«Переждать смутное время»: почему россияне уезжают в Турцию и что их там ждет
В середине марта в Лондоне принципал фонда Runa Capital Константин Виноградов вместе с еще десятком «неравнодушных» предпринимателей и инвесторов запустил некоммерческий проект RelocateMe, который помогает техническим специалистам и предпринимателям из России, Украины и Белоруссии найти работу за рубежом. RelocateMe собирает базу технических талантов и предоставляет доступ к ней крупным венчурным фондам вроде Accel Partners и технологическим компаниям, чтобы они могли рекрутировать их в свои проекты. «Мы не могли не реагировать на [«спецоперацию»*] и хотели сделать что-то, чтобы помочь людям», — рассказывает Виноградов о том, как возникла эта идея.
Проект получил уже более 3000 заявок. По словам Виноградова, самые популярные страны для временной релокации — это Турция, где находятся 25% уже уехавших участников пула RelocateMe, а также Грузия (16%) и Армения (10%). По его оценкам, 29% участников проекта — это разрабочики софта, а 21% — специалисты в сфере анализа данных. В начале апреля WSJ сообщила об отъезде в Турцию 1000 сотрудников «Яндекса», Avito, Тинькофф Банка и разработчика DataArt.
Как и среди эмигрантов из России в других странах, в Турции популярностью пользуются чаты в Telegram о релокации и гайды, собранные энтузиастами. В них, к примеру, можно узнать, где в Стамбуле обменять криптовалюту на наличные деньги и как получить вид на жительство (ВНЖ). В самом многочисленном из Telegram-чатов — «2022 Relocation / Турция» — 11 247 человек, он закрыт, попасть туда можно только по приглашению участника. По такой же схеме работает чат «2022 / Стамбул». Но есть и общедоступные чаты, например Relocation_Istambul (503 подписчика). В Telegram-канале «Стамбульский канал» (6920 подписчиков) также можно найти много полезной информации — например, где можно привиться от COVID-19 без ВНЖ.
Уговорить на счет
Большинство собеседников Forbes признаются, что решение о переезде в Турцию было эмоциональным. Например, аналитик одного из российских венчурных фондов принял его за шесть часов до вылета в Стамбул в начале марта. «Увидел билет на рейс Turkish Airlines за 38 000 рублей — это в два раза дешевле, чем в среднем тогда. У других авиакомпаний они уже стоили под 100 000 рублей», — рассказывает он, отмечая, что до сих пор живет одним днем и не знает, вернется ли в Россию и когда.
Соосновательница PR-агентства TBA Agency Юлия Шмырова рассказывает, что они с мужем обсудили возможный отъезд уже в обед 24 февраля, а 1 марта улетели в Турцию. Изначально супруги собирались лететь на Кипр, но не успели, потому что авиасообщение с ним закрыли. На Турции Шмырова с мужем остановились потому, что в страну можно было купить билет по доступной цене и с ней действует безвизовый режим. «Здесь удобный часовой пояс, относительно недорого, сюда приехало много друзей и знакомых», — перечисляет она.
Шмырова отмечает, что им с мужем повезло: они приехали достаточно рано, до основного наплыва людей, и успели снять деньги с карт еще до того, как Visa и Mastercard ограничили их работу для россиян (с 10 марта). Карты «Мир» в Стамбуле тоже работают. «В некоторых банкоматах можно снять наличные с карты «Мир», но в магазинах и кафе ими не расплатишься», — рассказывает упомянутый выше венчурный аналитик.
По словам Шмыровой, чтобы открыть счет физлица, нужно завести турецкий туристический ИНН — это делается онлайн на сайте турецкой налоговой службы за 15 минут, но для этого нужна местная сим-карта. Затем нужно прийти в отделение банка, найти англоязычного менеджера и «уговорить» его открыть счет, рассказывает Шмырова. По ее словам, если в банке согласятся на открытие счета, это сделают в тот же день.
До наплыва мигрантов для открытия счета было достаточно ИНН и загранпаспорта, а теперь, по словам собеседников Forbes, банки сами придумывают дополнительные требования. Как правило, просят внести депозит на счет (эти деньги замораживают на месяц). Он варьируется от одной до нескольких тысяч долларов — это зависит от того, насколько повезет с менеджером, рассказывает Шмырова. При этом, по ее словам, условия постоянно меняются. «В начале марта система была парализована большим количеством приезжих, никто ничего до конца не понимал, банковские менеджеры ждали каких-то разъяснений сверху. Где-то [заявления на открытие счета] не принимали, где-то принимали и отменяли, где-то просили подождать или пойти в другое отделение», — описывает предпринимательница. В Анталии, куда переехали она с мужем, условия «немного мягче», но тем не менее, чтобы открыть счет, супругам пришлось обойти несколько отделений.
