Берлинский стартап с российскими корнями Endel привлек $15 млн от фондов из Долины
Сервис для сна и концентрации Endel с русскоязычными корнями закрыл раунд В на $15 млн, сообщил Forbes представитель стартапа. Инвесторами раунда стали калифорнийские венчурные фонды Waverley Capital и True Ventures. Оценку Endel по итогам сделки в компании не раскрывают. С момента запуска сервис привлек более $7 млн от бизнес-ангелов, инвестиционных и венчурных фондов. На сегодня у приложения более 1 млн активных пользователей в месяц.
Инвестиции позволят компании усовершенствовать технологию генерации музыки. Endel также намерен запускать новые коллаборации с популярными музыкантами. В марте 2022 года компания запустила проект с обладателем Грэмми британским певцом Джеймсом Блейком. Он получил название Wind Down. Тогда же Endel планировал анонсировать раунд на $15 млн, но закрытие сделки затянулось. Причины переноса сроков в компании не уточнили.
Endel основали в 2018 году шестеро россиян: Олег Ставицкий, Протей Темен, Филипп Петренко, Дмитрий Евграфов, Дмитрий Безуглый и Кирилл Булацев. До этого они вместе развивали серию игр для детей под брендом Bubl, а также онлайн-игру Dubl Crash.
В 2015 году Ставицкий переехал в Берлин, за ним подтянулась вся команда. Endel они задумали в ответ на несколько трендов — популярность приложений для сна и медитаций вроде Calm и Headspace и функциональной музыки, которую люди использовали, чтобы расслабиться или сосредоточиться. Подобные подборки на YouTube и Spotify набирали по несколько десятков миллионов прослушиваний, вспоминал Ставицкий в разговоре с Forbes.
Отличительной чертой приложения стала персонализация — Endel генерирует музыку, опираясь на данные о пользователе, включая показатели его пульса, возраст, пол. Помимо этого, сервис считывает данные о местоположении пользователя, времени суток и так далее. В приложении доступно несколько режимов, которые можно переключать в зависимости от желаемого эффекта: «расслабление», «фокус», «сон», «восстановление» и др.
Поворотным для компании стал 2019 год. Тогда лейбл Warner Music Group подписал с Endel контракт на 20 альбомов, которые нужно было сгенерировать в течение года. Новость спровоцировала «ажиотаж» в прессе и определила будущий успех компании, рассказывал Forbes венчурный партнер в Flyer One Ventures Виктор Захарченко, который инвестировал в конкурирующий сервис Mubert.
Новую волну внимания к Endel спровоцировала коллаборация с канадской певицей Grimes. В 2020 году партнеры выпустили цифровую колыбельную AI Lullaby, которая помогает пользователям уснуть. После запуска проекта приложение «резко полетело вверх» — число скачиваний после релиза увеличилось в три раза, уверял Ставицкий. В том же году компания анонсировала раунд на $5 млн, лид-инвестором которого выступил партнер американского фонда True Ventures Кевин Роуз.
Тогда же Endel стал получать предложения о покупке от стриминговых платформ, что подсказало команде новый канал развития. Сервис стала выкладывать сгенерированную музыку на стриминговые сервисы, включая Spotify и YouTube. По словам Ставицкого, сейчас треки, созданные Endel, на стриминговых платформах получают по несколько миллионов прослушиваний в месяц. На странице компании в Spotify говорится о более 64 000 слушателей в месяц.
Как рассказывал Ставицкий Forbes в марте 2022 года, компания намерена и дальше развиваться за счет стриминга и коллабораций с артистами. Это позволяет привлекать новых подписчиков. Они приносят 90% выручки компании. Команда намерена развивать и B2B-направление, на которое приходится 10% выручки. Среди партнеров Endel — японская авиакомпания ANA Airlines, немецкий автомобильный холдинг Mercedes-Benz и др.
В компании не комментируют, как обострение отношений между Россией и Украиной повлияло на работу сервиса и партнерские отношения с бизнесом и артистами. Но на неделе с 21 по 27 февраля, когда Россия начала «военную операцию»* на Украине, Endel вошел в топ приложений AppStore, рассказывал Ставицкий Forbes.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.