Владельцу Lush в России придется закрыть треть магазинов и уволить 200 сотрудников
10 марта британская косметическая компания Lush объявила о приостановке поставок своих продуктов в Россию из-за ситуации на Украине. Из-за этого российская сеть, основным владельцем которой является предприниматель Дмитрий Азаров, закрывает 17 из 48 магазинов и планируют в ближайшее время сократить 200 из 500 своих сотрудников. Об этом Forbes сообщил сам Азаров. По его расчетам, запасов продукции российской Lush хватит не более, чем на три месяца.
«Если поставки не возобновятся, то это означает конец бизнеса», — говорит Азаров. Он называет «самой большой катастрофой» вынужденное увольнение людей, которым будет сложно найти работу в текущей ситуации. «В первый месяц [после начала «спецоперации»* на Украине] какие-либо изменения не были так ощутимы, но когда действие дошло до увольнений — стало уже тяжело», — рассказывает Азаров.
По данным СПАРК, «Лаш Раша» на 65% принадлежит Азарову и на 35% — британской Lush. Бизнес был создан в 2001 году по инициативе Азарова: по собственным словам, предприниматель обратился к английскому бренду с просьбой стать партнером. Он рассказывает, что в период с 2005-го по 2013 год Lush в России был высокомаржинальным бизнесом, но из-за валютного кризиса 2014 года несколько лет работал без прибыли. В 2021 году выручка «Лаш Раша» составила 1,6 млрд рублей, прибыль — 95,5 млн рублей, свидетельствуют данные СПАРК.
В начале апреля гендиректор британской Lush Марк Константайн в интервью Financial Times рассказал, что компания списала свою долю в российском бизнесе. «Мы не располагаем никакой информацией ни о каких списаниях. Долю нам не передают. Пока об этом нет речи», — утверждает Азаров. Forbes направил запрос в материнскую компанию Lush, но на момент публикации не получил ответ.
Под брендом Lush также работают 15 магазинов на Украине. The Wall Street Journal писала, что Азарову принадлежит 65% в украинском бизнесе. В беседе с Forbes предприниматель уточнил, что эту долю он был вынужден передать материнской компании в Англии. «В противном случае, она подлежала бы национализации со стороны Украины», — объяснил Азаров. По данным WSJ, до «спецоперации» бизнес в России и на Украине приносили британской компании около 2% годовой выручки.
Констайн предполагал, что российское подразделение может сменить название. Азаров этого не исключает, но обращает внимание, что в таком случае не сможет производить и продавать продукцию под брендом Lush. «Любимый нами и огромным количеством россиян бренд Lush может выпускаться только под брендом Lush», — утверждает он. По его словам, это связано с тем, что сырье и ингредиенты — ноу-хау, которые принадлежат британской компании.
Азаров рассказывает, что для сохранения российского бизнеса компания будет рассматривать «все возможные варианты»: как запуск собственного косметического производства, так и работу с другими брендами или замену ассортимента продаваемой продукции. Он затрудняется оценить сроки и объем вложений, которые потребуются на перезапуск. «Бизнес, который строился десятилетиями, невозможно перезапустить в такой обстановке за каких-то два–три месяца. Ни о каком внешнем финансировании не может идти и речи, когда ставка составляет более 20% годовых. Нетривиальной задачей является создать что-то новое за три месяца за счет собственных средств в таких условиях», — рассуждает он.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.