Одна из сотрудниц российской инвестиционной компании, которая перебралась в Турцию в начале марта, рассказывает, что счет они с мужем открыли в банке Ziraat в Стамбуле. По ее словам, только в нем согласились сделать это без ВНЖ. «Везде написано, что ВНЖ не нужно и что должны открывать счет без него. Но в итоге банки требовали. Поскольку у нас была большая сумма наличных на руках, счет нам нехотя открыли, правда, попросили положить часть денег в лирах на три месяца на депозит», — рассказывает она. По словам Марии Чумановой, управляющего партнера юрфирмы FTL Advisers, массово турецкие банки пока не просят предоставить ВНЖ для открытия счета физлица: «Но политика может меняться в любой момент».
В чатах для релоцировавшихся подобных историй много. Аналитик одного из российских венчурных фондов говорит, что среди эмигрантов бытует легенда: если прийти в банк и сказать, что ты сотрудник «Яндекса», то счет откроют без лишних вопросов. В пресс-службе «Яндекса» сообщили Forbes, что особых условий для открытия счетов физлиц-сотрудников в Турции нет. Но компания в каждом из случаем «старается помочь решить проблемы сотрудника». Ранее представитель «Яндекса» заявлял, что позволяет сотрудникам работать удаленно, но не контролирует, куда именно они переезжают.
В одном из чатов можно найти полезный документ, который участники комьюнити регулярно обновляют. Там собрана информация о том, в каких банках Турции и на каких условиях россиянам удалось открыть счет. Так, например, один из участников пишет, что 5 апреля ему удалось открыть счет и получить карту в отделении Deniz Bank в Алании за час. Для открытия счета нужно было заполнить небольшую анкету, установить с помощью сотрудника приложение банка, положить на него 10 700 лир ($728, можно вносить в долларах). С этого счета можно снимать лиры, доллары и евро. Переводить на свои иностранные счета разрешено до $10 000 (или эквивалент в другой валюте) в месяц со счета в российском банке.
Новый дом
Как рассказывает упомянутый выше аналитик венчурного фонда, жилье он бронировал на Booking.com уже будучи в аэропорту Стамбула. Так как Visa и Mastercard еще не ограничили работу российских карт за рубежом, он смог без проблем заплатить за жилье (впоследствии собеседник Forbes оформил виртуальную британскую карту через сервис Wise). Несколько дней он снимал номер в гостинице, а потом перебрался в хостел. «С Airbnb у знакомых ребят были проблемы, потому что карточки российских банков перестали работать за рубежом. Некоторые договаривались с хозяевами напрямую и бронировали жилье без предоплаты на сайте», — рассказывает он.
Ночь в гостинице в период со 2 по 12 марта, по его словам, стоила около 5000 рублей. Месяц спустя в связи с наплывом мигрантов и приближающимся туристическим сезоном аренда подорожала в среднем в два раза, говорит собеседник Forbes. «Поэтому люди уже не ищут квартиры в Стамбуле и даже в Анталии, а двигаются в менее туристские населенные пункты Турции. В попсовых местах остались только плохие квартиры и ценник очень завышен», — заключает он.
Основатель агентства продуктового маркетинга Rock'n'ROI и платформы для трейдеров TakeProfit Алексей Шульженко рассказывает, что практически каждую неделю с конца февраля менял жилье — в поисках подходящего коворкинга неподалеку. Наконец, он нашел тот, который устраивает его по скорости интернета и чистоте. «Это два аспекта, которые здесь редки», — признается предприниматель. Он отмечает, что в Стамбуле большой разбег цен на жилье, поскольку россиян приехало много, а предложений на рынке аренды мало. Сначала Шульженко арендовал апартаменты через Booking.com, а потом стал использовать для этих целей местный маркетплейс Sahibinden. По его словам, выбор на нем больше, а цены ниже. «Приличное жилье» на короткий срок недалеко от центра Стамбула можно снять по цене от $400 в неделю, говорит Шульженко.
Сотрудница российской инвестиционной компании рассказывает, что они с мужем долго искали жилье и в итоге остановились в курортном городе Фетхие, достаточно популярном у россиян. Во-первых, доступных вариантов уже было немного, да и друзья пары, которые о «спецоперации» узнали будучи в Дубае, сразу оттуда поехали в Фетхие. «Мы скоро будем соседями и поселимся рядом: так проще проживать трудные времена», — отмечает она. Аренда квартиры, по ее словам, обходится в $1000 в месяц.
Юлия Шмырова, ссылаясь на слова местных жителей, говорит, что цены на аренду жилья за полтора месяца выросли в несколько раз. Многие хозяева, как рассказывает предпринимательница, просят оплатить жилье на полгода или год вперед, особенно, если у арендатора пока нет ВНЖ. Его, в свою очередь, не дают без договора аренды, и этот замкнутый круг может потрепать нервы, предупреждает она.
