К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как два брата построили бизнес на полмиллиарда рублей на фудтраках и домах на колесах

Братья Рафаэль и Ренат Хабировы — владельцы компании MobiTruck (Фото Александра Карнюхина для Forbes)
Братья Рафаэль и Ренат Хабировы — владельцы компании MobiTruck (Фото Александра Карнюхина для Forbes)
Братья Рафаэль и Ренат Хабировы зарабатывали на продаже оборудования для добычи нефти и проектировании нефтяных объектов, а теперь строят передвижные рестораны, дома, бани, медпункты и салоны красоты. Среди клиентов их компании MobiTruck фастфуд-проекты, обувной бренд Ecco, нефтяные компании Neste и Shell. В 2021 году выручка бизнеса Хабировых превысила 500 млн рублей

К фестивалю «Крымская весна» фудтрак в «русском» стиле установили на Пушкинской площади напротив старейшего в России «Макдоналдса», который закрылся 14 марта (компания приостановила деятельность в России). В киоске на колесах с изображением матрешки можно было купить горячую еду, в том числе блины.

Фудтраки появились и у других закрывшихся «Макдоналдсов» в ЦАО. Фургоны простояли всего три дня, с 18 по 20 марта. Владелец компании по их производству MobiTruck Рафаэль Хабиров уверяет, что рестораны на колесах произвели такое сильное впечатление, что люди еще долго потом писали и просили их вернуть.

Производством фудтраков Рафаэль Хабиров вместе с младшим братом Ренатом занимается с 2016 года. Партнеры владеют цехом площадью 6000 кв. м, где изготавливают передвижные дома, бани, магазины, медпункты, салоны красоты и заправки. Среди клиентов MobiTruck в России и за рубежом — нефтяные компании Neste, Shell, обувной бренд Ecco и другие. 

 

По итогам 2021 года выручка компании MobiTruck, по собственным данным, превысила 500 млн рублей. В 2022 году компания планировала расширять продажи за рубежом. Но с началом «военной операции»* России на Украине многие заказчики заморозили проекты. Что ждет компанию по производству фудтраков в новых экономических условиях?

Еда на колесах

Рафаэль Хабиров признается, что занялся фудтраками случайно. До этого он мечтал стать «супернефтяником». По стопам отцам-нефтяника он поступил в Уфимский Государственный нефтяной технический университет и каждое лето проходил производственную практику в филиале «Газпромнефти» в родном Ноябрьске. 

 

Окончив вуз, Хабиров переехал в Москву и устроился инженером в Институт нефти и газа, затем работал в многопрофильной инжиниринговой компании «Энергокаскад», после чего занялся бизнесом. В 2010 году открыл представительство канадской компании CAN-K, которая поставляла в Россию оборудование для добычи нефти, а затем присоединился к компании МОСС, которую в 2006 году основал его знакомый. Партнеры поставляли оборудование для нефтяных месторождений в Венесуэле, Омане, Индии, Катаре, Кувейте, Индонезии. Хабиров вышел из компании в 2019 году. 

К 2016 году предприниматель заработал на продаже нефтеоборудования капитал, которого хватало на жизнь на Рублевке и инвестиции в различные проекты — от производственных до музыкальных. Тогда же знакомый предложил Хабирову вложиться в производство фудтраков. Он уверял, что у него есть наработки изделий и производственное оборудование. «На деле оказалось, что есть только помещение под цех в Москве», — вспоминает предприниматель. Позже инициатор вовсе вышел из проекта и продал долю Рафаэлю. Сумму сделки предприниматель не раскрывает. 

Чтобы наладить работу, Хабирову пришлось активно включаться в процесс. В помощь он позвал младшего брата Рената, который к тому моменту окончил Уфимский университет и помогал ему в нефтяных проектах. «Меня все спрашивают: почему я остался в этом проекте? Думаю, потому что с детства хотелось что-то производить», — рассуждает предприниматель. Тогда же проект получил название EdaNaKolesah.

 

В первый год работы Хабировы вложили в проект 80 млн рублей с учетом первых инвестиций Рафаэля, заработанных за время работы в нефтянке. Деньги пошли на покупку оборудования (лазерные станки для резки металла, сварочные аппараты, гибочное и полировочное оборудование), аренду и наем людей, прежде всего конструкторов. Всего в развитие проекта к 2022 году братья вложили около полумиллиарда рублей — брали кредиты на развитие и реинвестировали прибыль. 

(Фото DR)

«Мерседес» среди фудтраков

За первый год компания выполнила 18 заказов, что принесло 25 млн рублей выручки. Первый фудтрак команда изготовила для русскоязычного немца, который хотел открыть в Москве закусочную «Берлин Кебаб». Второй клиент — петербургский предприниматель Ханун Бенагуев — обратился к Хабировым летом 2016 года. Он тогда задумывался о запуске гастрономического проекта 1-st FoodFactory и искал подходящий фудтрак. Идею ресторана на колесах он подглядел в США. «Я увидел первый фудтрак в Нью-Йорке и пришел в дикий восторг. А в Майами было место, где стояло штук 30 фудтраков и все предлагали разную кухню», — вспоминает Бенагуев. 

