«Толпа фаундеров с квадратными глазами»: как Ереван стал для россиян новой Долиной
«Количество людей в центре Еревана, русская речь и диалоги, связанные со стартапами, очень напоминают мне Кремниевую долину девять лет назад. В 2013 году я проходил там бизнес-акселератор и познакомился с двумя московскими предпринимателями — теперь я встретился с ними здесь», — делится первыми впечатлениями от переезда в Армению Ренат Хайретдинов, основатель российской компании Infinity Resources, которая занимается подбором проектных IT-команд.
Хайретдинов полон надежд относительно будущих перспектив своего бизнеса в Армении. Он отмечает, что местные власти настроены сотрудничать с российскими предпринимателями и помогают им интегрироваться в экономику страны. 1 марта в Министерстве экономики Армении создали рабочую группу, которая будет помогать предпринимателям из России, Белоруссии и Украины адаптироваться.
Сориентироваться на местности прибывшим россиянам помогают и всевозможные чаты и Telegram-каналы, в которых есть необходимая информация о том, как зарегистрировать компанию, снять жилье, найти няню или детский сад для ребенка и где в Ереване самая вкусная шаурма. Например, в Telegram-чате «Переезд в Армению/Взаимопомощь» состоит уже более 18 500 человек. Forbes пообщался с предпринимателями, которые успели перебраться в Армению о том, почему они приняли это решение, с какими проблемами столкнулись и что планируют делать дальше.
Русские с чемоданами в руках
Основатель сервиса видеоинтервью VCV Арик Ахвердян живет между Ереваном и Москвой последние два года. С началом волны иммиграции российских компаний в феврале 2022 года он стал одним из админов Telegram-канала для перебравшихся в Армению — «2022 Relocation /Армения». Сейчас у канала уже более 15 000 подписчиков. По словам Ахвердяна, большая часть из них — это предприниматели и профессионалы из сферы IT. Также среди подписчиков канала есть предприниматели, которые строят международный бизнес; сотрудники международных и российских компаний, которые работают удаленно; предприниматели, оставившие бизнес и команду в России, и безработные, которые уволились в панике, уехали из России и пока не решили, что будут делать, рассказывает Ахвердян.
Ренат Хайретдинов из Infinity Resources объясняет популярность Армении среди айтишников тем, что местные власти еще в 2015 году снизили для IT-сектора ставку подоходного налога до 10% (специалисты из других сфер, с его слов, платят 26% и более) и освободили IT-компании от уплаты налога на прибыль. Также в стране «все достаточно просто» с нетворкингом, рассказывает предприниматель: «Все открыты к диалогу». Например, в одном из Telegram-каналов, Economy of Armenia (более 13 000 подписчиков), аудиочаты с пользователями проводит министр экономики Армении Ваган Керобян.
«В Тбилиси переехали свободные художники [дизайнеры, фотографы, журналисты], а в Ереван — айтишники. И Тбилиси повезло меньше», — смеясь, говорит соосновательница российского коммуникационного агентства, пожелавшая остаться анонимной. Она считает, что в отличие от «креативщиков», IT-специалисты смогут обеспечить большой приток денег в экономику и позитивно повлиять на IT-инфраструктуру страны, если задержатся в ней: «В очереди за социальными картами каждый второй предлагал запилить свои Госуслуги».
Собеседница Forbes вместе с мужем, совладельцем коммуникационного агентства, улетели из Москвы в Ереван 9 марта, поскольку лишились возможности принимать оплату от половины компаний-клиентов, которые зарегистрированы не в России. Часть клиентов продолжили переводить деньги агентству в евро через свои кипрские юрлица. Но вскоре и этот способ стал невыгодным: 28 февраля вышел указ об обязательной конвертации 80% валютной выручки в рубли. Из-за «совершенно сумасшедшего» обменного курса предприниматели попросили клиентов задержать платежи до тех пор, пока их агентство не зарегистрирует ИП или юрлицо за рубежом. Супруги стали изучать, где можно сделать это быстрее всего, и остановились на Армении. «В большинстве стран только открытие [корпоративного] счета занимает минимум три недели. Армения выделялась на общем фоне — к примеру, ИП тут можно зарегистрировать за 15 минут», — говорит предпринимательница.