Сумбур и радушие
По словам собеседников Forbes, получение ВНЖ — один из самых актуальных вопросов, которые волнуют участников чатов о релокации в Турцию. Имея ВНЖ, можно без проблем открыть банковский счет, говорит аналитик одного из российских венчурных фондов.
Вид на жительство сроком на год в Турции можно получить за приобретение жилой или коммерческой недвижимости на любую сумму. Туристический вид на жительство, в отличие от инвестиционного, дает возможность право легально жить в стране на протяжении нескольких месяцев после окончания действия безвизового периода в 60 дней. «Раньше [туристический] ВНЖ давали на год, потом — на полгода, а сейчас [знакомые эмигранты] говорят, что чаще всего дают на три месяца», — рассказывает аналитик одного из российских венчурных фондов. По его словам, успех этой затеи зависит от района города, поскольку в каждом из них свои квоты на выдачу ВНЖ. «Например, если в районе поселилось много туристов, то ВНЖ выдавать перестают, — утверждает он. — Самостоятельно это понять почти невозможно, но есть вариант обратиться к риелтору, который понимает местную специфику и сможет посоветовать, в каком районе подавать документы [на ВНЖ]», — утверждает он.
Как рассказывали в колонке для Forbes основатели миграционной платформы Hello Move Наталья Семина и Юрий Виленский, туристический ВНЖ в Турции делает доступным медицинское обслуживание, получение образования для детей, оформление кредитов и ипотеки. Для получения вида на жительство потребуются загранпаспорт, договор аренды жилья на год, туристическая медицинская страховка на год, выписка о движении денежных средств за полгода из российского банка, налоговый номер и оплаченная пошлина (1000 лир или $68). По расчетам основателей Hello Move, получение туристического ВНЖ обойдется минимум в 7000 лир ($476) без учета расходов на аренду и страховку.
Юлия Шмырова говорит, что для нее с мужем разобраться с туристическим ВНЖ было самой сложной задачей. Она объясняет это тем, что в середине февраля 2022 года изменились правила по его выдаче: вид на жительство в Турции стали давать на более короткий срок, просить больше документов. Кроме того, по словам Шмыровой, из-за того, что регион захлестнула волна русских мигрантов, агенты, помогающие с получением ВНЖ, «взвинтили» цены. «Они брали от $100, сейчас берут по $250–300», — говорит предпринимательница.
При этом, по словам Шмыровой, турецкие госорганы стараются помочь прибывшим россиянам разобраться с механиками открытия счета и получения вида на жительство. «При всем сумбуре, который есть, в Турции очень открытые и доброжелательные люди, в том числе чиновники, — говорит она. — При открытии ВНЖ и счета в банке нам объясняли все, о чем мы спрашивали, разрешали донести документы или прийти лично с любыми вопросами и сложностями».
Надеть на маску на себя
Несмотря на высокий спрос на ВНЖ, россияне редко рассматривают Турцию как страну для релокации компании, говорит аналитик одного из российских венчурных фондов и миграционный эксперт Hello Move Павел Смирнов. Об отсутствии планов на перенос юрлица в Турцию говорит и Алексей Шульженко, основатель агентства продуктового маркетинга Rock'n'ROI и платформы для трейдеров TakeProfit. У Шульженко распределенная команда, а бизнес зарегистрирован в США. Он не планирует оставаться в Турции надолго, а хочет переехать в Европу: «Мы начали регистрироваться в различные стартап-программы во Франции и Португалии».
Российские предприниматели предвзято относятся к Турции, считают ее страной третьего мира и скорее предпочтут Европу для ведения бизнеса, говорит Смирнов: «Они хотят переезжать в страны с хорошим инвестиционным климатом». Кроме того, по его словам, самостоятельно открыть компанию в Турции сложно, понадобится юрист. Местные агентства, которые помогают оформить рабочий ВНЖ и зарегистрировать бизнес, берут за свои услуги от €3000 до €4000, утверждает Смирнов: «Цены на уровне Португалии, Италии и стран Балтии».
Специалисты, как и предприниматели, рассматривают Турцию как «перевалочный пункт» на пути в третьи страны, говорят Виноградов и аналитик одного из российских венчурных фондов. По мнению последнего, это направление выбирают, чтобы «отдохнуть от сложной геополитической ситуации, пофрилансить, переждать смутное время».
Сотрудница российской инвестиционной компании признается, что пока не уверена, продлят ли ей и мужу турецкий ВНЖ. «Если нет, то поедем еще куда-нибудь, — делится планами она. — Собираемся заехать в Москву, доделать несколько дел, пока надолго попрощаемся с Родиной. Очень грустно и горько оставлять родителей. Но решили, что сначала надо «надеть маску на себя, а потом на них». Если придется переезжать из Турции, то пара рассмотрит в первую очередь США, Португалию, Германию и Грузию, рассказывает собеседница Forbes. Смирнов замечает, что россияне с турецким видом на жительство смогут подавать на визу или ВНЖ европейских стран и на визу США.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.