В России фудтраки были в новинку и производителей можно было пересчитать по пальцам, рассказывает Бенагуев. Предпринимателя подкупило, что компания Хабировых подошла к заказу персонализированно и фактически разработала фудтрак специально под нужды 1-st FoodFactory. Он обошелся Бенагуеву в 3 млн рублей, а окупить вложения удалось за два года. 

Впоследствии основатели EdaNaKolesah сделали ставку на персонализацию. «Необычные задачи» помогли усилить качество фудтраков и максимально адаптировать под потребности отрасли. По словам основателя сети ресторанов «Мясо&Рыба», вице-президента Федерации рестораторов и отельеров России Сергея Миронова, сейчас компания оснащает фудтраки внутри так, как это сделал бы профессиональный ресторатор: «Команда хорошо и органично вписывает оборудование, соблюдает санитарные и пожарные нормы. Это уже не тонары (вагоны на колесах), которые стояли в Москве 20 лет назад». 

На спрос влияет и внешний вид фудтраков. Необычный дизайн привлек представителей нересторанного бизнеса — салонов красоты, барбершопов, шоурумов, рассказывает Хабиров. Первый такой заказ в 2017 году сделали руководители петербургского туристического бюро. Они просили создать мобильный офис продаж. Тогда же компания сделала первую поставку за рубеж — в Казахстан. За счет диверсификации к концу года выручка выросла на 72%, до 90 млн рублей. А в 2018 году компания вышла в операционную прибыль — она составила 17 млн рублей.

 

Переломным для проекта стал 2019 год, рассказывает Ренат Хабиров. Тогда на компанию обратил внимание Дмитрий Портнягин, автор блога «Трансформатор» с 1,53 млн подписчиков на YouTube. Он предложил снять ролик о производстве. Еще до выхода ролика блогер опубликовал пост, в котором упомянул про EdaNaKolesah. После него телефоны предпринимателей, по их словам, разрывались от сообщений. Спустя несколько месяцев Портнягин опубликовал сам ролик (на сегодня он насчитывает более 484 000 просмотров) на YouTube. «После публикации мой телефон вибрировал без остановки, у меня было 40 или 50 сообщений с вопросами о фудтраках. И они продолжали приходить», — вспоминает Хабиров. 

(Фото DR)

Узнаваемость росла и за счет мероприятий, в которых участвовали проекты на фудтраках Хабировых, например, гастрономические фестивали Gastreet, «Сыр Пир Мир» и отраслевые выставки Metro Expo, ПИР ЭКСПО. Там впервые фудтраки EdaNaKolesah увидели и крупные московские рестораторы. К концу 2019 года выручка компании Хабировых превысила 380 млн рублей. Операционная прибыль выросла на 58% и превысила 40 млн рублей. В том же году предприниматели оформили новый, более понятный иностранцам товарный знак — MobiTruck.

По словам одного из клиентов EdaNaKolesah Дмитрия Бруева, к 2019 году компания уже была широко известна на рынке. Бруев в том же году взял фургон компании в лизинг под гастрономический проект «В НЕБО». Он рассматривал альтернативы, но EdaNaKolesah по качеству и дизайну фудтраков превосходила конкурентов: «Знакомые говорили о ней как о «Мерседесе» на рынке фудтраков». За два года предприниматель выкупил фургон, переплатив 700 000 рублей. Общая сумма вложений составила 3,4 млн рублей. Он признается, что фудтрак до сих пор не окупился — сказалась пандемия. 

Кочующая точка

Братьям Хабировым пандемия, напротив, сулила значительный рост. Во время локдауна стационарные рестораны могли работать только навынос и доставку. Чтобы получить дополнительную выручку, многие рестораторы стали покупать фудтраки, рассказывает Хабиров. Рост интереса к фургонам со стороны рестораторов подтверждает и Дмитрий Левицкий: «Многие состоявшиеся рестораторы покупали фудтраки, чтобы работать в парках, туристических местах, как-то загрузить своих ребят и обеспечить хоть какой-то ручеек выручки». Бруев же настаивает, что в России, в отличие от Штатов, фудтраки ограничены в местах расположения. Поэтому заработать можно только на мероприятиях, а в 2020–2021-м их постоянно отменяли. 

 

Без проблем арендовать участок для установки фудтрака можно у частников, отмечает Бенагуев из 1-st FoodFactory. Например, его фудтраки стоят на территориях жилых комплексов, в парках. Чтобы снять место на федеральных, городских и муниципальных землях, нужно проходить длительные и дорогостоящие бюрократические процедуры, которые не гарантируют, что предприниматель получит участок, говорит Бенагуев.