Сразу после перелета супруги купили местные сим-карты и разменяли деньги. «В Москве мы снять валюту со счетов не смогли и чисто случайно нашли в шкафу заначку с наличными долларами — собственно, ее и взяли с собой, — рассказывает соосновательница агентства. — Мы особо не потеряли на комиссиях: нас встретил армянин и сразу показал, где менять валюту выгодно — в супермаркетах SAS [в них есть окошко, где меняют валюту]». В очереди на обмен в SAS пришлось стоять около 40 минут «в толпе таких же фаундеров с квадратными глазами», говорит собеседница Forbes: «Да и вообще за первый день, пока делали дела, встретили в центре человек 30 русских с чемоданами в руках — очень много людей в те дни приехало».
Новое лицо
Регистрация юридического лица в Армении занимает один день. «Здесь все просто: прийти в Агентство государственного регистра юридических лиц, занять электронную очередь, с собой иметь нотариальный перевод паспорта на армянский. Граждане России могут использовать и внутренний паспорт РФ», — рассказывает Армен Минасян, бывший управляющий директор инвестиционной платформы «Поток Диджитал» и основатель компании Khachen.Consulting, которая сейчас активно консультирует переехавший в Армению российский бизнес. По его словам, регистрируют ООО в Армении бесплатно.
18 марта в силу вступил указ президента России Владимира Путина о том, что россияне до конца 2022 года не могут оплачивать уставной капитал юрлица за рубежом. Но есть способы обхода меры, говорит партнер юрфирмы FTL Advisers Мария Кукла: «Например, можно найти в Армении (или другой юрисдикции) компанию-консультанта, которая сама оплатит уставной капитал, а затем продаст вам 100% акций — такое не запрещено. Или нерезидент России может оплатить уставной капитал, действуя как представитель». Обязательство по оплате уставного капитала может исполнить третье лицо, вторит ей Минасян.
Чтобы сэкономить время и не искать обходные пути для открытия юрлица, предприниматели могут зарегистрировать ИП, говорит Минасян. Так поступили и основатели упомянутого выше коммуникационного агентства. Для регистрации, по словам соосновательницы компании, не понадобилось ничего, кроме российского и заграничного паспорта (ИП регистрируют на заграничный паспорт, но сведения о прописке вбивают из паспорта РФ). Этим тоже занимается Агентство государственного регистра юридических лиц, регистрация обойдется в 3500 драм (около 1000 рублей), рассказывает собеседница Forbes. По ее словам, эту пошлину можно оплатить за две минуты через терминал в Министерстве юстиций Армении.
Следующий шаг — это открытие счета для бизнеса. По словам Минасяна, этот процесс сейчас занимает от двух до десяти дней. Он рассказывает, что с начала марта процедура открытия счета стала усложняться: если в конце февраля для этого достаточно было паспорта, уставных документов для ООО или свидетельства о регистрации ИП, то теперь многие банки требуют показать договор аренды с местным арендодателем, подтвердить с помощью соглашения о намерениях планы клиента переводить свои контракты на армянскую компанию, готовность нанимать местных сотрудников или работать с армянскими подрядчиками.
По словам Минасяна, единого перечня необходимых документов пока не существует — все зависит от конкретных банков. Последние таким образом хотят убедится в том, что предприниматели действительно собираются вести бизнес в Армении, поясняет он. При этом Минасян утверждает, что эта процедура все равно проще, чем в Грузии, где были случаи, когда для открытия счета банки требовали от клиентов подписать документ о несогласии с политикой России.
