Чем грозит пользователям признание Facebook и Instagram экстремистскими ресурсами
11 марта компания Meta Platforms Inc. разрешила пользователям Facebook и Instagram размещать информацию, которая содержит призывы к насилию в отношении российских граждан, в том числе военных. В ответ Генпрокуратура направила заявление в суд о признании Meta экстремистской организацией и запрете ее деятельности в России — Тверской суд Москвы начнет рассмотрение дела 21 марта.
Глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас заявил, что пользователей Facebook и Instagram не станут автоматически приравнивать к экстремистам, а глава комитета Госдумы по информационной политике Александр Хинштейн сказал, что пользователи Instagram не будут нести ответственность за публикации даже после возможного признания соцсети экстремистской. Статус пользователей, тем не менее, пока непонятен — решающее слово за прокуратурой и иными правоохранительными органами.
Что это может грозить пользователям, бизнесу, который использует Facebook и Instagram для продвижения, и миноритарным акционерам Meta?
Легально ли пользоваться Facebook и Instagram сейчас
Роскомнадзор ограничил доступ к Instagram на всей территории России с 14 марта. Работу Facebook приостановили чуть раньше, 4 марта, также по требованию Генпрокуратуры из-за нарушения прав и свобод граждан. Мессенджера WhatsApp ограничения не коснулись. Не затронет его и возможное признание Meta экстремистской организацией, сообщали ТАСС и «РИА Новости» со ссылкой на свои источники.
Прямого запрета на использование (например, с помощью VPN) Facebook и Instagram пока что нет — Роскомнадзор только ограничил к ним доступ. Никакой ответственности для компаний и физлиц также нет: пока что эти соцсети не запрещены на территории России, а заблокированы. Кроме того, в России не предусмотрено ответственности непосредственно за использование VPN и за доступ через него к заблокированным в стране порталам.
Исключение — операторы связи, провайдеры и поисковые системы. Их могут оштрафовать, если они не ограничат доступ к социальным сетям как умышленно, так и случайно (статьи 13.34, 13.40, 13.41 Кодекса об административных правонарушениях — штраф до 8 млн рублей). Впервые интернет-провайдера оштрафовали за отказ блокировать сайты из «черного списка» в 2013 году. Правда, тогда Роскомнадзор не раскрыл, какие именно ресурсы не заблокировал провайдер.
Если Meta признают экстремистской — что дальше?
Если любую организацию признают экстремистской на территории России, ее российские сотрудники (в том числе и иностранные граждане, проживающие на территории страны и работающие в ней) автоматически становятся участниками экстремистской деятельности, в отношении них правоохранительные органы могут возбудить уголовное дело по части второй статьи 282.2 Уголовного кодекса (до шести лет лишения свободы). Сотрудники правоохранительных органов могут проводить любые оперативно-разыскные мероприятия, в том числе разыскивать российских сотрудников компании, признанной экстремистской, если их местонахождение неизвестно. При этом правоохранительные органы в течение шести лет могут привлечь сотрудника такой компании к ответственности, даже если он уволился.
Нести уголовную ответственность сотрудник будет только на территории России, поскольку на территории других стран данная организация не признана экстремистской. Но эти меры вряд ли коснутся Meta — у компании нет офиса и сотрудников в России.
Что станет нельзя пользователям
После возможного решения суда о запрете Meta нельзя будет переводить деньги этой организации, то есть использовать рекламный кабинет, проводить любые транзакции внутри Facebook и Instagram. За это могут привлечь к ответственности как за финансирование экстремистской деятельности (статья 282.3 Уголовного кодекса — до восьми лет лишения свободы для физлиц). Пока что можно полагать, что оплата напрямую блогеру за рекламу не будет считаться финансированием, так как оплата не проходит непосредственно через платформы Meta, а размещение таргетированной рекламы через рекламный кабинет — будет.
Если аккаунт пользователя взломают и через него будут вести коммерческую деятельность, например настраивать таргетированную рекламу, владелец тоже может нести уголовную ответственность. Однако в ходе следствия правоохранительные органы должны будут выяснить и обнаружить, с какого IP-адреса и с какого устройства был выполнен вход . Если факт взлома подтвердится, то пользователю ничто не угрожает.
Будет запрещено использовать логотипы Facebook и Instagram в публичных источниках, так как символика экстремистских организаций запрещена в любом виде (часть первая статьи 20.3 КоАП). Например, под запрет попадут логотипы соцсетей на сайте компании с предложением поделиться контентом. За нарушение граждан могут арестовать на срок до 15 суток, юрлиц — оштрафовать на сумму до 50 000 рублей.
При текстовом упоминании Meta и ее продуктов в публичных источниках будет необходимо указывать, что это экстремистская организация. За нарушение граждан оштрафуют на сумму до 2500 рублей, юрлиц — до 50 000 рублей (статья 13.15 КоАП).
Что под вопросом
Однозначной ясности пока нет, но есть риск, что использование аккаунтов в Facebook и Instagram будет расцениваться как участие в деятельности экстремистской организации (часть вторая статьи 282.2 УК). Такая практика маловероятна, так как не соответствует действующим разъяснениям Верховного суда по делам об экстремизме. В частности, Верховный суд указывал, что суд должен установить, какие мотивы были у человека, что конкретно он сделал и как эти действия повлияли на продолжение работы экстремистской организации. Скорее всего, к ответственности привлекут только лиц, которые распространяют ту же экстремистскую информацию, за которую планируют запретить Meta. Например, призывы к насилию в отношении российских граждан.
Можно предположить, что если кто-то будет привлекать внимание к Instagram или Facebook (например, блогер скажет: «Мой аккаунт работает, залетайте через VPN»), то это может расцениваться как пропаганда запрещенной организации и вызывать вопросы у правоохранителей.
Что будет с держателями акций Meta
Пока что по этому вопросу есть только мнение парламентариев. По словам главы комитета Госдумы по информационной политике и связи Александра Хинштейна, миноритарные акционеры Meta не будут считаться пособниками экстремизма, если компанию признают в России экстремистской. То же, по его мнению, касается и более крупных акционеров, если они не участвуют в принятии решений Meta.
Официальную позицию озвучат правоохранительные органы. По закону покупку акций компании, признанной экстремистской, можно подвести под финансирование экстремизма. Акции, которые были приобретены до признания организации экстремистской, вряд ли будут считаться финансированием, особенно учитывая заявления представителей власти. При этом после признания организации экстремистской держатели акций вряд ли смогут что-то продать, так как экстремистской организации нельзя будет торговаться на наших биржах. Что будет с самими акциями, непонятно. Пока прецедентов не было, возможно, ЦБ объявит для них особый порядок.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора