даниил Чернов отметил, что этот фактор затрудняет и поиск работы для выходцев из постсоветского пространства: «В Израиле, если ты не служил — значит, у тебя нет людей, которые будут тебя рекомендовать на хорошие должности в крупные компании». Различные комьюнити для русскоязычных IT-специалистов, предпринимателей и инвесторов отчасти представляют собой попытку заполнить этот пробел и создать свое сообщество единомышленников, которые будут помогать друг другу. 

«В Израиле, как в плавании — плыть эффективно получается только тогда, когда вы расслабляетесь, а не пытаетесь напрягаться и бороться с водой. Главное — найти своих людей, — говорит Павел Кац. — Страна маленькая, тусовка в ней тесная. Это большой плюс, если ты нормальный парень и нацелен на долгосрочные связи и развитие. А сейчас в Израиль приехало много интересных людей: предпринимателей, дизайнеров, менеджеров, программистов, фотографов, которые многого достигли в стране исхода. Они смотрят на Израиль через свою призму и точно захотят его изменить в лучшую сторону».

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением», либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+