Владелица коммуникационного агентства, пожелавшая остаться анонимной, рассказывает, что ей удалось за день открыть счет физлица и ИП в Inecobank и получить полные платежные реквизиты для того, чтобы выставить счета клиентам. Она заплатила около $350 за комплекс услуг: открытие двух счетов в четырех валютах (драмы, рубли, доллары, евро) для физлица и ИП и выпуск двух пластиковых карт. В эту сумму также входит 100 000 драм, которые на полгода замораживаются на счете ИП (если его закрыть, банк забирает деньги себе), рассказывает собеседница Forbes.
Предпринимательница подтверждает, что многое здесь зависит от банка: так, более популярный IDBank принимает анкеты на открытие счета только в электронном виде и рассматривает их более недели. Как рассказывает собеседница Forbes, этот банк считается более технологичным — у него, например, есть платежный инструмент, который позволяет осуществлять транзакции в криптовалюте. Хотя срок рассмотрения заявок у IDBank дольше и отказов больше, многие предприниматели хотят открыть счет именно в нем, говорит предпринимательница.
Усложнилось и открытие счета физлиц, говорят Минасян и совладелица коммуникационного агентства. Если в конце февраля и начале марта это можно было сделать, предъявив любой паспорт (заграничный или внутренний российский), то сейчас банк может потребовать предоставить справку 2-НДФЛ, отчет о движении денежных средств за последние шесть месяцев (выгрузка из российского банка), а также указать источники дохода, рассказывает Минасян. Сроки рассмотрения заявок на открытие счета зависят от банка: в популярном у россиян IDBank, по словам Минасяна, самые большие очереди.
Многие россияне, которые получают зарплату в рублях, сталкиваются с потерями при конвертации валюты в Армении, констатирует Минасян. Россиянам запрещено переводить валюту на свои счета за рубежом, но запрет не распространяется на рубли, которые переводятся на зарубежные рублевые счета, говорят Минасян и партнер юрфирмы FTL Advisers Мария Кукла. Как рассказывает упомянутая выше основательница коммуникационного агентства, в армянском банке можно открыть счет в рублях и переводить себе на этот счет деньги из российского банка. Размер комиссии зависит от банка, переводить со Сбербанка на Inecobank суммы до 50 000 рублей можно без комиссии. В Армении также работают карты платежной системы «Мир». В любом банкомате страны можно снять только драмы, а валюту, в том числе рубли — в кассе банка, рассказывает совладелица коммуникационного агентства. Так как курсы при конвертации валюты в банках менее выгодны, она рекомендует снимать там рубли, а затем менять их на драмы в обменнике в супермаркете SAS.
Россиянка Дарья (предпочла не называть фамилию), которая перебралась в Тавушскую область в Армении и продолжает получать зарплату в рублях, использует для поиска выгодного курса сайт rate.am. «Мы тут две недели, и пока меняли только наличные рубли, [вывезенные из России], на наличные драмы, — рассказывает она. — Запомнили две точки [супермаркет SAS и обменник в центре Еревана], где обычно выгоднее всего». Дарья признается, что пока не оценивала ущерб от курсовой разницы и не думала, как быть с рублевой зарплатой дальше: «Сейчас столько стресса, что не хватает сил, чтобы высчитывать такие вещи».
Ереван по цене Нью-Йорка
С регистрацией бизнеса и открытием счета в Армении помогают и местные компании-консультанты. Услугами одной из таких, Hay'Li Human Development, воспользовался Ренат Хайретдинов из Infinity Resources. Предприниматель прилетел в Ереван 3 марта, 4-го встретился с бизнес-консультантом из этой компании, а 7 марта у него уже были юрлицо и счет. На услуги компании, по собственным словам, он потратил $500.
Хайретдинов утверждает, что основная сложность в Ереване сейчас — отнюдь не регистрация бизнеса или открытие счета, а аренда недвижимости. Из-за наплыва приезжих взлетели цены, и качественного жилья на рынке осталось мало, сетует он. По словам Минасяна, такая же проблема есть и с арендой офисных помещений.
