Стартап номинанта «30 до 30» привлек 170 млн рублей от фонда основателя «ВкусВилла»
Стартап «Убиратор», который помогает ретейлерам вывозить вторсырье (картон, бумага, пластик, стекло) и развивает свою сеть пунктов приема отходов, привлек 170 млн рублей. Об этом Forbes сообщил представитель венчурного фонда «ТилТех Капитал» основателя «ВкусВилла» Андрея Кривенко, председателя совета директоров ГК «Агама» Юрия Алашеева и главы «Химрара» Андрея Иващенко. «ТилТех Капитал» лидировал раунд, в нем также приняли участие фонды «Зерно Венчурс», «Эра Капитал» и несколько бизнес-ангелов. Стороны не раскрывают, во сколько оценили стартап в ходе сделки.
«Убиратор» в 2018 году запустил выпускник Московского физико-технического института (МФТИ) Никита Никишкин с партнерами Сергеем Калитовым и Алексеем Хацкевичем. В 2019 году Никишкин вошел в список номинантов рейтинга 30 самых перспективных россиян по версии Forbes в категории «Социальные практики». За несколько лет стартап собрал базу в 7000 компаний-клиентов, среди которых «ВкусВилл», Hoff, «Спортмастер», «Магнит» и другие сети. Компания зарабатывает на услуге по вывозу вторсырья из офисов компаний и точек продаж и на самой сдаче вторсырья в переработку. Ранее стартап привлекал инвестиции в том числе от основателя Qiwi Сергея Солонина.
Текущий раунд был закрыт в два этапа: первый транш «Убиратор» получил в 2021 году, второй — в феврале 2022-го. На привлеченные инвестиции сервис уже выкупил один и запустил с нуля два новых пункта приема и заготовки вторсырья в Москве и Санкт-Петербурге. Также за счет инвестиций стартап запустил сервис Upay — ERP-систему (систему управления ресурсами предприятия) с функциями финтех-платформы. В ней пункты приема отходов ведут учет производственной деятельности и осуществляют выплаты за вторсырье своим поставщикам-физлицам. Upay автоматически генерирует все документы и чеки, которые необходимы пунктам приема.
В планах компании — создать на основе Upay еще ряд сервисов для упрощения производственных процессов пунктов приема: работы с поставщиками, их привлечения, ведения документооборота, авансирования закупок вторсырья и пр. В 2022 году «Убиратор» также планирует масштабировать сервис по вывозу вторсырья в Москве, Санкт-Петербурге и запустить пункты приема и заготовки в двух новых городах-миллионниках. Благодаря этому основатели намерены «кратно увеличить» оборот по итогам 2022 года, говорится в пресс-релизе по случаю сделки. В 2021 году оборот стартапа, по его собственным данным, вырос более чем в 3 раза — до 790 млн рублей.
Никита Никишкин считает рынок сбора вторичной упаковки быстрорастущим, с низкой степенью консолидации. «Все это создает благоприятную среду для построения большого технологического бизнеса», — заключает сооснователь «Убиратора». По его словам, стратегия компании в том, чтобы быть «главной технологической компанией» на этом рынке, завоевав лидерство благодаря запуску IT-продуктов.
Максим Каплевич, основатель проекта Ecoplatform, который производит автоматы для сбора пластиковых бутылок и алюминиевых банок, считает «Убиратор» лидером по покрытию в России: «Сервис помогает ретейлеру заключить контракты [с переработчиками] и организовать вывоз сразу в большом количестве регионов. Региональные операторы крупнее по обороту, но работают только на своей территории». Он признает, что с технологической стороны рынок «работает не очень хорошо», и считает ERP-систему для пунктов приема вторсырья актуальным решением. «Конкурент «Убиратора» — тетрадка на подготовительно-заготовительной площадке [в пункте приема]. Бывает, туда что-то не так записали, и потом стороны спорят, сколько пластика или картона привезли на площадку. Поэтому IT-система на этом рынке точно займет свою нишу», — говорит Каплевич.