Процесс схож с тем, что рестораторы проходят, чтобы открыть летнюю веранду, рассказывает партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Василий Малинин: «Торговый объект нужно сначала включить в так называемую схему размещения нестационарных торговых объектов, проект которой разрабатывает Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы. Далее нужно пройти ряд органов государственной власти и на финальном этапе согласовать схему со специальной межведомственной комиссией. Заключить же договор можно только по результатам тендера». Затраты на процедуры и необходимых специалистов, в том числе кадастрового инженера, могут достигать полумиллиона рублей, уверяет Бенагуев.

О проблемах с местами в Москве и других крупных городах говорит и Хабиров. По его словам, компания пытается решить проблему, но пока безуспешно и это тормозит развитие бизнеса. По этой причине MobiTruck стала усиливать экспортное направление. Первые продажи происходили спонтанно — люди находили компанию через сайт или знакомых. Сейчас предприниматели продают фудтраки в Норвегию, Германию, Францию, Иран, Египет через официальных представителей и агентов. Для продаж за рубеж компания оформила сертификат HACCP (Hazard Analysis and Critical Control Points). Он гарантирует безопасность оборудования, которое контактирует с пищей. 

Вскоре в бизнес Хабировых вмешались и другие непредвиденные обстоятельства — цех, который компания арендовала, в феврале 2020 года сгорел. Вместе с ним пропали и фудтраки, которые компания подготовила для клиентов — примерно 10 машин, в частности новая разработка — салон красоты на колесах. Пришлось экстренно брать 45 млн рублей в кредит на ремонт, который занял около восьми месяцев. По итогам 2020 года выручка  компании, по ее собственным данным, составила 490 млн рублей. Операционная прибыль выросла незначительно — до 45,2 млн рублей.

 

К концу 2020 году продажи за рубежом приносили уже четверть выручки, а еще через год — треть. Компания планировала дальше усиливать экспортное направление. Но вмешались последствия «спецоперации» России на Украине. «У нас отвалилось много иностранных клиентов, во Франции, Германии возникают трудности с платежами», — рассказывает Рафаэль Хабиров. Усложнилась и логистика: если раньше компания доставляла фудтраки в Европу за два–три дня (подрядчики транспортных компаний везли их как прицепы к автомобилям), то сейчас на это может уйти несколько недель, утверждает предприниматель. 

Кроме того, часть импортных деталей подорожала на 20–40%. «Цены на фары вообще выросли на 217%», — приводит пример Рафаэль. Компании пришлось брать два кредита — 11 млн рублей на закупки и 60 млн рублей на операционные расходы. 

(Фото Агентства «Москва»)

Несмотря на сложности, братья настроены позитивно. Компания сохранит цены на корпуса фургонов, но комплектующие (например, вытяжки, моторы) будет продавать по ценам, соответствующим текущему курсу доллара или евро. 

Партнеры рассчитывают укрепить позиции компании на ресторанном рынке за счет участия в мероприятиях. По словам Хабирова, к MobiTruck часто обращаются власти Москвы и Московской области, так как знают, что компания в контакте с рестораторами. «Нам звонят и просят поставить фудтраки на Масленицу, на мероприятия в честь Нового года. И мы всех стыкуем», — говорит он. 

 

С запросом на установку 16 фудтраков на фестивале «Крымская весна» в марте 2022-го к компании обратился департамент торговли и услуг Москвы, рассказывает Хабиров. Предприниматель согласился. По условиям договоренностей, департамент не оплачивал установку траков MobiTruck, но выделял места под них на время фестиваля, рассказывает он. В нем приняли участие ресторанные проекты Black Star Burgers, «Папа жарит мясо» солиста группы «Руки вверх!» Сергея Жукова, «Рыжий Янхук» солиста группы «Иванушки International» Андрея Григорьева-Апполонова и другие. Представитель главы департамента торговли и услуг Алексея Немерюка не ответил на запрос Forbes.

Получив запрос от департамента, Хабиров, по собственным словам, связался с известными московскими рестораторами, которым предложил взять фудтраки в аренду. Но многие отказались из-за нехватки времени или наличия других проектов, говорит он. Это подтверждает Сергей Миронов, который тоже получил предложение от MobiTruck, но отказался от него. Его компания до этого не работала с фастфудом, а разрабатывать технологию под мероприятие было невыгодно. Хабиров надеется, что в дальнейшем город начнет выделять места под долговременное расположение мобильных точек и фудтраки заинтересуют большее число рестораторов.

MobiTruck также планирует увеличить долю производства домов на колесах. Спрос на них вырастет вместе с вынужденной популярностью внутреннего туризма, надеется Рафаэль: «У нас широкий линейный ряд. Поэтому мы устойчивы ко всем внешним потрясениям: когда одно направление умирает, другое остается жить».

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

 

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+