Соосновательница коммуникационного агентства рассказывает, что тоже столкнулась с проблемой аренды недвижимости. Она уверяет, что цены на жилье в Ереване сейчас сопоставимы с ценами в Сингапуре и Нью-Йорке. «Трехкомнатная квартира близко к центру Еревана сдается за $1800 в месяц — дороже, чем в Москве», — восклицает собеседница Forbes. По ее словам, договоренности периодически отменяются, а цены постоянно растут: «Мы с мужем снимаем трехкомнатную квартиру на окраине Еревана пополам с еще одной парой россиян. Нашли ее через риелтора, посмотрев больше десяти квартир за два дня. Сначала она сдавалась за $800, но когда мы решили ее снять, цена достигла $900».
Предпринимательница рассказывает, что риелтор тоже не выполнил договоренности: вместо обещанных 10% со сделки взял с пары $200. «Потом еще выяснилось, что коммуналка оплачивается отдельно. А на следующий день после заезда пришел сын хозяйки квартиры и взял с нас еще $30 за интернет, что не соответствует тарифам, которые мы видим на сайте «Ростелекома» (компания работает в Армении)», — жалуется предпринимательница.
Местные жители тоже недовольны происходящим: соосновательница коммуникационного агентства рассказывает о случаях, когда арендаторы выгоняют армянские семьи, которые давно арендуют жилье по старым ценам ($200–300 в месяц), потому что российским айтишникам можно сдать его за $1000. О недовольстве местных жителей из-за роста цен с $300 до $1000 говорит также основатель курсов для управленцев «Школа системного менеджмента» Церен Церенов, который перебрался из России в Армению в начале марта: «Я слышал от таксистов такое. Местные даже какую-то бучу поднимали. В русских каналах были жалобы, что хозяева даже после заключения договора поднимали стоимость».
По словам Хайретдинова в этом вопросе, как и со многим здесь, помогают личные контакты. Предприниматель рассказывает, что за 20 дней, что он с семьей находится в Ереване, успел сменить жилье. «Пока обзванивал владельцев квартир по объявлениям на местном маркетплейсе [list.am] и спрашивал, когда можно посмотреть, получил прекрасное предложение от водителя такси, который меня подвозил. Каждый человек тут открыт и готов помочь», — заключает он.
Эмоциональные и не прагматичные
Хайретдинов переехал с женой и двухлетним сыном, которому быстро нашли детский сад через все те же чаты в Telegram. Предприниматель рассказывает, что через чаты познакомился и стал общаться с местными властями (с кем именно, он не раскрывает) и бизнес-сообществом. Его Infinity Resources зарабатывает в основном в России, но он намерен запускать в Армении новый бизнес-проект — облачный дата-центр, который будет предоставлять инфраструктуру компаниям, строящим IT-сервисы.
Церен Церенов рассказывает, что пока получает выручку в рублях и тратит ее на нужды компании в России. Он уже открыл армянский филиал «Школы системного менеджмента» и намерен открыть еще несколько филиалов в других странах, чтобы работать в том числе с уехавшими русскоязычными клиентами и постепенно наращивать валютную выручку. Тем не менее, он рассчитывает вернуться в Россию, когда «политическая ситуация нормализуется».
Супруги-владельцы коммуникационного агентства тоже не исключают, что со временем переберутся из Армении в Россию или другую страну. Их дети пока остались с родственниками в Москве — родители могут вернуться сюда, «когда все устаканится». Есть вероятность, что предприниматели заберут детей и поедут в третью страну с теплым климатом и морем. «Нам хочется, чтобы они жили в городе с подходящей инфраструктурой, — рассказывает собеседница Forbes. — Ереван красивый и уютный в центре, но очень разный в спальных районах. Мы пока не понимаем, сможем ли организовать для детей здесь привычную среду».
Армен Минасян, который регулярно проводит адаптационные мероприятия для россиян, прибывших в Армению, уверен, что как минимум половина из них вернется в Россию или поедет дальше, в третьи страны. «Многие люди, которые приехали в Армению в первую неделю «специальной военной операции»* не были прагматичны. Это было больше эмоциональное решение, и некоторые сейчас не понимают, что им здесь делать», — признает Минасян.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.